Идея введения спецсчетов по налогу на добавленную стоимость (НДС), озвученная еще десять лет назад, все же будет реализована с 1 января 2015 года. Нынешнее правительство убеждено, что такой шаг позволит решить проблему коррупции и злоупотреблений при возмещении НДС.
По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, потери госбюджета из-за таких злоупотреблений составляют около 12 млрд гривен в год. Как считает Кабинет Министров Украины, предложенная им модель даст возможность всем честным налогоплательщикам платить НДС и получать возмещение этого налога, а не ждать месяцами.
Вместе с тем адвокаты и юристы видят в данной идее угрозу. Примечательно, что даже один из соавторов налоговой реформы Грузии Джаба Эбаноидзе во время недавнего визита на Украину заявил о неэффективности введения спецсчетов по НДС как антикоррупционного инструмента, хотя в целом эксперт одобряет преобразования в украинской налоговой системе. В чем же состоит данный механизм и на чем базируется недоверие к нему?
Механизм
29 октября было опубликовано постановление Кабинета Министров Украины «О некоторых вопросах электронного администрирования налога на добавленную стоимость» .
Документ предусматривает, что уже с 1 января 2015 года все плательщики НДС будут работать в системе электронного администрирования НДС. Бумажная форма налоговой накладной уйдет в историю, как и вопрос ее проверки.
Для этого Государственная фискальная служба Украины до 15 декабря направит казначейству, в котором открываются счета налогоплательщиков в системе электронного администрирования НДС, реестр плательщиков налогов. С 25 декабря такие счета будут открыты автоматически всем плательщикам налога, а налоговая уведомит каждого из них о реквизитах его счета, объясняет Дмитрий Сушко, управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit.
Такой счет будет предназначен для перечисления предприятием средств с собственного текущего счета в сумме, необходимой для увеличения размера суммы, на которую оно имеет право зарегистрировать налоговые накладные, а также в суммах, недостаточных для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по этому налогу.
«Основная суть таких счетов заключается в том, что если плательщик НДС хочет продать товары (работы, услуги) на сумму большую, чем он купил в отчетном периоде, в том числе импортировал товаров (работ, услуг), то он должен перечислить НДС на счет системы электронного администрирования, то есть уплатить налог вперед», — уточняет г-н Сушко.
Пятый элемент
Та часть стоимости товара или услуги, которая приходится на НДС, будет проводиться по специально открытым НДС-счетам. По мнению правительства, это сделает невозможным формирование фиктивного налогового кредита, то есть налогового кредита покупателя, для которого отсутствуют налоговые обязательства продавцов. Средства на НДС-счетах принадлежат государству, а не налогоплательщику. Покупатель сможет использовать налоговый кредит в сумме не большей, чем сумма, перечисленная поставщиками на его НДС-счета. Словом, выписка налоговых накладных должна быть обеспечена «входящими» налоговыми накладными и уплаченными налоговыми обязательствами.
Считается, что подобные меры лишат нечистых на руку дельцов возможности формировать так называемый фиктивный налоговый кредит и «налоговые ямы». Но лишь при условии, как отмечают члены Киевского отделения Ассоциации налогоплательщиков Украины, что система электронного администрирования НДС избежит возможности человеческого вмешательства и ручного управления. В противном случае система может предполагать «игнорирование» факта отсутствия оплаты налога одними налогоплательщиками и искусственно блокировать другим плательщикам налогов право на выписку налоговых накладных своим покупателям.
Главной проблемой, которую создает такая новация, остается отвлечение оборотных средств предприятий. Средства, размещаемые на НДС-счетах, нельзя использовать даже для уплаты других налогов. Речь идет об ограничении права пользоваться пятой частью денежных средств.
Проблемы для бизнеса
«По предварительным оценкам, такое нововведение повлечет отток оборотных средств бизнеса в пределах 7–8 % от реализации товаров (работ, услуг) за январь 2015 года, поскольку закон не предусматривает возможности переноса в электронное администрирование истории налогоплательщика до даты введения НДС-счетов», — заявляет Дмитрий Сушко. Существующие переплаты и отрицательные значения по НДС можно будет использовать для закрытия возможных обязательств перед бюджетом по итогам декларации за январь 2015 года.
