2011 год на Украине прошел под лозунгом государственной поддержки национальных производителей. Так, различными правительственными органами был разработан ряд проектов программ по импортозамещению и поддержке нацпроизводителей в разного рода отраслях.
В свете указанных протекционистских настроений в ноябре прошлого года правительство Украины зарезервировало право на пересмотр своих обязательств по доступу на рынок, взятых при вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
Право каждого члена ВТО пересмотреть свои обязательства прямо закреплено в статье XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ), а также в Руководстве по толкованию статьи XXVIII ГАТТ. При этом не требуется доказывания каких-либо обстоятельств необходимости такого пересмотра (см. публикации Mavrodis, Petros C.).
Согласно официальной статистике ВТО, с 1995 года было подано 34 запроса о пересмотре обязательств в соотствии со статьей XXVIII ГАТТ:
4 из них были отозваны, 8 — завершены с формальной сертификацией изменений, 5 — без формальной сертификации изменений по разным причинам. Остальные 17 пересмотров все еще продолжаются.
Согласно ГАТТ, общий уровень пошлин по результатам пересмотра должен быть не выше, чем установленный до пересмотра. Например, если Украина будет повышать пошлину на какой-либо определенный товар, то она должна уменьшить пошлину на другой товар. Следовательно, пересмотр «уступок» — это защита интересов одних нацпроизводителей за счет других.
Именно поэтому пересмотр обязательств — это результат сложных переговоров не только и не столько с представителями национальных индустрий для выработки общей позиции, такую позицию изначально надо утвердить с членами ВТО. При этом в последнем случае заявителю необходимо убедить других членов ВТО в необходимости изменения взятых обязательств и одновременно согласовать с наиболее «пострадавшими» из них адекватную компенсацию и/или уступки. При этом уступки, «выторгованные» одним членом ВТО в процессе таких переговоров, должны применяться ко всем ее членам, независимо от их непосредственного участия в переговорах по пересмотру (см. публикации Mavrodis, Petros C).
Одним из важных принципов процедуры пересмотра обязательств является необходимость согласовывать изменения обязательств и компенсацию с ограниченным кругом членов ВТО, чьи интересы непосредственно будут затронуты таким изменением. Так, согласно статье XXVIII ГАТТ, соответствующие переговоры проводятся только с тремя «категориями» членов ВТО:
— с первоочередными переговорными правами — члены ВТО, с которыми пересматриваемые обязательства изначально согласовывались (INR члены ВТО);
— с интересами главного поставщика — членами ВТО, занимающими большую долю на рынке по сравнению с членами INR ВТО, или если пересматриваемое обязательство будет влиять на торговлю, составляющую большую часть экспорта такого члена ВТО (члены PSI ВТО);
— со значительной заинтересованностью в обязательствах — члены ВТО, имеющие значительную долю на рынке, составляющую 10 % и более согласно практике ВТО (члены SI ВТО).
Статья XXVIII ГАТТ предусматривает следующие виды пересмотров — требующие предварительного разрешения Комитета ВТО по торговле товарами (статья XXVIII:4 ГАТТ), инициируемые в особых обстоятельствах; не требующие такого разрешения, а именно: пересмотр, инициируемый до начала каждого трехлетнего периода (первый такой период начинается с 1 января 1958 года) (статья XXVIII:1 ГАТТ), пересмотр после резервирования такого права членом ВТО до конца любого трехлетнего периода, упомянутого выше (статья XXVIII:5 ГАТТ). Соответствующие переговоры могут быть завершены в любое время.
Каждый вид пересмотра имеет ряд процессуальных «особенностей». Вместе с тем самым распространенным видом пересмотра в ВТО (в том числе и в случае с Украиной) является пересмотр с предварительным резервированием такого права.
Для инициирования процедуры пересмотра заявитель подает соответствующее уведомление в Секретариат ВТО, которое должно содержать информацию о товарах, для которых планируется изменение обязательств, — будет ли обязательство изменяться или отзываться полностью и т.д. Уведомление в последующем рассылается всем членам ВТО.
Получив такое уведомление, члены PSI и SI ВТО должны подать свои требования заявителю и проинформировать Секретариат о своем соответствующем статусе. Заявитель имеет право оспаривать их статус в целях переговоров. В случае возникновения такого спора окончательное определение статуса членов ВТО осуществляется Комитетом ВТО по торговле товарами или Генеральным советом.
