Трансфертное ценообразование (ТЦО) — это механизм, позволяющий перемещать базу налогообложения из одной страны в другую, используя разницу в налоговых режимах. И каждая страна выстраивает свою стратегию защиты от оптимизаций и манипуляций. Такими словами открыла LHS Discussion Hub «Глобальные тренды трансфертного ценообразования» модератор дискуссии, партнер EUCON Международный правовой центр Лариса Врублевская. Дискуссия состоялась 4 сентября с.г. и коснулась результатов последних отчетных компаний в сфере ТЦО в Украине, национального законодательства, актуальных законодательных инициатив и глобальных тенденций. Г-жа Врублевская напомнила, что Украина свою систему защиты выстраивает с 1 сентября 2013 года.
Г-жа Врублевская озвучила статистические данные. За четыре отчетных периода отчеты о контролируемых операциях подавали от двух до трех тысяч лиц. Если говорить о декларировании контролируемых операций в разрезе стран, то лидирует Кипр (27,09 %), далее следуют Россия (18,13 %), Швейцария (15,25 %) и Арабские Эмираты (12,54 %). В части структуры контролируемых операций наибольший показатель у банковских операций (56,90 %), затем идут торговые операции (31,19 %), финансовые услуги (6,08 %). В настоящее время, по информации спикера, контролирующими органами осуществляется 30 проверок по соблюдению принципа «вытянутой руки»; всего назначено 68 проверок, 38 уже завершены. Как подчеркнула Лариса Врублевская, каждой из этих проверок предшествует огромная аналитическая работа. Что касается проверяемых налогоплательщиков, то «топ» возглавляют компании, занимающиеся экспортом сельскохозяйственной продукции, далее в рейтинге — промышленные производители, производители пищевой продукции, компании, оказывающие транспортные и туристические услуги, занимающиеся импортом лекарств и компьютерным программированием.
Параллельно статистические данные комментировал начальник отдела проверок трансфертного ценообразования Департамента налогового и таможенного аудита Государственной фискальной службы (ГФС) Украины Николай Мишин. Г-жа Врублевская акцентировала внимание на том, что с каждым годом увеличивается количество налогоплательщиков, которые самостоятельно корректируют налоговые обязательства. По состоянию на 15 марта 2018 года финансовый результат увеличен до налогообложения на 5,3 млрд грн. Г-н Мишин добавил, что ожидается значительное увеличение этой суммы по состоянию на 1 октября с.г.
«Мы видим, что у налогоплательщиков уровень понимания и знаний правил ТЦО повысился. Повысился и уровень знаний у контролирующих органов», — заметил Николай Мишин. У налогоплательщиков уже не вызывают страха такие термины, как «метод ТЦО», «принцип вытянутой руки» и непосредственно «трансфертное ценообразование». Тем не менее каждый год встречается определенное количество людей, которые либо раньше не попадали под контроль, либо продолжают жить в реальности пяти-десятилетней давности и с удивлением узнают, что их операции считаются контролируемыми.
«Налоговый контроль остается риск-ориентированным», — отметил г-н Мишин. Если контролирующие органы запрашивают документацию у налогоплательщика, то, по всей вероятности, они видят риски. И если налогоплательщик не развеял эти сомнения, подал некачественную документацию или вообще проигнорировал запрос, проводится проверка. Довольно часто после подачи документации компании осуществляют самостоятельную корректировку. Но бывают ситуации, когда это не спасает от проверки, поскольку корректировка должна основываться на единой с контролирующими органами методологии.
«Большинство налогоплательщиков адаптировались к трансфертному ценообразованию», — убежден Николай Мишин. С этим согласилась и старший консультант группы трансфертного ценообразования «KPMG в Украине», экс-руководитель отдела проверок трансфертного ценообразования офиса крупных плательщиков ГФС Украины Евгения Марущенко. По ее словам, налогоплательщики готовят соответствующую документацию и ответы на запросы, некоторые компании создали отдельное специализированное подразделение или выделили специалиста для организации работы с консультантами или самостоятельной подготовки части документации. Г-жа Врублевская добавила, что если в 2013—2014 годах руководители компаний могли даже запрещать подавать отчеты о контролируемых операциях, то сейчас таких ситуаций нет. Тем не менее состояние бухгалтерского учета некоторых налогоплательщиков не позволяет осуществить полноценный экономический анализ, недостаточно внимания уделяется внутренним сопоставимым операциям. Что касается контролирующих органов, то полной готовности нет на уровне проведения экономического анализа — это видно из запросов, общения.
Партнер, руководитель практики трансфертного ценообразования «ВТС Консалтинг» Иван Шинкаренко напомнил о другом важном фигуранте взаимоотношений в сфере ТЦО — штаб-квартирах мультинациональных компаний. Важно, чтобы национальные правила ТЦО серьезно воспринимались там, ведь на глобальном уровне происходят очень важные изменения. Важно, чтобы в Украине правила ТЦО работали цивилизованно и эффективно, в противном случае Украина не сможет развиваться надлежащим образом, считает г-н Шинкаренко.
В свою очередь главный консультант отдела финансовой безопасности Национального института стратегических исследований Юлия Касперович подчеркнула, что развитие контроля ТЦО очень ощутимо и у нее позитивные ожидания в отношении будущей динамики. Для ускорения своего развития экономика требует быстрых и действенных решений.
В ходе дискуссии отмечалось, что законодательство в сфере ТЦО максимально адаптировано к рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 2010 года. А следующей ступенью развития правовой базы является имплементация плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (план BEPS), в том числе относительно ТЦО (что соответствует рекомендациям ОЭСР 2017 года). Главный специалист отдела международного налогообложения и имплементации международных договоров департамента налоговой политики Министерства финансов Украины Мария Веремиенко сообщила, что разработан законопроект, направленный на гармонизацию национального законодательства с планом BEPS. Среди прочего имплементируются шаги 8, 9 и 10 BEPS (в частности, предусматривается введение в Налоговом кодексе Украины концепции превалирования сути над формой). Министерство финансов Украины и Национальный банк Украины создали рабочую группу, которая занимается доработкой этого законопроекта в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях».
Николай Мишин акцентировал внимание на том, что трансфертное ценообразование — это не точная наука, нельзя просто взять и сравнить две нормы или несколько цифр: «Одно и то же событие два человека могут толковать по-разному. Нужно исключить субъективизм и оставить только математические и юридические формулы». Именно поэтому как можно чаще необходимо применять институт медиации. Как сказал г-н Мишин, процесс медиации присутствует практически при каждой ТЦО-проверке. В ходе проверки контролирующие органы презентуют выводы, дают шанс налогоплательщику предоставить свои контраргументы и, если они убедительны, изменяют позицию.
«К трансфертному ценообразованию следует относиться очень серьезно, — подводя итоги обсуждения, отметила Лариса Врублевская. — В ближайшее время эта сфера приобретет стратегическое значение».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…