Валентина Пронина, исполнительный директор Ассоциации налоговых советников, в комментарии «Урядовому курьеру» заявила, что необходимы изменения Налогового кодекса (НК) Украины. Среди «белых пятен» в регулировании электронного администрирования НДС остаются: защита добросовестного покупателя от поставщика, не выписавшего или не зарегистрировавшего налоговую накладную; учет налоговых накладных, выписанных в декабре 2014 года, а зарегистрированных в январе 2015 года; порядок исправления технических ошибок в налоговых накладных, зарегистрированных в едином реестре таких накладных; влияние расчетов-корректировок на предельную сумму для выписки накладных.
Проблемы, озвученные адвокатом Валерием Белкиным, руководителем департамента налогового права АО «АКТИО», связаны с отсутствием возможности регистрации в новой электронной системе администрирования налогоплательщиков, у которых по состоянию на 1 января 2015 года будет задекларирован остаток отрицательного значения налога или бюджетное возмещение в счет будущих платежей; с отсутствием возможности возврата средств со специального счета на текущий счет налогоплательщиков, даже если средства перечислены ошибочно или являются излишне уплаченными; с отсутствием четкого механизма бюджетного возмещения налога (НК Украины в редакции, которая будет действовать с 1 января 2015 года, предусматривает право налогоплательщиков на бюджетное возмещение налога на основании соответствующего заявления, но отсутствует процедура рассмотрения такого заявления и процедура возмещения по такому заявлению). Кроме того, все без исключения налоговые накладные подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных, что усложнит налоговый учет и администрирование НДС для малых предприятий. Еще одна проблема заключается в том, что в случае отсутствия средств у продавца товаров/услуг такой продавец не сможет зарегистрировать налоговую накладную. В результате ответственность за это понесет покупатель таких товаров/услуг, который будет лишен права на налоговый кредит. Исходя из этого, субъекты хозяйствования станут заложниками финансового положения своих контрагентов.
Антикоррупционный мотив
«С оккупацией Крыма наша Автономная Республика превратилась в одну сплошную «налоговую яму». Крымские компании предоставляли налоговый кредит, однако налоговые обязательства никто выполнять не собирался. Такой статус также получили незаконно захваченные и удерживаемые преступными бандформированиями восточные регионы Украины», — отмечает Андрей Фомичев, адвокат, руководитель практики налогового права АО «Юскутум». Бороться с экономической преступностью в нынешних условиях в этих регионах не представляется возможным. Поэтому система НДС-счетов в этом плане будет наиболее эффективным механизмом, полагает он.
С другой стороны, от такого подхода будут страдать добросовестные налогоплательщики, у которых в первую очередь изымается 20 % денежных средств из оборота, а компенсаций никаких не ожидается.
«Будет ли система НДС-счетов эффективна в борьбе с махинациями? По мнению разработчиков данного подхода, она будет эффективной. Но история говорит об обратном: теневая экономика существует и не собирается уменьшаться, зарплату в «конвертах» платить надо, мотивировать своих контрагентов необходимо и т.д. Поэтому полностью рынок обнала система НДС-счетов не убьет. Стоит только надеяться, что это временная мера», — резюмировал г-н Фомичев.
Стоит отметить, что такого порядка администрирования НДС в мировой практике не было. Лишь Азербайджан вводил нечто подобное, но их депозитные НДС счета критиковались специалистами, поскольку воспринимались как осложняющие жизнь растущей экономике, подчеркивает Ярослав Романчук, управляющий партнер МПЦ EUCON. «Страны, которые пытались рассматривать для себя подобные меры, тут же отказывались от них, стремясь избежать негативного эффекта. По моему мнению, наша экономика сейчас переживает не лучшие време на для таких экспериментов. И на сегодня потеря части оборотных средств нанесет бизнесу серьезный удар. Кроме того, я считаю, что цель всех реформ налогового законодательства — снижение временных и материальных затрат плательщика налогов на администрирование. Данная же реформа не упрощает, а наоборот, усложняет жизнь предпринимателям. Поэтому, на мой взгляд, негативный экономический эффект, который мы получим от вступления в силу нового законодательства, превысит довольно призрачный антикоррупционный эффект, и реформа не принесет в конечном итоге ожидаемого результата», — заявил эксперт.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…