![]() |
Олег МАКАРОВ: «Оправдались прогнозы относительно роста потребностей в разрешении конфликтов между компаниями» |
Кризисные явления в экономике внесли свои коррективы в развитие юридического бизнеса. Некоторые юридические фирмы удивили подчас резкой переквалификацией на другие сферы либо полным отказом от неприбыльных практик.
Чего ожидать от рынка юридических услуг в ближайшем будущем и как реагировать на изменения в его структуре — этот вопрос прокомментировали непосредственные участники рынка.
По мнению управляющего партнера юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» Олега Макарова, «компаниям, которые ориентировали деятельность на моноуслуги в определенной отрасли (строительной, банковской или M & A), в период кризиса пришлось нелегко, а о развитии клиентской базы в этих областях сегодня и в ближайшее время все еще говорить не приходится. Сейчас возрастает спрос на услуги по минимизации рисков недружественных поглощений, налоговой оптимизации, по сохранению ценных активов клиентов, реструктуризации, по привлечению финансирования и возврату дебиторских задолженностей.
Практика интеллектуальной собственности остается востребованной, так как ее услуги, например, регистрация товарных знаков, патентование изобретений, защита коммерческой тайны, способствуют инвестиционной привлекательности бизнеса.
Недостаток свободных средств у предприятий приводит к учащению случаев нарушения договорных обязательств и, как следствие, — обращения в арбитражный суд с исками, направленными на взыскание задолженности, расторжение договоров и признание сделок недействительными. Загруженность нашей судебной практики не снижается, а спрос на юридические услуги в области права международной торговли и международного арбитража стабильно растет. Кризис неплатежей чреват банкротством предприятий. В этой области мы предвидели возрастающую потребность в юридических услугах как со стороны должника, так и со стороны кредитора».
По мнению старшего партнера, руководителя практики коммерческого права в г. Киеве международной юридической фирмы CMS Cameron McKenna Александра Мартыненко, «те практики, которые тем или иным образом связаны с падающими рынками и не связанные с разрешением споров, находятся сегодня в упадке. Это касается таких секторов, как недвижимость, рынки ценных бумаг, а также секторов экономики, переживающих тяжелые времена. Тяжелые времена переживают и транзакционные практики, такие как практика слияний и поглощений, комплексного долгового финансирования.
В то же время практики, связанные с разрешением споров, реструктуризацией хозяйственной деятельности и обязательств, а также с текущим обслуживанием хозяйственной деятельности, идут либо по возрастающей, либо чувствуют себя неплохо».
Как отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Инюрполис» Татьяна Гавриш, «наибольшая стагнация очевидна в сферах земли, недвижимости и строительства. Однако в целом спрос на юридические услуги не упал, а в некоторых сегментах, таких как судебная практика, международное финансирование и другие, даже вырос. Определенным образом изменился характер запросов — сегодня клиента в значительной степени интересует «антирисковый» консалтинг, моделирующий все возможные альтернативные решения в поиске наиболее эффективного (в частности, увеличилась доля консалтинга в судебной практике)».
Президент Укринюрколлегии Даниил Курдельчук считает, что в упадке сейчас находятся практики по юридическому консалтингу, слияниям и поглощениям, недвижимости. Популярностью же, по его мнению, пользуются вопросы финансового сектора: привлечение финансовых активов, реструктуризация долгов и вопросы банкротства.
Несмотря на кризис, некоторые практики остаются довольно прибыльными. Мы попросили наших экспертов выделить сферу, которая в ближайшее время станет наиболее популярной. По мнению г‑на Макарова, «уже во многом оправдались прогнозы аналитиков рынка, связанные с ростом потребности клиентов в разрешении конфликтных ситуаций между компаниями. Кризисные явления в экономике делают востребованными набор так называемых «непредвиденных» юридических услуг, направленных на реструктуризацию задолженностей и перекредитование в условиях ограничений по ликвидности в банках, услуг по обеспечению экономической безопасности корпоративного и личного имущества, по взысканию просроченных задолженностей, по подготовке и проведению процедуры банкротства».
Александр Мартыненко считает, что спросом будут пользоваться специализации по разрешению споров, реструктуризации хозяйственной деятельности и обязательств, а также связанные с текущим обслуживанием хозяйственной деятельности (контракты, налоги, корпоративное право, регуляторные вопросы и т.д.).
По мнению г-жи Гавриш, «в ближайшей перспективе можно говорить о таких специализациях, как банкротство, судебная практика (взыскание задолженности, разрешение все возрастающего числа конфликтов между собственниками бизнеса и т.д.). Также мы наблюдаем спрос на юридические услуги на рынке финансовых услуг».
В последнее время некоторые юристы отмечают, что прослеживается тенденция переквалификации юридических фирм на другие практики, вплоть до кардинально новых направлений, таких, например, как защита в уголовном процессе. В связи с данным вопросом Олег Макаров указывает на то, что «одним из наиболее пострадавших от кризиса сегментом юридических услуг действительно оказался сектор, связанный с подготовкой и сопровождением сделок по слиянию или поглощению компаний. Многие игроки этого рынка с началом кризиса заморозили все свои инвестиционные проекты и до лучших времен обнулили бюджеты. Мне кажется, что в ближайшее время следует ожидать большого числа поглощений, которые будут мотивированы не желанием покупателя получить контроль над активами, а стремлением продавца избавиться от проблемных или нерентабельных активов в условиях рыночной финансовой нестабильности».
Сомневается в кардинальной переквалификации юрфирм Александр Мартыненко: «Экономический кризис не является сменой экономического базиса общества. Поэтому я не вижу экономической нужды в отмирании специализаций. Ведь экономический кризис не является причиной для офтальмолога переучиваться на стоматолога. Так же и специалисту по слияниям и поглощениям нет экономической необходимости переучиваться на специалиста по семейному праву».
Татьяна Гавриш считает, что «любой кризис — явление временное. При очевидном уменьшении сделок в сфере M & A в настоящее время не следует ожидать, что это станет глобальной тенденцией. После определенной эволюции рынка (существенное снижение стоимости бизнеса, перераспределение долей на рынках и т.д.), очевидно, начнется следующая волна слияний и поглощений. Поэтому говорить о глобальном реформировании этой практики скорее всего не стоит.
Защиту по уголовным делам нельзя считать кардинально новым направлением, хотя удельный вес ее никогда не был высоким. Мы ощущаем повышение спроса на консалтинг в сфере уголовного процесса в таких сферах, как представительство имущественных интересов крупных кредиторов в процессе расследования уголовных дел о мошенничестве с финансовыми ресурсами. Кроме того, актуальными становятся проекты, требующие международной правовой помощи, в частности, процедуры расследования недобросовестного вывода активов заемщиками (т.н. «отмывания денег»)».
Таким образом, возможно, кризис принесет отечественному юридическому бизнесу не только проблемы, но и пользу — в виде появления новых практик.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…