«Все, что ни делается, — все к ЕВРО». Такой девиз взят на вооружение во многих сферах жизнедеятельности украинского общества. В их числе и законодательное регулирование правоотношений, которые могут возникнуть в связи с проведением турнира.
Однако одна задача — понять, что надо создать некий особый механизм, для того чтобы более оперативно разрешать правовые вопросы, и совсем другая — создать такой механизм, который позволял бы реализовать соблюдение всех гарантий прав и свобод человека.
Например, Указом Президента Украины «О Межведомственном координационном штабе по вопросам безопасности и правопорядка» от 10 декабря 2010 года был утвержден персональный состав штаба при Президенте Украины, ответственного за содействие оптимизации взаимодействия правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, согласованности их деятельности по обеспечению безопасности и правопорядка во время подготовки и проведения на Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу. В нем нашлось место, например, для замминистра культуры и зампредседателя службы финансового мониторинга, но там нет ни одного представителя от адвокатуры. А ведь обеспечение безопасности правопорядка напрямую может отразиться на правах и свободах граждан, в том числе иностранцев.
Недостаточное внимание власти к обеспечению защиты прав, которые в Европе не только считаются незыблемыми, но и соблюдаются, прослеживается во многих особенностях регулирования правоотношений во время чемпионата. Поэтому адвокаты решили взять инициативу в этом вопросе в свои руки.
Соответствующий вопрос стоял на повестке дня заседания Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабинете Министров Украины 30 марта с.г. По словам члена ВККА Екатерины Коваль, внесшей предложение рассмотреть его безотлагательно, адвокаты как лица, уполномоченные на оказание правовой помощи, обязаны проявить инициативу и требовать своего присутствия, а в случае необходимости, и участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях и административных дел в отношении иностранцев.
Напомним, Закон Украины «Об особенностях производства по делам об административных правонарушениях в период проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу на Украине» (Закон) от 5 июля 2011 года, который будет действовать с 8 июня 2012 года по 31 июля 2012 года включительно, устанавливает особенности производства по делам об админправонарушениях, совершенных в период проведения ЕВРО-2012, а также особенности принудительного выдворения за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно не проживают на Украине, за совершение таких правонарушений.
В частности, речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 44 (незаконное производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств без цели сбыта), 51 (мелкая кража), 512 (нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности), 173 (мелкое хулиганство), 1731 (распространение неправдивых слухов), 174 (стрельба из огнестрельного, холодного метательного или пневматического оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка), 1751 (курение в запрещенных местах), 178 (распитие пива, алкогольных, слабоалкогольных напитков в запрещенных местах или появление в общественных местах в пьяном виде), частями 1 и 2 статьи 181 (участие в азартных играх, в том числе повторно), 185 (злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего), 1851 (нарушение порядка организации и проведения собрания, митингов, уличных походов и демонстраций), 1857 (публичные призывы к невыполнению требований работника милиции или должностного лица военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины), 1859 (злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника транспорта, осуществляющего контроль за перевозками пассажиров), 190 (нарушение гражданами порядка приобретения, хранения, передачи другим лицам или продажи огнестрельного, холодного или пневматического оружия), 191 (нарушение гражданами правил хранения, ношения или перевозок огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов), 1953 (нарушение правил применения специальных средств самообороны) и 1956 (нарушение порядка производства, хранения, перевозок, торговли и использования пиротехнических средств) Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Согласно Закону, протоколы о совершении таких правонарушений будут составляться в общем порядке уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, после чего такие лица проводят (безальтернативно) административное задержание с дальнейшей доставкой лица, «совершившего административное правонарушение» (что делать с теми, кто его не совершил, но подозревается?), в орган (к должностному лицу), уполномоченный рассматривать соответствующее дело об админнарушении. Этому же лицу передаются протокол и другие материалы по делу.
Одновременно оговаривается, что в таких случаях срок админзадержания не может превышать суток, в течение которых должно быть рассмотрено дело.
Стоит напомнить, что рассматривать такие дела об админправонарушениях, совершенных на территории спортивного сооружения во время проведения массового спортивного или другого культурно-зрелищного мероприятия, будут «не отходя от кассы» — в специально оборудованном помещении на территории такого сооружения.
