Ввоз проблем — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (829) » Ввоз проблем

Ввоз проблем

Учитывая цены на автомобили на внутреннем рынке Украины, вопрос приобретения транспортного средства за рубежом всегда был актуальным для лиц, у которых возникало желание приобрести «иномарку» соответствующего класса и по доступной цене. Однако, учитывая требования Таможенного и Налогового кодексов Украины, при ввозе транспортного средства на территорию Украины необходимо уплачивать таможенные платежи, в частности, ввозную пошлину, акцизный налог и налог на добавленную стоимость, уплата которых лишает смысла приобретение автомобиля за границей. В этой статье рассмотрим правовое регулирование схем, используемых для уклонения от уплаты таможенных платежей при ввозе автомобиля на территорию Украины.

Схема проезда

Законодательное регулирование ввоза на таможенную территорию Украины автотранспортных средств осуществляется Конвенцией о временном ввозе (Стамбульская конвенция) и Таможенным кодексом (ТК) Украины от 13 марта 2012 года № 4495-VI. Согласно статье 1 Стамбульской конвенции, таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию определенные товары (включая транспортные средства), которые условно освобождены от ввозной пошлины и налогов, без применения запретов или ограничений экономического характера на ввоз, определяется как режим временного ввоза. Учитывая требования статьи 2 Приложения С к Конвенции о временном ввозе и статей 105, 189 Таможенного кодекса, право временного ввоза используют только транспортные средства коммерческого (платная перевозка лиц либо промышленная или коммерческая платная или бесплатная перевозка грузов) и частного (перевозка лицом исключительно для личных нужд) использования.

Однако для того чтобы воспользоваться правом на вышеуказанные льготы, транспортные средства коммерческого назначения должны соответствовать требованиям, которые определяются статьей 5 Приложения C к Стамбульской конвенции, а именно: транспортные средства коммерческого использования должны быть зарегистрированы на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозятся и используются лицами, осуществляющими свою деятельность на такой территории.

Учитывая изложенное, рассмотрим схему с использованием юридического лица — нерезидента. Суть ее заключается в том, что приобретенный за рубежом автомобиль оформляется на иностранную компанию, которая, в свою очередь, выступает официальным работодателем покупателя автомобиля. Следовательно, участие юридического лица — нерезидента обусловлено требованиями Стамбульской конвенции, поскольку именно юридическое лицо будет выступать официальным владельцем транспортного средства, ввозимого на Украину, а с покупателем заключается трудовой договор, чтобы таким образом подтвердить на таможне, что человек за рулем действительно представляет интересы иностранной компании, на Украину едет по делам, а значит, освобождается от уплаты таможенных платежей на автомобиль. Кроме этого, обязательно выдаются документы, подтверждающие цель временного ввоза транспортного средства. Таким образом, в случае если покупатель автомобиля с целью пересечения границы предъявлял для таможенного контроля такие документы, как свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение, документы на право собственности и пользования транспортным средством, документы, подтверждающие правоотношения водителя с юридическим лицом — владельцем транспортного средства, договор о трудоустройстве и т.д.; путевой лист, выписанный лицом, в пользу которого гражданин-резидент осуществляет свою деятельность, и/или другой документ, свидетельствующий о командировке водителя на таможенную территорию Украины лицом, в пользу которого гражданин-резидент осуществляет свою деятельность, считалось, что использование транспортного средства является коммерческим, поскольку перевозка покупателя (водителя) оплачиваемая.

Позиция Гостаможслужбы

Данная позиция подтверждалась письмом Гостаможслужбы от 5 февраля 2010 года № 09/363-ЕП, которое впоследствии было отозвано письмом Государственной таможенной службы Украины от 16 марта 2011 года № 11/7-10.09/4428-ЕП. Вышеупомянутая схема ввоза автомобиля на таможенную территорию Украины в большинстве случаев при наличии надлежащим образом оформленных документов срабатывала. Од­­на­ко в настоящее время нужно обратить внимание на позицию Гостаможслужбы Украины, которая изложена в письме «О временном ввозе автотранспортных средств гражданами-резидентами» от 5 марта 2013 года № 11.1/2-12.2/2172-ЕП и согласно которой транспортные средства, временно ввозимые на таможенную территорию Украины гражданами-резидентами в служебных целях, а не для платной транспортировки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров через таможенную границу Украины, не относятся к транспортным средствам коммерческого назначения, и таможенное оформление транспортных средств осуществляется по другим правилам. Таким образом, сегодня нужно достоверно аргументировать, что автомобиль, который ввозится на Украину, действительно относится к транспортным средствам коммерческого назначения и используется именно для платной перевозки пассажиров и багажа. Например, по мнению Гостаможслужбы, если транспортное средство используется для платной перевозки пассажиров, перевозчик должен предъявить индивидуальный или коллективный билет согласно статье 5 Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа.

Однако даже при условии, что таможенный орган не имеет никаких претензий к документам, предъявляемым для таможенного контроля, нужно обратить внимание на позицию Гостаможслужбы, изложенную в письме от 16 марта 2011 года № 11/7-10.09/4428-ЕП: срок временного ввоза автотранспортных средств коммерческого назначения, ввезенных на таможенную территорию Украины, составляет 20 дней.

