За последние годы было проведено значительное количество реформ. Очевидно, что спусковым механизмом этих процессов стало Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, требованиями которого на Украину возложены обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с нормативными актами ЕС.
Прогрессивные новеллы
Сфера корпоративного управления и фондового рынка не стала исключением. Более того, бизнес-сообщество давно обращало внимание законодателя на то, что многие нынешние регуляторные правила, касающиеся эмитентов ценных бумаг, необходимо пересмотреть, поскольку они устарели, усложняют деятельность акционерных обществ на территории Украины и даже препятствуют украинским компаниям привлекать иностранные инвестиции.
Решением вышеуказанных проблем должен стать вступивший в силу с 1 января 2018 года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг» (Закон), в котором изложен Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» (Закон о ценных бумагах) в новой редакции. Важно отметить, что Закон был разработан на основе законодательства ЕС и является достаточно прогрессивным во многих аспектах.
Изменение типа
Первое нововведение, на которое стоит обратить внимание, касается решения проблемы тех акционерных обществ, которые желают изменить тип своего публичного акционерного общества (ПАО) на частное акционерное общество (ЧАО).
Известно, что многим ПАО обременительная «публичность» досталась в наследство в результате массовой приватизации предприятий после распада Советского Союза. Вся сложность ПАО, в отличие от ЧАО, заключается в том, что на законодательном уровне к ПАО предусмотрено больше требований и регуляторных правил. К примеру, ЧАО не проходит процедуру внесения акций в биржевой реестр, не переизбирает членов наблюдательного совета ежегодно в количестве не менее пяти человек и т.д.
Закон о ценных бумагах в новой редакции предусматривает условно «безболезненную» процедуру смены типа акционерного общества с публичных на частные, которая заключается в следующем. Акционерное общество сохраняет статус «публичного» в случае если:
1) таким акционерным обществом было опубликовано сообщение о том, что оно осуществляет публичное предложение ценных бумаг;
2) если на момент вступления в силу Закона ценные бумаги такого эмитента пребывали в листинге.
Таким образом, деятельность ПАО, не осуществившего публичного размещения акций, будет регулироваться нормами Закона Украины «Об акционерных обществах» (Закон об АО) в части деятельности ЧАО. При этом решение общего собрания ПАО о смене типа общества должно быть принято в порядке, определенном уставом такого ПАО. В отдельных случаях, если акционер ПАО не согласен со сменой типа общества, при соблюдении определенных условий, предусмотренных в Законе, он имеет право требовать у ПАО обязательного выкупа обществом акций.
Кроме прочего, законодатель предусмотрел, что в случае смены типа ПАО вносить изменения в Единый государственный реестр юридических, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований не нужно.
Однако данное правило не распространяется на ПАО при изменении размера уставного капитала, деноминации акций, эмиссии иных ценных бумаг, не являющихся акциями, получении новых лицензий или иных разрешительных документов, а также при получении правоустанавливающих документов на имущество общества такие ПАО обязаны привести устав и другие документы компании в соответствие с Законом об АО.
Таким образом, о «безболезненности» данного процесса речь определенно не идет, поскольку изменения коснутся большого количества документов. К примеру, разрешение на добычу нефти действует десять лет, по истечении срока его действия компании необходимо подавать документы для получения нового разрешения, и в случае смены типа акционерного общества такие документы подаются уже не от публичного, а от частного акционерного общества.
Процедура раскрытия
Еще одно изменение связано с усовершенствованием процедуры раскрытия информации на фондовом рынке.
В соответствии с Законом Украины о ценных бумагах в редакции от 23 марта 2017 года акционерные общества были обязаны публиковать информацию в официальных печатных изданиях, в общедоступной информационной базе Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), а также предоставлять соответствующие сведения в НКЦБФР. По информации SMIDA (Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка), одно акционерное общество тратило около 20 920 грн в год на раскрытие информации и обеспечение публичности своей деятельности такой компании, что, по данным Государственной службы статистики Украины и Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка за 2017 год, составляет около 320 млн грн, потраченных 15 266 акционерными обществами.
