Не секрет, что вести бизнес на Украине — дело непростое. Различные риски, нестандартные ситуации подстерегают инвестора на каждом шагу. И намного проще такие риски предусмотреть и избежать, чем исправлять впоследствии негативные последствия.
Одними из ключевых для любого иностранного инвестора были и остаются вопросы выбора юрисдикции для регистрации холдинга, владеющего корпоративными правами украинских предприятий. Несовершенное налоговое законодательство, отсутствие четкого правового поля для долгосрочного стратегического бизнес-планирования и многочисленные примеры незаконного отчуждения не способствуют владению активами непосредственно на Украине. Выбор страны для регистрации холдинга, конечно же, неразрывно связан с вопросом выплаты дивидендов с Украины в пользу такого холдинга. В настоящей статье рассмотрим некоторые теоретические и практические аспекты решения указанных вопросов.
Не всякий платеж, совершенный украинским предприятием-эмитентом в пользу иностранного холдинга, владеющего его корпоративными правами, может быть однозначно классифицирован как дивиденды. Безусловно, классификация платежа важна, поскольку от нее зависит применение тех или иных правил налогообложения.
По общему определению украинского законодательства, дивиденды — это платеж, совершаемый юридическим лицом — эмитентом корпоративных прав в пользу собственника таких корпоративных прав в связи с распределением части прибыли, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета (статья 1 Закона «О налогообложении прибыли предприятий»). Более детально понятие дивидендов раскрыто в статье 30 Закона «Об акционерных обществах»: часть чистой прибыли акционерного общества, выплачиваемая акционеру из расчета на одну его акцию определенного типа и/или класса.
В то же время международное законодательство дает более простую трактовку дивидендов. Так, в многочисленных договорах (соглашениях) Украины об избежании двойного налогообложения дивиденды определяются как доход от корпоративных прав, акций или других недолговых обязательств.
Право юридических и физических лиц участвовать в распределении прибыли и получать дивиденды от хозяйственной организации, правами которой они владеют, предусмотрено статьей 116 Гражданского кодекса Украины и статьями 88 и 167 Хозяйственного кодекса Украины. Основанием для выплаты дивидендов является решение общего собрания акционеров (собственников) эмитента корпоративных прав.
К сожалению, одного такого решения для фактической выплаты дивидендов акционерам недостаточно. Украинское налоговое законодательство устанавливает строгое правило, согласно которому при выплате дивидендов любой эмитент независимо от системы налогообложения его доходов обязан либо до выплаты дивидендов, либо одновременно с такой выплатой внести в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль (подпункт 7.8.2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»). Напомню, что ставка такого авансового взноса составляет 25 % от суммы дивидендов. При этом сама сумма дивидендов не уменьшается. Тем самым украинское государство страхует себя от риска уклонения налогоплательщика от выплаты корпоративного налога в бюджет. Справедливости ради отмечу, что законодатель предусмотрел возможность освобождения от уплаты авансового взноса (например, в случае выплаты дивидендов в виде акций или паев (долей), когда такая выплата не изменяет пропорции акционеров в уставном фонде эмитента).
При этом по общему правилу получение дивидендов от украинского предприятия-эмитента:
— резидентом — физлицом облагается налогом (на доходы физлиц) по ставке 15 % (подпункты 3.1.1, 4.2.12 и пункт 7.1 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц»); в то же время не облагаются налогом (на доходы физлиц) дивиденды, перечисленные в виде акций (долей, паев) — при условии, что такое перечисление никоим образом не изменяет пропорций (долей) участия всех акционеров в уставном фонде эмитента (подпункт 4.3.17 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц»);
— резидентом — юридическим лицом не включается в состав валового дохода и, соответственно, не облагается налогом (пункт 1.26, подпункты 4.2.11 и 7.8.6 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий») — при условии, что эмитент находится под его контролем (не менее 20 % уставного фонда во владении).
Кроме этого следует учесть, что на Украине выплаченные дивиденды не включаются в валовые расходы предприятия-эмитента (подпункт 5.3.8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»). Кстати, это же правило предусмотрено подпунктом 139.1.8 статьи 139 Налогового кодекса Украины, принятого 18 ноября 2010 года Верховным Советом Украины.
Существуют и иные ограничения касательно выплаты дивидендов на Украине. Так, например, в акционерных обществах дивиденды могут выплачиваться в размере не менее 30 % от чистой прибыли отчетного года и/или нераспределенной прибыли после окончания отчетного года — не позднее 6 месяцев после его окончания (статья 30 Закона «Об акционерных обществах»).
Даже в результате общего рассмотрения и анализа положений украинского налогового законодательства становится ясно, почему дивиденды на Украине платят редко и неохотно.
При выплате дивидендов за пределы Украины эмитент обязан дополнительно удержать налог с таких доходов в размере 15 % от их суммы. В случае выплаты дивидендов с Украины в пользу нерезидента — юридического лица налог в 15 % будет налогом на репатриацию капитала, предусмотренным статьей 13 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Если же дивиденды выплачиваются нерезиденту-физлицу, то в соответствии с пунктами 7.1 и 9.11 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» налог по ставке 15 % будет налогом на доходы физлиц.