После определения всех членов, с которыми заявитель в обязательном порядке должен провести переговоры, непосредственно начинаются переговоры с членами INR и членами PSI, а также консультации с членами SI. По завершении каждых двусторонних переговоров заявитель обязан направить в Секретариат отчет и совместное письмо, содержащее информацию о достигнутых договоренностях.
По результатам завершения всех переговоров и консультаций заявитель направляет в Секретариат окончательный доклад, содержащий информацию о членах, с которыми переговоры завершились заключением соглашения, с которыми не было достигнуто соглашения, а также о тех, с кем были проведены консультации.
Если члены, участвовавшие в переговорах и консультациях, согласовали изменения обязательств, заявитель имеет право внести их в свое расписание от даты направления Секретариату уведомления о завершении всех переговоров и консультаций.
Если же согласование не увенчалось успехом, заявитель все равно имеет право изменить обязательства в одностороннем порядке. В таком случае члены, принимавшие участие в переговорах и консультациях, имеют право отозвать в отношении заявителя в основном равноценные обязательства не позднее, чем через шесть месяцев от даты отзыва заявителем своих уступок по окончании 30-дневного периода после направления письменного уведомления об отзыве уступок.
Сегодня Украина зарезервировала право такого пересмотра на основании статьи XXVIII:5 ГАТТ. Соответствующее уведомление Украины не содержит конкретных предложений по пересмотру обязательств по тем или иным тарифным позициям. Однако 16 ноября 2011 года Министерство экономического развития и торговли Украины приняло Приказ «О создании межведомственной рабочей группы по изучению вопроса внесения изменений в ставки ввозной пошлины в рамках соглашений ВТО» № 226 (Приказ). В соответствии с Приказом упомянутая рабочая группа должна внести свои предложения по пересмотру обязательств ВТО с надлежащим обоснованием до 20 декабря 2011 года. Пока официальной информации о работе этой группы обнародовано не было.
При этом в средствах массовой информации различными политическими деятелями и представителями украинского бизнеса активно обсуждается пересмотр обязательств по автомобилям, товарам легкой промышленности, мясу. Однако неизвестно, какие товары станут «разменной монетой» для того, чтобы Украина могла согласовать такой пересмотр с заинтересованными членами ВТО и выполнить условия ВТО о «неизменности» общего уровня пошлин по результатам пересмотра.
Время покажет, увенчается ли успехом (и для всех ли национальных индустрий) данная протекционистская инициатива, и, в случае успеха, какими будут ее последствия для этих индустрий и экономики Украины в целом.
МИКОЛЬСКАЯ Наталия — старший юрист ЮФ «Саенко Харенко», г. Киев,
МАХИНОВА Анжела — юрист ЮФ «Саенко Харенко», г. Киев
Андрей ЗАБЛОЦКИЙ,
юрист, руководитель департамента международной торговли АО «Волков и Партнеры»
9 ноября 2011 года Украина, согласно пункту 5 статьи XXVIII ГАТТ 1994 года, официально зарезервировала за собой право на пересмотр своих уступок и обязательств в рамках ВТО — начиная с 1 января 2012 года и на протяжении трех лет.
Основной целью пересмотра текущих обязательств в рамках ВТО станет усиление защиты внутреннего рынка путем повышения импортных пошлин и принятия мер по усилению позиций отечественных производителей на внешних рынках.
В последнее время наблюдается тенденция к существенному увеличению негативного торгового баланса, а это значит, что Украина импортирует больше, чем экспортирует. Но наличие только этого факта вряд ли поможет достижению цели. Переговорной группе придется представить весомые доказательства того, что текущие ставки по определенным товарам негативно влияют на соответствующую отрасль.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в переговорном процессе будут выдвинуты встречные требования для Украины в качестве компенсации. На практике выдвигаемые членами ВТО требования могут быть достаточно высоки, что делает нецелесообразным пересмотр тарифов тех или иных товаров. Для примера — заявленное намерение пересмотреть импортную пошлину на автомобили с 10 до 25 % является достаточно высокой ставкой, ведь пошлина в 30 % и более уже считается заградительной и делает нецелесообразным импорт.
В итоге успешность пересмотра, как правило, зависит от уровня выдвигаемых встречных требований и возможности страны-инициатора идти на соответствующие уступки.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…