«Выключительные» обстоятельства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (357) » «Выключительные» обстоятельства

«Выключительные» обстоятельства

В данной статье мы рассмотрим вопрос правомерности осуществления отключений или ограничений подачи электроэнергии объектам водоснабжения энергоснабжающими компаниями. Пожалуй, именно в осеннее-зимний период он наиболее актуален. Нередко нормативные акты относительно возможности отключения от энергоснабжения предприятий водоснабжения толкуются энергоснабжающими компаниями и контролирующими органами по-разному, что также вносит путаницу.

Как показывает практика, ограничение и отключение от энергоснабжения объектов водоснабжения и водоотвода вследствие неплатежей потребителей за электрическую энергию — довольно частое явление. Из 18-ти компаний, практика которых была нами проанализирована, ограничения/отключения имели место в 15 случаях. И в большинстве случаев (кроме четырех) при отключениях имело место реагирование со стороны контролирующих органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, санэпидстанции.

Основным аргументом относительно запрета отключений/ограничений подачи электроэнергии у контролирующих органов было следующее. Статья 6 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 10 января 2002 года (Закон о питьевой воде) предусматривает, что государственная политика в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения основывается на принципе запрета отключения объектов питьевого водоснабжения от системы энерго-, газо- и теплоснабжения как объектов жизнеобеспечения и стратегического назначения, а потому отключения являются неправомерными.

Создалась довольно сложная ситуация, поскольку задолженность потребителей перед энергоснабжающими компаниями была и остается значительной. Кроме того, существует довольно большая нормативно-правовая база, позволившая компаниям использовать определенные акты в поддержку правомерности своих действий.

Так, энергоснабжающие компании, отклоняя акты реагирования, следующим образом трактовали нормы законодательства. В статье 2 Закона Украины о питьевой воде предусмотрено, что его действие распространяется на всех субъектов хозяйствования, вырабатывающих питьевую воду и обеспечивающих население водой путем централизованного водоснабжения, а также на органы исполнительной власти и самоуправления. Энергоснабжающая компания не является субъектом отношений в сфере питьевой воды, поэтому положения этого Закона на нее не распространяются.

Другой довод: согласно статье 10 Закона Украины о питьевой воде, принципы государственной политики, предусмотренные в статье 6 этого Закона, принадлежат к компетенции Кабинета Министров Украины (КМУ). Поэтому энергоснабжающая компания имеет право ссылаться на подзаконные нормативно-правовые акты КМУ, как-то: постановление КМУ «Об утверждении Положения о порядке отключения потребителей от источников энергоснабжения» № 705 от 31 августа 1995 года, постановление КМУ «Об обеспечении дисциплины расчетов за потребленные природный газ, тепловую и электрическую энергию» № 59 от 17 января 2000 года, распоряжение КМУ «О системе мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития электроэнергетической отрасли» № 133‑р от 7 апреля 2001 года, постановление КМУ «О внесении изменений в порядок снабжения электрической энергией потребителей» № 475 от 9 апреля 2002 года. Также предприятия ссылались на Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ) № 8 от 31 июля 1996 года. Некоторые компании, кроме постановлений КМУ, при отключениях/ограничениях руководствовались письмом Министерства юстиции Украины № 21-30-1536 от 2 августа 2002 года.

Еще одним из обоснований своих действий энергоснабжающие компании указывали то, что статья 6 Закона о питьевой воде является нормой косвенного действия, а потому не может применяться к отношениям по поводу отключения от энергоснабжения.

Одна из компаний, возражая против требования райгосадминистрации прекратить отключение, утверждала, что Закон Украины «О местных государственных администрациях» не предоставляет райгосадминистрациям полномочий запрещать осуществлять отключение объектов водоснабжения. Однако следует отметить, что реакция органов государственной власти и местного самоуправления вполне закономерна, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить жителей городов и других населенных пунктов питьевой водой, количество и качество которой отвечают требованиям санитарных норм и государственного стандарта.

Иногда предприятия осуществляли ограничения до уровня экологической брони, ссылаясь при этом на постановление КМУ «Об ограничении электроснабжения потребителей до уровня экологической брони» № 93 от 29 января 2004 года.

Статьей 6 Закона Украины «О питьевой воде» фактически установлен запрет на отключение данных объектов от энергоснабжения. Специальным законом, касающимся электроэнергетической отрасли, а именно Законом Украины «Об электроэнергетике» в редакции от 19 июня 2003 года в статье 1 определено понятие экологической брони электроснабжения потребителя. В частности, в ней указано, что такой броней является минимальный уровень потребления электроэнергии потребителем (кроме населения), который обеспечивает предпосылки для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Обратите внимание, что речь идет именно о потребителе электро-энергии — предприятии, под определение которого подпадают предприятия водоснабжения и водоотвода.

Как указано в частях 6, 7 статьи 20 упомянутого Закона, экологическая броня электроснабжения устанавливается потребителям с целью предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера из-за прекращения электроснабжения. Финансирование экологической брони электроснабжения при неуплате или неполной оплате за потребленную электроэнергию потребителями, имеющими такую броню, осуществляется из государственного или местных бюджетов. КМУ утверждает порядок составления перечня потребителей и их оборудования, для которого должна быть установлена экологическая броня электроснабжения.

В соответствии со статьей 21 Закона Украины «Об электроэнергетике» энергопоставщики согласовывают с соответствующим потребителем размер экологической брони электроснабжения, который должен быть утвержден Государственной инспекцией по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии.

При условии неполной оплаты потребителем потребленной электроэнергии, согласно статье 24 этого Закона, энергопоставщики имеют право ограничить его электропотребление до уровня экологической брони электроснабжения или, при отсутствии таковой, полностью прекратить электроснабжение потребителя.

Порядок ограничения электропотребления до уровня экологической брони электроснабжения или полного прекращения электроснабжения потребителей устанавливается КМУ. Поэтому для выполнения положений Закона Украины «Об электроэнергетике» было принято постановление КМУ «Об утверждении Порядка ограничения электропотребления потребителей до уровня экологической брони электроснабжения или полного прекращения их электроснабжения и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины № 705 от 31 августа 1995 года» № 93 от 28 января 2004 года, в котором указан порядок осуществления ограничения электроснабжения.

Согласно статье 24 Закона «Об электро-энергетике», энергопоставщики имеют право на возмещение не уплаченной потребителем части стоимости электроэнергии, поставляемой ему на уровне экологической брони электроснабжения, за счет средств государственного или местных бюджетов.

Кроме того, Министерством топлива и энергетики Украины издан приказ «Об утверждении Инструкции о порядке составления акта экологической, аварийной и технологической брони электроснабжения потребителя» № 26 от 19 января 2004 года (Приказ). В подпункте 1.1.8 пункта 1.8 статьи 1 Приказа предусмотрено, что экологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей, объекты которых согласно установленному порядку включены в Перечень потребителей и их оборудования, для которого должна быть установлена экологическая броня электроснабжения в административно-территориальной единице (Перечень). Перечни утверждаются и согласовываются в соответствии с Порядком составления перечня потребителей и их оборудования, для которого должна быть установлена экологическая броня электроснабжения. Предприятия водоснабжения входят в такие перечни!

В разделе 7 проекта новых Правил пользования электрической энергией также предусмотрено понятие экологической брони и запрет ограничений выше экологической брони. Кстати, действующими Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением НКРЭ № 28 от 2 августа 1996 года (в редакции постановления НКРЕ № 928 от 22 августа 2002 года), понятие «экологическая броня» не предусмотрено.

Итак, делая выводы, отметим следующее. Закон Украины «Об электроэнергетике» является специальным законом и, учитывая изменения, внесенные в него 19 июля 2003 года, им урегулирован противоречивый вопрос об отключении объектов водоснабжения и водоотвода от энергоснабжения.

Таким образом, полное отключение от электроснабжения предприятий водоснабжения является неправомерным и противоречит не только Закону Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», но и Закону Украины «Об электроэнергетике». Предприятия водоснабжения принадлежат к тем, на которые распространяется экологическая броня. Следовательно, ограничение электроснабжения этих предприятий разрешается законодательством до уровня экологической брони. При отсутствии установления экологической брони для конкретного потребителя допустимо полное прекращение его электроснабжения, согласно Закону Украины «Об электроэнергетике».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Кто и как возмещает вред работнику

Государственная практика

Недофинансирование — судейская боль

Деловая практика

«Выключительные» обстоятельства

Законодательная практика

Кто вправе спонсировать суды?

Неделя права

Ценная информация от ЦЕО

Актуально о третейских судах

Стартовала международная юридическая конференция

Финансирование правоохранительных органов будет увеличено, если...

Реестр событий

Выборы глазами Европейского суда

Реалии хозяйственного судопроизводства

Судебная практика

Чем можно «заверить» ВХСУ?

«Энергетика» законодательства

Судебные решения

Реструктуризация задолженности по оплате электроэнергии

Оплата потребляемой тепловой энергии

Действия, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства

Легитимные сроки отключения электроэнергии

Тема номера

Третейские суды на оптовом энергорынке

Можно ли «обойти» оптовый энергорынок

Договорные отношения на энергорынке

Частная практика

Юрфирма в новом качестве

Юридический форум

Областная САУ — пример либеральности

Юридический форум. Письма редактору

В защиту Генерального прокурора

Інші новини

PRAVO.UA