Для представительских нужд

Обращаем также внимание на схему ввоза автомобиля иностранным юридическим лицом для служебного персонала представительства. В частности, нужно отметить, что автомобиль, который ввозится для представительства, нельзя считать транспортным средством коммерческого назначения, поскольку он предназначен для удовлетворения потребностей представительства, используется для внутренних перевозок на территории Украины и соответственно не используется для платной перевозки лиц или груза. Таким образом, на ввоз транспортного средства для представительства иностранного субъекта хозяйствования на таможенную территорию Украины не распространяются льготы, которые закреплены Конвенцией о временном ввозе. Такого мнения придерживается и Гостаможслужба в письме от 30 ноября 2007 года № 10/1-1/1986-ЕП.

Однако, согласно Конвенции о временном ввозе, правом на условное освобождение от уплаты таможенных платежей также можно воспользоваться относительно транспортных средств, эксплуатируемых в личных целях. И хотя среди товаров, которым предоставляется разрешение на временный ввоз (вывоз) с условным полным освобождением от налогообложения, согласно Таможенному кодексу Украины, транспортные средства частного использования не предусмотрены, в данном случае применяются именно положения Конвенции о временном ввозе как международного договора. Согласно пункту b статьи 5 Приложения С к Конвенции, для того чтобы воспользоваться правом на льготы, транспортные средства частного пользования должны быть зарегистрированы на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, зарегистрированного или постоянно проживающего за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, постоянно проживающими на такой территории. Следовательно, возникает вопрос о возможности ввоза транспортного средства иностранным юридическим лицом для частного использования, а именно: для нужд представительства на территории Украины.

Неоднородность решения данного вопроса подтверждается судебной практикой. Так, исходя из анализа решения Высшего административного суда от 24 марта 2009 года № К-996/08, можно сделать вывод, что учитывая пункт b статьи 5 Конвенции, ввозить и использовать транспортные средства частного использования имеют право только физические лица — нерезиденты. С другой стороны, Высший административный суд в своем решении от 14 декабря 2011 года по делу № К/9991/25756/11 отметил, что на иностранное юридическое лицо распространяются положения Конвенции о временном ввозе, то есть иностранное юридическое лицо имеет право получить разрешение на временный ввоз транспортного средства для использования представительством иностранного юридического лица на Украине с общим условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ввозных ограничений или запретов экономического характера.

Подытоживая изложенное, следует отметить, что ввоз автомобиля на Украину на основании Стамбульской конвенции является достаточно рискованной идеей, которая сопровождается трудностями, связанными как с ввозом автотранспорта на территорию Украины, так и с его последующим использованием.

 

ДУБОВСКИЙ Петр — младший юрист АО «С.Т. Партнерс», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Венец решениям

Акцент

Комиссионный спор

Арбитраж

KIEV ARBITRATION DAYS 2013

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент ужесточает контроль на дорогах

Государство и юристы

Решение свободы

Войти в рамки

Государство и юристы

Новости законотворчества

Гарантированный государством долг ограничат

Внесение сведений в земельный кадастр станет бесплатным

Документы и аналитика

Представительный вид

Записной выход

Документы и аналитика

Новости из зала суда

ВХСУ направил на новое рассмотрение дело телерадиокомпании

Документы и аналитика

Аналогия законна

Документы и аналитика

Новости из зала суда

Правовой вывод ВСУ о взыскании задолженности по оплате услуг

Книжная полка

Решительное содействие

Неделя права

Пошли на упрощение

Нарушения с регистрацией

Расставить приоритеты

Изменения следуют

Неделя права

Новости из-за рубежа

Задержание в аэропорту не является лишением свободы

Новости юридических фирм

Частная практика

Роман Степаненко назначен руководителем практики банковского и финансового права, рынков капитала ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» на Украине

МЮФ Dentons — юрсоветник в связи с пролонгацией кредита, выданного группе «Креатив»

МЮФ Integrites — юридический советник OREXIM в связи с получением кредита

МЮФ Chadbourne & Parke LLP консультирует Origin Enterprises plc в связи с приобретением бизнеса ООО «Агроскоп Украина»

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «АвтоНафта»

ЮФ «Антика» и «Астерс» — юридические советники в связи с подписанием Соглашения о разделе продукции

Отрасли практики

Ввоз проблем

Пищевое отправление

Полевые мучения

Контроль над безопасностью

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Хозяйственная конференция

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Шестая группа активов

Не обязан корректировать

Рекомендательный характер

Самое важное

Гениальный секретарь

IТ-критерии — в каждом квартале

Искусный интеллект

Встать в защиту

Судебная практика

Комплекс гарантий

Деньгами не пахнет

Судебная практика

Судебные решения

О прекращении поручительства

Для выплаты пособия в связи с временной нетрудоспособностью предприятию не обязательно подавать оригинал акта о несчастном случае

Судебная практика

Качественные преобразования

Внебрачный контракт

Тема номера

Уценка ценностей

Ошибка для резидента

Машина бремени

Частная практика

Ценный вопрос

Контроль без качества

Інші новини

PRAVO.UA