Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Высший ордер

Впервые адвокаты могут сгенерировать ордера на предоставление правовой помощи 
через личный кабинет в ЕРАУ

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

Технический прогресс не стоит на месте. С каждым днем все больше сервисов предоставляют различные органы власти, что неудивительно, поскольку улучшение системы государственного электронного управления и соответствующая минимизация бюрократических процедур являются приоритетными направлениями. На слуху и запуск Единой судебной информационно-коммуникационной системы с большим количеством сервисом для участников процесса. Не отстает в этом вопросе и адвокатское сообщество.

На протяжении нескольких лет разрабатывался и постепенно внедрялся в Едином реестре адвокатов Украины (ЕРАУ) сервис «Личный кабинет адвоката». С января текущего года он начал функционировать, и каждый адвокат, зарегистрировавшись, может воспользоваться сервисом, который упрощает организационную работу и позволяет оплатить ежегодные взносы, предоставлять информацию о деятельности, повышении квалификации, стаже, опыте работы и т.п.

Параллельно с запуском личного кабинета Национальной ассоциацией адвокатов Украины (НААУ) велась работа по внедрению так называемого электронного ордера. Члены Совета адвокатов Украины (САУ) с регулярной периодичностью на каждом заседании Совета, начиная с лета прошлого года, обсуждали возможные преимущества и риски, которые могут возникнуть при функционировании такого сервиса. В итоге 13 апреля 2019 года САУ утвердил Положение об ордере на предоставление правовой помощи в новой редакции.

Как было анонсировано на официальном сайте НААУ, уже с 16 апреля адвокаты смогут генерировать ордера на предоставление правовой помощи через сайт Ассоциации.

Справедливости ради отметим, что до анонсирования запуска нового сервиса на сайте НААУ было размещено объявление о технических работах, связанных с модернизацией функционала сервиса «Личный кабинет адвоката» и подготовкой к запуску онлайн-опции «Электронный ордер адвоката».

Непосредственно новая опция работает через личный кабинет адвоката в Едином реестре адвокатов Украины. Ордер содержит все необходимые реквизиты обычного ордера, а также двумерный штрих-код (QR-код) со ссылкой на профайл адвоката в ЕРАУ. При генерировании ордеров им присваивается серия каждого региона.

В течение переходного трехлетнего периода получить ордера можно будет в советах адвокатов регионов или, как исключение, в предусмотренных Советом адвокатов Украины случаях непосредственно в САУ.

Также в информации о новой опции разъяснено, что учет сгенерированных ордеров осуществляется автоматически системой управления электронной базы данных ЕРАУ. История генерирования ордеров отображается в соответствующем разделе «Личный кабинет адвоката» на официальном сайте НААУ и в административной части электронной базы данных ЕРАУ.

Следует отметить, что у адвокатов при анонсе новой опции возник вопрос относительно учета и контроля выдачи ордеров в большей степени адвокатам, осуществляющим свою деятельность несамостоятельно. В Положении об ордере на предоставление правовой помощи, уже доступном на сайте НААУ, указано, что «ордер, который выдается адвокатским бюро или адвокатским объединением, обязательно должен содержать подпись адвоката, предоставляющего правовую помощь на основании ордера, подпись руководителя адвокатского бюро, адвокатского объединения, и быть скреплен печатью юридического лица».

Мы поинтересовались у практикующих адвокатов, действительно ли новый сервис упростит им работу и какие риски могут возникнуть при его использовании.

«Как член Совета адвокатов Украины, представляющий адвокатов города Киева, я голосовал за это нововведение, потому что это, безусловно, намного упростит работу адвокатов. Адвокатам не придется тратить время на поездки в региональные советы адвокатов, чтобы получать ордерские книжки (а они, как правило, заканчиваются в самый неподходящий момент). А если неотложные следственные действия проводятся в нерабочее время, и у адвоката закончились ордера, то отсутствие ордера может стать большой проблемой», — пояснил Игорь Черезов, управляющий партнер АК «Адвокат Черезов и Партнеры».

По его мнению, такое решение САУ сэкономит деньги советов адвокатов регионов, так как у них будет отсутствовать статья бюджета «полиграфические услуги для изготовления ордерских книжек».

Также г-н Черезов отметил, что в момент обсуждения на заседании Совета адвокатов Украины члены совета нашли только один недостаток нового сервиса — уже потрачены средства советами регионов на изготовление ордерских книжек. «Для того чтобы деньги адвокатов не пропали, вместе с решением о введении электронного ордера было принято решение о том, что старые ордера будут действительны до 2022 года», — рассказал он.

