Украине есть чем гордиться в плане реформ конкурентного законодательства, а международная поддержка позволяет прогнозировать их продолжение. Такой вывод напрашивался по прошествии V форума по вопросам конкуренции, проведенного 17–18 марта с.г. Антимонопольным комитетом Украины совместно с Фондом развития конкуренции.
Энергичные реформы
С приветственным словом выступил эксперт Фонда развития конкуренции (Швейцария) Хасан Какая. Он отметил, что экономический и юридический подход должен быть пропредпринимательским и пропотребительским. По наблюдениям гендиректора Австрийского конкурентного ведомства Теодора Таннера, на Украине сложились постоянные контакты государства с бизнесом, теперь же необходимо улучшить качество правоприменения.
Отметив увеличение количества жалоб в АМКУ, председатель данного ведомства Юрий Терентьев назвал одной из главных задач на данном этапе приоритизацию, потому что на реагирование на все нарушения попросту не хватит ресурсов. Львиная доля обращений касается злоупотреблений монопольным положением на рынке энергетики.
При этом заместитель директора Энергетического сообщества Дирк Бушле назвал реформу в газовом секторе одним из наибольших достижений правительства последних лет. Как отметил спикер, монополисты лишились правовой защиты, в то же время реформа рынка электроэнергии могла бы продвигаться быстрее.
Частное и общее
Анн-Софи Дюпон (отдел международных связей Генеральной дирекции по конкуренции Еврокомиссии) считает актуальным обеспечение политической нейтральности АМКУ, поскольку на Украине остается много государственных предприятий. Ассоциированный директор по международным вопросам Федеральной торговой комиссии США Рассел Дамтофт отметил, что бизнес и общество интересует прозрачность принятия решений антимонопольным органом: необходимо публично комментировать, какие факторы принимаются во внимание, и соблюдать процедуры.
Ценность представляет опыт Молдовы, где, как и на Украине, все еще остаются зарегулированными рынки и продолжается процесс гармонизации законодательства с требованиями ЕС. Данной теме был посвящен доклад председателя Совета по конкуренции Республики Молдова Виорики Караре. Антимонопольным ведомствам обеих стран отводится ключевая роль в распределении госпомощи (в Молдове даже введена ответственность чиновников за незаконное ее предоставление).
Примером сосредоточения конкурентного ведомства на преодолении самых существенных нарушений является Казахстан. Как заявил зампредседателя Комитета естественных монополий и защиты конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан Рустам Ахметов, произошло существенное сокращение участия государства в экономической деятельности. К слову, антимонопольное ведомство в этой стране играет особую роль, так как орган объединен с регуляторами рынков естественных монополий.
Для Украины же оптимальным решением станет сохранение нынешнего статуса органа, закрепленного Конституцией. Это в своем докладе подчеркнула народный депутат Виктория Пташник. Неприемлемыми она назвала звучавшие в экспертной среде идеи ликвидировать АМКУ, а также законодательную инициативу относительно подчинения Комитета одному из министерств.
Хорошие истории
Эксперт Фонда развития конкуренции (Италия) Альберто Хаймлер акцентировал внимание на том, что выгода для потребителя — это ключевой стандарт при анализе ситуации. На вопросе повышения доверия к антимонопольному ведомству остановился и председатель Совета по конкуренции Литвы Шарунас Кесераускас. Людей интересует не количество дел или штрафов, а «хорошие истории», например, недопущение повышения стоимости продуктов питания, бензина или билетов в кино. Так, в рамках ОЭСР наработана методика определения экономических выгод от антимонопольной политики. Согласно данной методике, каждый запрет слияния или разрушение картеля означает недопущение роста цен, отметила председатель Будапештского регионального центра ОЭСР-ГВХ по вопросам конкуренции Сабине Зигельски.
По словам эксперта Фонда развития конкуренции Сергея Цивкача,положительным примером реформ выступает Австралия, где вследствие отмены антиконкурентных актов потребители получили снижение цен до экономически обоснованного уровня.
Защита прав потребителей рассматривается как условие устойчивого развития, подчеркнул представитель ЮНКТАД Пьер Хорна. Международная организация исходит прежде всего из проблемы энергетического кризиса и распространения торговли онлайн. ЮНКТАД имеет мандат на проведение анализа состояния соблюдения прав потребителей на мировых рынках, касающихся удовлетворения основных потребностей людей.
Рекомендации
Председатель Конкурентного ведомства Венгрии Джозеф Шарай рассказал об опыте гармонизации антимонопольного законодательства Венгрии на пути к членству в ЕС. Государство не занималось копированием норм, а учитывало национальное право и состояние рынка.
Эксперты отмечают прогресс Украины, совершенный за последние четыре года. Свежим информповодом стало подписание Президентом Украины законопроекта № 2168а, отметил президент Американской торговой палаты на Украине Андрей Гундер. Сейчас ожидается принятие законопроекта № 2431, разработанного при участии Палаты и предусматривающего более строгую методику расчета штрафов.
О том, как следует вести себя предпринимателям по законодательству нынешнему, рассказал партнер ЮФ Sayenko Kharenko Владимир Саенко. В частности, докладчик проанализировал вопрос снижения рисков с помощью антимонопольных комплаенс-программ. Такие программы есть уже практически во всех крупных компаниях, но необходимо их адаптировать к лучшим стандартам (на практике многие из них представляют собой перевод аналогичных документов, принятых западными фирмами). Увы, их наличие не снижает размера штрафа при выявлении нарушения. В некоторых случаях целесообразно заявить о нарушении самому, и тогда размер санкции будет уменьшен, отметил юрист (современным трендом стало применение программы Leniency). Также г-н Саенко считает, что украинский бизнес пока недостаточно пользуется таким инструментом, как получение заключений АМКУ. Подытоживая, юрист признал, что суды почти всегда становятся на сторону АМКУ, что позволяет говорить об эффективности судебной реформы.
Все это — лишь некоторые тезисы докладов первого дня форума. Узнать о дискуссиях, происходивших во второй день, а также о впечатлениях участников и организаторов вы сможете уже в следующем номере «ЮП».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…