Выборы глазами Европейского суда — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (357) » Выборы глазами Европейского суда

Выборы глазами Европейского суда

Предвыборная лихорадка, трясущая Украину, усиливается, и не только за счет внутренних факторов. Пикантности складывающейся ситуации добавляют давно тянущиеся, но до сих пор не потерявшие актуальности скандалы. К ним относится и дело «Мельниченко против Украины», по которому 19 октября с.г. Европейским судом по правам человека (Суд) было вынесено решение. И, как водится, не в пользу страны.

Не вдаваясь в политические подробности, обратимся к фактам. В 2000 году бывший сотрудник службы охраны Президента Украины майор Николай Мельниченко покинул территорию Украины и поселился в США, где получил статус беженца согласно Конвенции ООН о статусе беженцев (Конвенция). При этом он не изменил своего юридического места жительства — проще говоря, прописки, что, в соответствии с постановлением Верховного Совета Украины от 26 июня 1992 года «Об утверждении положений о паспорте гражданина Украины и свидетельстве о рождении», является исчерпывающим и единственным доказательством законной регистрации и места проживания лица на Украине. А в 2002 году от его имени в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) были поданы документы о регистрации гр-на Мельниченко кандидатом от Социалистической партии Украины на парламентских выборах. ЦИК в регистрации отказала на том основании, что гр-н Мельниченко с 2000-го по 2002-й год постоянно проживал вне Украины, в результате чего им не соблюдено одно из основных требований, необходимых для регистрации — проживание на территории Украины в течение 5 лет, предшествующих выборам. Г‑н Мельниченко обжаловал решение ЦИК в Верховный Суд Украины, однако ему было отказано в удовлетворении жалобы на тех же основаниях.

23 апреля 2003 года гр-н Мельниченко обратился в Суд. В частности, он ссылался на нарушение Украиной в лице ЦИК статьи 3 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвенция). В ней закреплено положение, согласно которому договаривающиеся стороны обязуются проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти.

Согласно статье 8 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», депутатом может быть избран гражданин Украины, который на день выборов достиг 21 года, имеет право голоса и проживает на Украине на протяжении последних 5 лет. Проживание на Украине означает, в частности, пребывание граждан Украины за ее пределами в соответствии с действующими международными договорами Украины, в данном случае в соответствии с Конвенцией.

Исследовав материалы дела и соответствующие нормы национального законодательства, Суд пришел к следующему выводу. Условие, установленное статьей 8, в настоящее время не является абсолютным. Поэтому ЦИК обязана принимать решение о регистрации или об отказе в регистрации лица в качестве кандидата на выборах, проанализировав каждую конкретную ситуацию, в данном случае то обстоятельство, что гр-н Мельниченко проживал вне Украины не по собственной воле. Кроме того, Суд считает, что ни законодательство, ни украинская судебная практика не содержат определенных требований к «обычному» или «длительному» месту проживания на территории Украины. Более того, законодательство не проводит границ между юридическим и фактическим местом проживания в отношении права лица выбирать и быть избранным. Суд считает, что единственным доказательством регистрации по месту жительства является отметка в паспорте, которая может и не соотноситься с фактическим местом проживания лица. Более того, при заполнении декларации кандидаты указывают лишь адрес постоянной или временной прописки, указанный в паспорте. Таким образом, по мнению Суда, при подаче документов кандидат не обязан указывать какие-либо дополнительные данные, кроме прописки. Основываясь на приведенных здесь нормах законодательства, Суд признал нарушение Украиной статьи 3 Протокола № 1 к Европейской Конвенции.

Не пора ли законодателям навести порядок в первоочередных для них же самих законодательных актах, а заодно уважить и нас с вами?! Все же у нас общая Родина.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Кто и как возмещает вред работнику

Государственная практика

Недофинансирование — судейская боль

Деловая практика

«Выключительные» обстоятельства

Законодательная практика

Кто вправе спонсировать суды?

Неделя права

Ценная информация от ЦЕО

Актуально о третейских судах

Стартовала международная юридическая конференция

Финансирование правоохранительных органов будет увеличено, если...

Реестр событий

Выборы глазами Европейского суда

Реалии хозяйственного судопроизводства

Судебная практика

Чем можно «заверить» ВХСУ?

«Энергетика» законодательства

Судебные решения

Реструктуризация задолженности по оплате электроэнергии

Оплата потребляемой тепловой энергии

Действия, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства

Легитимные сроки отключения электроэнергии

Тема номера

Третейские суды на оптовом энергорынке

Можно ли «обойти» оптовый энергорынок

Договорные отношения на энергорынке

Частная практика

Юрфирма в новом качестве

Юридический форум

Областная САУ — пример либеральности

Юридический форум. Письма редактору

В защиту Генерального прокурора

Інші новини

PRAVO.UA