При этом постановление по итогам рассмотрения дела оглашается сразу после завершения рассмотрения, а его копии вручаются под расписку лицу, в отношении которого принято постановление, и органу внутренних дел. С этого же момента постановление вступает в силу и подлежит немедленному исполнению, хотя и может быть обжаловано в течение трех дней уполномоченному лицу или в суд. При этом одним из видов наказания (помимо установленных санкциями соответствующих статей КУоАП) может стать запрет на посещение мероприятий в рамках турнира.
Стоит оговориться, что такой порядок будет применяться к подозреваемым в нарушениях независимо от их гражданства и ко всем случаям нарушений независимо от того, имели они место в спортивном сооружении и/или во время матча или нет. Причем Закон не ограничен в действии городами, принимающими матчи ЕВРО-2012. Более того, судя по тексту, если предусмотренное названными выше статьями совершено без прямой или косвенной связи с турниром, к нему также применяется такой же порядок.
Особенности есть только для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имеют права постоянного проживания на территории Украины.
В случае уличения их в совершении одного из упомянутых выше преступлений после выполнения административного взыскания в их отношении может быть внесено заявление о принудительном выдворении за пределы Украины.
Рассмотрение таких дел в период проведения ЕВРО-2012 тоже будет проходить в особом порядке, установленном новым пунктом 111 раздела VII «Заключительные и переходные положения» Кодекса административного судопроизводства Украины.
В случае наличия достаточных оснований для выдворения орган внутренних дел немедленно обращается в соответствующий окружной административный суд по месту совершения правонарушения для рассмотрения вопроса о принудительном выдворении.
Такие дела безотлагательно рассматриваются судьей единолично при участии лиц, в отношении которых рассматриваются вопросы о принудительном выдворении. Более того, если такое нарушение имело место на территории спортивного сооружения во время мероприятия в рамках ЕВРО-2012, дело рассматривается в специально обустроенном помещении в пределах такого сооружения. Принятое по делу постановление подлежит немедленному исполнению, хотя и может быть обжаловано в общем порядке.
При этом никаких особенностей относительно оказания правовой помощи или хотя бы привлечения переводчиков при рассмотрении таких дел Закон не устанавливает. То есть этими «опциями» лицо, в отношении которого безотлагательно рассматривается дело, может воспользоваться только в общем порядке. Сложно даже представить, как лицо, находясь на стадионе, в чужой стране, не зная языка, будет так быстро искать защитника. Это задача не из легких даже для сограждан, у которых в числе знакомых есть юристы.
Этим, собственно, и озаботились адвокаты, инициировавшие рассмотрение вопроса в ВККА, которая по итогам утвердила Порядок и механизм реализации гражданами Украины и иностранцами своего права на правовую помощь во время проведения ЕВРО-2012. Прежде всего, ВККА намерена инициировать включение в состав Штаба представителя Комиссии.
Особое внимание на необходимость организации оказания правовой помощи предлагается обратить Донецкой, Киевской, Львовской, Харьковской областным и Киевской городской квалификационно-дисциплинарным комиссиям адвокатуры. Им также поручено создать на этот период региональные координационные центры по оказанию правовой помощи и определить дежурных адвокатов, которые будут находиться непосредственно на стадионах и в случае необходимости.
Адвокатов для оказания такой помощи предлагается отбирать по итогам открытого конкурса, однако весьма оперативно, поскольку для возможности присутствия на стадионе им надо будет иметь персональную аккредитацию УЕФА.
При этом адвокаты намерены напомнить правительству, в частности Минюсту, что в рамках подготовки к проведению турнира между Украиной и Польшей уже заключены ряд договоров, среди которых Соглашение о применении двуязычных бланков ходатайств об оказании правовой помощи по гражданским делам, которое предусматривает ускоренное оказание правовой помощи при рассмотрении судами гражданских дел. А это невозможно реализовать без активного вовлечения в процесс адвокатов.
Что касается уровня оплаты, то, скорее всего, она будет осуществляться либо по договоренности, но, скорее всего, в пределах, установленных для оплаты труда по оказанию правовой помощи по назначению по уголовным делам, либо по граничному размеру компенсации расходов на правовую помощь по гражданским и административным делам.
Компенсировать финансовые потери адвокаты смогут получением бесценного опыта, который может быть учтен в качестве повышения квалификации.
Также ожидается, что в ближайшее время в городах, принимающих ЕВРО-2012, будут организованы круглые столы, на которых будут обсуждаться стратегии защиты прав граждан при оказании правовой помощи в рамках ЕВРО-2012.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…