В то же время, исходя из принципа приоритетности норм международного законодательства над национальными, ставка в 15 % при выплате дивидендов нерезиденту может быть снижена путем применения льгот, предусмотренных договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения. На сегодня Украиной подписаны, ратифицированы и вступили в силу 67 таких договоров (соглашений).
Отмечу, что применение любых льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, возможно в случае подтверждения нерезидентном его резидентного статуса в стране, с которой Украина подписала такое соглашение. В частности, пункт 4 постановления Кабинета Министров Украины № 470 от 6 мая 2001 года определяет в качестве основания для применения указанных льгот предоставление нерезидентом справки о резидентности в другой стране, с которой есть договор об избежании двойного налогообложения. Такая справка действительна в пределах календарного года ее выдачи.
Рассмотрим на схеме практический пример выплаты дивидендов с Украины в пользу нерезидентных компаний из разных юрисдикций. В ней мы проанализировали выплату дивидендов с Украины (и дальнейшее их движение) по трем налоговым критериям: 1) украинский налог на репатриацию капитала в виде дивидендов; 2) налог в стране нерезидента-получателя на входящие дивиденды с источника на Украине; 3) налог на репатриацию капитала в виде дивидендов из страны нерезидента-получателя.
В случае выплаты дивидендов с Украины в пользу нерезидентной компании из любой страны, с которой у Украины нет договора об избежании двойного налогообложения (а это, к примеру, все классические оффшорные зоны, включая приведенные в схеме Британские Виргинские острова (БВО)), ставка налога на репатриацию по общему правилу составит 15 %.
Согласно же соответствующим нормам договоров об избежании двойного налогообложения, общая ставка на репатриацию капитала в виде дивидендов в пользу английской или австрийской компании может быть снижена до 5 или 10 %. Размер пониженной ставки зависит от процентного владения английской или австрийской компанией корпоративными правами украинского эмитента. Уместным тут будет упомянуть, что получение справки о резидентности английской или австрийской компании потребует немало времени и усилий, помимо, само собой, дополнительных расходов.
Входящие дивиденды (как и любой другой доход) налогообложению в классической оффшорной зоне не подлежат. В то же время избежать уплаты налога на входящие дивиденды в Великобритании и Австрии можно лишь при соблюдении определенных условий, предусмотренных национальными налоговыми нормами этих стран. Подробное рассмотрение таких условий не является предметом настоящей статьи.
Ставка налога на репатриацию капитала в виде дивидендов составит 0 % из любой классической оффшорной зоны (включая БВО). Британское налоговое законодательство также предусматривает возможность вывода дивидендов из Великобритании в третью страну по нулевой ставке. В то же время стандартная ставка налога на репатриацию капитала в Австрии составляет 25 %, но в определенных случаях она может быть снижена.
В приведенном выше анализе я намеренно обошел вниманием принципы налогообложения выплаты с Украины и получения дивидендов кипрской компанией, поскольку использование кипрской компании в данном контексте заслуживает отдельного разговора. Правовое поле Кипра предоставляет уникальные возможности: и в первом (налог на репатриацию капитала), и во втором случае (налогообложение получаемых дивидендов) ставка налога составит 0 % на основании статьи 7 Соглашения между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29 октября 1982 года и норм налоговых законов Кипра.
Нулевая ставка применяется и в отношении дальнейшей выплаты любого дохода (включая ранее полученные дивиденды) за пределы Кипра. Немаловажно и то, что получение справки о резидентности кипрской компании особых сложностей не вызывает.
Таким образом, правильный и системный подход к решению вопроса выбора нерезидентного холдинга для владения украинскими активами позволяет, во-первых, снизить налоговую нагрузку и, во-вторых, предусмотреть более надежную защиту прав бенефициаров бизнеса.
Использование кипрской компании в качестве холдинга было и остается одним из наиболее выгодных для инвесторов. Дополнительные налоговые преимущества Кипра перед другими финансовыми центрами, а именно: самая низкая в Евросоюзе ставка налога на прибыль в 10 %, отсутствие налогообложения дивидендов, прибыли от операций с ценными бумагами, прироста капитала, наследства, лишь усиливают позитивный эффект.
В то же время нельзя не учитывать мировые глобальные тенденции, направленные на ограничение возможностей для налогового планирования, а также зависимость вектора внешней политики Украины от России. Общеизвестно, что 7 октября 2010 года между Россией и Кипром был подписан протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения. Не исключено, что в ближайшем будущем Украина последует примеру России. Но это, скорее всего, полностью не исключит возможности для законных маневров налогоплательщика в отношении уменьшения своих налоговых обязательств. Успешность таких маневров зависит не в последнюю очередь от грамотности и профессионализма ваших налоговых консультантов.
БЛАЖЕВИЧ Юрий — к.ю.н., старший юрист ООО «Юридическая фирма «Ай Си Эф», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…