Несмотря на то что Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (Закон) претерпел существенные изменения, правительство снова намерено вмешаться в данную сферу. Кабинет Министров Украины (КМУ) внес законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок относительно приведения их в соответствие с международными стандартами и принятия мер по преодолению коррупции № 2087а (проект № 2087а). как отмечают авторы, среди задач законопроекта — упрощение участия в процедурах закупки для бизнеса. Документ был принят за основу и уже подготовлен ко второму чтению (состоялось обсуждение на пленарном заседании). При этом Главное научно-экспертное управление парламента (ГНЭУ) высказало к нему ряд замечаний.
Права закупщиков
Прежде всего предлагается повысить стоимостную границу по применению норм Закона на приобретение товаров и услуг до 200 тыс. грн, а работ — до 1,5 млн грн. Сейчас органы власти должны сообщать о закупке товаров, начиная с суммы 100 тыс. грн, а о закупке работ — более 1 млн грн. Данное изменение продиктовано, видимо, возрастанием уровня инфляции. «О необходимости повышения говорили уже давно, а после резкого скачка курса доллара это стало еще более актуальным. На данный момент установленные пороги напрямую приблизились к критической границе, когда даже на самую мелкую закупку необходимо будет проводить тендер, что, безусловно, экономически нецелесообразно», — комментирует новацию Александр Третьяков, старший юрист ЮФ «Антика».
Согласно проекту, тендеры не проводятся при закупке услуг централизованного тепло- и водоснабжения. Данное изменение работники бюджетных организаций только приветствуют — подобные тендеры проходят с одним участником и являются однотипными.
Безусловно, специалисты по борьбе с коррупцией увидят здесь повод упрекнуть власть в сокрытии масштаба расходования средств. Хотя с другой стороны, это позволит сконцентрироваться на наиболее грубых нарушениях тендерного законодательства.
Одним из самых распространенных нарушений в сфере госзакупок является проведение закупки у одного участника без наличия достаточных оснований, подчеркивает г-н Третьяков. На этот счет в законопроекте нет особых новаций. Тем не менее нужно отметить, что статья 39 проекта № 2087а более точно формулирует основания для отмены переговорной процедуры заказчиком. Она отменяется в случаях нарушения заказчиком порядка опубликования информации о применении переговорной процедуры закупки или нарушений, которые повлияли на объективность определения победителя процедуры закупки; невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства; отсутствия дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг; сокращения расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг. Следовательно, проводить тендеры с одним участником бюджетные организацию смогут, как и раньше, но в связи с нехваткой средств отменить такой тендер будет проще.
Важно и то, что на уровне закона будет определено, что такое аффилированные предприятия. Ими являются подразделения заказчика, имущество и операции которых указаны в консолидированном балансе заказчика, или субъекты хозяйствования, в отношении которых заказчик осуществляет контроль или которые вместе с заказчиком находятся под контролем другого субъекта хозяйствования. Следовательно, на закупку товаров и услуг у таких предприятий не будет распространяться действие тендерного закона.
Требования к участникам
Кроме того, по словам г-на Третьякова, действие тендерного закона не распространяется на случаи, если предметом закупки являются услуги международных финансовых организаций, участником (членом) которых является Украина.
Заказчик лишается права отменить торги в случае выявления факта сговора участников. Трудно представить последствия такого изменения. ГНЭУ обратило внимание на то, что это путь к легализации картельных сговоров. Однако сговор чаще всего возникает между участником и покупателем, а не между участниками, поэтому опасения могут быть преждевременными.
В то же время изменяются основания для отказа в участии в процедуре закупки (статья 17 Закона). Здесь внедрены новации, вытекающие из «тренда» на провозглашенную деофшоризацию и необходимости повышения значимости комплаенс-программ. Отказать в участии можно будет и в случае, если в Едином реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей отсутствует информация о конечном бенефициарном собственнике юридического лица — резидента Украины, а также если юрлицо не имеет антикоррупционной программы или уполномоченного по ее реализации, если стоимость закупки товаров, услуг или работ равна или превышает 20 млн грн. Заказчик не требует документального подтверждения информации о соответствии требованиям статьи 17, если такая информация содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.
Вместе с тем новые права предоставляются участникам. Участник, предложение конкурсных торгов которого отклонено, может обратиться к заказчику с требованием предоставить информацию о причинах несоответствия его предложения условиям документации конкурсных торгов, в частности квалификационным критериям.
Орган без полномочий
Упрощение процедуры закупок произойдет в том числе благодаря снижению роли проверяющих органов. Отдельно прописывается, что Счетная палата Украины и Антимонопольный комитет Украины как «органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, не имеют права вмешиваться в проведение процедур закупок».
Также существенно сужаются права уполномоченного государственного органа в этой сфере. Он лишается таких полномочий, как ведение мониторинга закупок и принятие мер по обеспечению рационального использования. «Процедуры закупок за государственные средства еще остаются непрозрачными, содержат определенные коррупционные риски и поэтому, по нашему мнению, требуют более тщательного мониторинга», — сказано в заключении ГНЭУ.
Процедура обжалования торгов усложняется. Среди обязательных элементов жалобы называется обоснование наличия нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решений, действий или бездействия заказчика, генерального заказчика, которые противоречат законодательству в сфере государственных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица.
В целом нельзя сказать, что послабления для бизнеса поспособствуют искоренению коррупционных схем. «В аспекте преодоления коррупции, по нашему мнению, законопроект не содержит изменений, которые позволят существенно снизить ее уровень при госзакупках, — считает Александр Третьяков. — Нельзя ожидать, что внесение в большей степени уточняющих и корректирующих изменений сможет сильно изменить ситуацию. К сожалению, наиболее критической проблемой госзакупок являются не столько недостатки закона, сколько наличие чрезмерного (по мнению международных экспертов) списка «исключений» и повсеместное игнорирование норм закона должностными лицами».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…