Другой позиции придерживается адвокат, управляющий АБ «Тытыкало и Партнеры» Роман Тытыкало. Адвокат отмечает, что сгенерировать ордер ему не удалось: «Я осуществляю деятельность в форме адвокатского бюро, и мне в личном кабинете написали: «Если вы руководитель адвокатского бюро или объединения, которых нет в списке, обратитесь в Совет адвокатов вашего региона». Итак, чтобы получить ордер, мне нужно еще куда-то обратиться, хотя законом это не предусмотрено».

Более того, как подчеркивает г-н Тытыкало, профильный закон четко предусматривает, что Совет адвокатов Украины не может утверждать порядок выдачи, а вправе лишь «утвердить типовую форму».

Также, по его мнению, Положение об ордере на предоставление правовой помощи и порядке ведения реестра ордеров, утвержденное решением Совета адвокатов Украины № 36 от 17 декабря 2012 года, противоречит закону, поскольку предусматривает, что бланки ордеров изготавливаются типографским способом по заказу САУ в порядке, установленном настоящим Положением, и как исключение могут быть изготовлены по заказу Совета адвокатов Украины.

«Таким образом, Положением не только утверждена форма ордера, но и установлено монопольное право на заказ печати ордеров, а последними изменениями стараются вообще такое монопольное право на печать ордеров через онлайн-платформу закрепить только за Советом адвокатов Украины. Адвокаты — это представители свободной профессии, которые не любят лишних ограничений, следовательно, адвокаты и адвокатские объединения имеют право по утвержденной форме печатать себе ордера, и для этого не нужна никакая онлайн-платформа… В целом, возможно, это и позитивная идея, но мы должны исходить из нормы закона», — резюмирует адвокат.

Положительно о новом сервисе отзывается Владимир Клочков, адвокат, управляющий партнер АО «Клочков и Партнеры». По его мнению, такая инновация позволит адвокатам достаточно быстро, не выходя из собственного офиса, сгенерировать ордер онлайн. «Конечно, такая техническая возможность может неоднозначно восприниматься представителями силовых структур. На первых этапах использования таких ордеров может возникнуть проблема с проверкой полномочий адвоката, к примеру, во время участия адвоката в следственных действиях», — считает наш собеседник.

Г-н Клочков отмечает, что такой сервис чрезвычайно полезен для адвоката, прежде всего с точки зрения экономии времени. Он также приветствует введение электронного ордера, поскольку адвокатам больше не понадобится каждый раз ехать в совет адвокатов, чтобы получить ордерные книжки. «Кроме того, после завершения технической доработки сервиса генерации ордеров онлайн с возможностью использования электронной цифровой подписи, адвокат сможет оперативно заполнить ордер, если под рукой не окажется бумажного документа. Адвокат может просто зайти с мобильного телефона и сгенерировать ордер онлайн, подписав его электронной цифровой подписью», — называет перспективные функции сервиса Владимир Клочков.

По мнению Евгения Петренко, партнера Юридической группы EUCON, с технической точки зрения, новый сервис существенно упрощает работу адвоката. Более того, лицам, которым он будет предъявлен, понадобится не так много времени, чтобы ознакомиться с профилем адвоката в ЕРАУ посредством QR-кода, нанесенного на ордер.

В то же время г-н Петренко озвучивает ряд вопросов, возникших при тестировании новой опции. «Почему адвокат не может управлять базой собственных ордеров? Просмотреть в личном кабинете все свои ордера, чтобы выяснить, какому клиенту они выданы, нельзя. После генерирования ордера нельзя ничего изменить. Первые пробные ордера, составленные в шутку, теперь висят в твоей истории, а это, по моему мнению, не совсем логично», — рассуждает адвокат.

К тому же, по словам Евгения Петренко, сложно спрогнозировать, как новая форма ордера будет воспринята теми же правоохранительными органами, судами, исполнителями.

«И все же самый ключевой вопрос — восприятие электронного ордера представителями различных органов, ведь сегодня ордер на оказание правовой помощи не воспринимается как надлежащий документ, подтверждающий полномочия адвоката. И это при том, что адвокатами и органами адвокатского самоуправления активно проводилась разъяснительная работа и были выиграны судебные споры, где ставились под сомнения полномочия адвоката на этом основании. По моему мнению, здесь должна быть активная позиция НААУ с точки зрения продвижения нового сервиса и восприятия новой формы ордера органами исполнительной власти, судами, правоохранительными и иными органами», — считает Евгений Петренко.

Как известно, технический прогресс не стоит на месте, поэтому есть шанс, что силовые структуры, суды, иные представители власти, нотариусы и исполнители новую форму ордера все же будут вскоре принимать, а адвокаты сэкономят время и силы для предоставления правовой помощи клиенту.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: