Всего несколько месяцев прошло с момента полноценного запуска системы автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (СМКОР), а у бизнеса возникает ощущение, что данная система работает достаточно давно и фактически является очередным механизмом давления. Впрочем, Министерство финансов и Государственная налоговая служба (ГФС) придерживаются иной позиции.
В то же время надо отдать должное Минфину, который все же прислушивается к бизнесу и регулярно вносит изменения в нормативные акты, регулирующие работу СМКОР. Последние из них вступили в силу 17 ноября с.г. и касаются критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных.
Тем не менее следует напомнить, что еще до запуска системы в тестовом режиме бизнес неоднократно заявлял о ее несовершенстве и самостоятельно искал пути для того, чтобы максимально обезопасить себя от рисков блокировки налоговых накладных. Безусловно, речь идет исключительно о добросовестных налогоплательщиках, которые, собственно, и столкнулись впоследствии с такой блокировкой.
Кстати, это уже третья попытка Минфина и ГФС усовершенствовать работу системы. Предыдущие изменения существенно не улучшили ситуацию для большинства представителей аграрного бизнеса и производителей. А последними нововведениями существенно подкорректированы действующие критерии оценки степени рисков и предусмотрен новый критерий расчета корректировки к налоговым накладным, составленным в отношении НДС-плательщиков. При этом расчет корректировки подпадет под блокировку, если им предполагается изменить стоимость товара либо услуг более чем вдвое, а также изменение номенклатуры товаров и услуг (для кодов товаров согласно УКТ ВЭД — изменение первых четырех цифр кода, а для кодов услуг в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг — первых двух цифр кодов).
Важным нововведением, по мнению экспертов, является автоматическое принятие таблицы плательщика, у которого налоговая нагрузка составляет более 2 % и объем поставок товаров или услуг, указанных с 1 января 2017 года в реестре, — более 25 % от общего объема поставок за соответствующий период. ГФС будет автоматически рассчитывать данные показателей каждого 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, а налогоплательщик сможет узнать о результатах в своем электронном кабинете. Напомним: полноценно система электронного кабинета в соответствии с постановлением правительства должна заработать лишь с 1 января 2018 года.
«За счет автоматической регистрации технологических карт значительно уменьшится количество плательщиков реального сектора, попадающих под мониторинг», — поясняет такие нововведения Минфин.
Следующие изменения, направленные на усовершенствование работы СМКОР, пока находятся на стадии проекта. Касаются они формы принятия решений комиссией ГФС относительно регистрации налоговых накладных. Данные изменения также разработаны Министерством финансов Украины.
К слову, количество жалоб в Совет бизнес-омбудсмена на действия ГФС в части необоснованной блокировки налоговых накладных сегодня является превалирующим. Более того, именно необоснованная блокировка стала предметом обжалования и в судебном порядке. Представители административной юстиции подчеркивают, что данная категория споров наиболее резонансна. Справедливости ради следует сказать, что большинство судебных решений по данной категории были вынесены в пользу налогоплательщиков. Как отмечают суды, в решениях ГФС не указывается конкретный перечень оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной или расчета корректировок, решения комиссии содержат нечеткую формулировку.
Именно судебные решения стали поводом для разработки Министерством финансов Украины изменений к Порядку работы комиссии Государственной фискальной службы, которая принимает решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации.
Анонсируя проект данного документа, Минфин обращает внимание, что, проанализировав судебную практику по искам налогоплательщиков об обжаловании решений комиссии ГФС, он пришел к выводу (и в большинстве судебных решений это отмечалось), что в решениях комиссии ГФС отсутствовали четкие причины отказа. «В частности, не было указано, какие документы не предоставлены, какие документы составлены с нарушением законодательства, каких документов недостаточно для принятия решения о регистрации или приостановлении регистрации налоговых накладных», — говорится в сообщении министерства.
Проектом предусматривается, что в решении комиссии об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных указываются подробные выводы о результатах рассмотрения документов налогоплательщика и причины отказа в их принятии (непредоставление объяснений, договоров, первичных документов, предоставление документов, составленных с нарушением законодательства, и т.д.).
Предлагается изменить и форму решения Комиссии. В частности, графа «Отказ в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» дополняется пунктами, предусматривающими основания для отказа в регистрации. Среди них — непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной/расчете корректировки, в которой применена процедура приостановления регистрации в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины; непредоставление налогоплательщиком копий документов в соответствии с пунктом «в» подпункта 201.16.1 пункта 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины. Последнее положение содержит расширенный перечень таких документов. К ним авторы отнесли договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями; договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для проведения хозяйственной операции; первичные документы относительно поставки/приобретения товаров/услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные; расчетные документы, банковские выписки из лицевых счетов; документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством.
Основанием для отказа также может стать предоставление налогоплательщиком копий документов, составленных с нарушением действующего законодательства. К слову, при указании того или иного основания для отказа можно внести дополнительную информацию (для этого предусмотрена специальная строка).
Таким образом, со вступлением данного проекта в силу должно повыситься качество принятых решений, что позволит налогоплательщику получать мотивированные заключения в случае отказа в регистрации.
Насколько данные корректировки в работе СМКОР существенно улучшат ситуацию для добросовестных налогоплательщиков, пока судить рано. Но очевидно одно — профильное министерство постоянно работает над усовершенствованием системы и категорически против возврата к тестовому режиму.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…