С 1 января 2019 года список возможных способов раскрытия информации участником фондового рынка будет сокращен с трех источников до двух:
1) размещение информации на собственном веб-сайте эмитента;
2) подача сведений в НКЦБФР.
Для раскрытия информации можно будет привлекать авторизованных лиц, имеющих право осуществлять деятельность по предоставлению информационных услуг на фондовом рынке.
Кроме вышеупомянутых нововведений необходимо обратить внимание на статью 40 Закона о ценных бумагах в новой редакции, которой усовершенствованы требования относительно опубликования регуляторной информации об эмитенте и введен дифференцированный подход к определению объема и периодичности раскрытия эмитентом информации на фондовом рынке.
Закон о ценных бумагах в редакции от 23 марта 2017 года предусматривал одинаковый уровень и объем раскрытия информации как для ПАО, так и для ЧАО, несмотря на то что регуляторные требования к ПАО всегда были жестче, чем к ЧАО.
Однако в нынешней редакции Закона о ценных бумагах не только установлены разные уровни информации, подлежащей раскрытию акционерными обществами, но и существенно расширен перечень информации, которую необходимо раскрывать.
К примеру, если до 1 января 2018 года ЧАО, как и ПАО, обязано были публиковать кроме годовой и квартальной отчетности еще и инсайдерскую информацию компании: финансовую отчетность, аудиторские заключения, то сегодня только ПАО, акции которого размещены для публичного предложения, должно подавать такую информацию в полном объеме. ПАО, которое разместило свои акции, как и ЧАО, не обязуются опубликовывать промежуточную информацию о деятельности компании, более того, у ЧАО больше нет необходимости предоставлять аудиторское заключение и раскрывать информацию о значительных сделках.
Доверие инвесторов
Таким образом, редакция нынешнего Закона о ценных бумагах по сравнению с предыдущей создала более благоприятные условия для всех участников фондового рынка, а именно:
— во-первых, для ПАО, не осуществивших публичного размещения акций, и ЧАО исключены требования относительно подачи квартальной отчетности;
— во-вторых, расширение перечня инсайдерской информации, подлежащей опубликованию ПАО, приведет к прозрачности и законности деятельности таких компаний, в том числе с целью привлечения большего количества инвесторов, а инвесторы, как украинские, так и иностранные, смогут оценить реальное состояние дел в компании, которая рассматривается для потенциального инвестирования.
Положения Закона способствуют повышению уровня доверия иностранных инвесторов к Украине и благодаря минимизации риска потери инвестором вложенных в украинские ПАО или ЧАО средств. При этом украинские акционерные общества будут в свою очередь заинтересованы в добросовестном выполнении требований публичности не формально, а для привлечения дополнительных инвестиций.
НЕПОМЯЩАЯ Анна — юрист KPMG Law Ukraine, г. Киев
Уточнен порядок
Анна КРЕМНЕВА, старший юрист, практика корпоративного права и M&A ЮФ Evris
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении ведения бизнеса и привлечении инвестиций эмитентами ценных бумаг» (Закон) предполагает внесение изменений, в частности, в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке». Среди прочего предусмотрено расширенное содержание годовой информации эмитента, новый вид деятельности на рынке ценных бумаг — предоставление информационных услуг, что, в частности, будет включать раскрытие информации эмитентов. Кроме того, будет уточнен порядок эмиссии акций и требования к проспекту эмиссии. В целом принятие Закона является положительным шагом, который, безусловно, будет способствовать улучшению ситуации на фондовом рынке, повышению его прозрачности и привлекательности для инвесторов. Поскольку большинство предложенных изменений вступят в силу не раньше июля (а некоторые — с 1 января 2019 года), первые значительные результаты имплементации Закона можно будет увидеть и оценить, скорее всего, не раньше следующего года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…