Всемирные пионеры дактилоскопии — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (451) » Всемирные пионеры дактилоскопии

Всемирные пионеры дактилоскопии

Методы точного установления личности преступника всегда занимали умы практиков сыскного дела. Практика опровергла надежность описательных методов, используемых при определении личности. И только дактилоскопия, то есть идентификация по отпечаткам пальцев, вот уже около 120 лет является надежным помощником следователя.

Предыстория

Развитие учения об идентификации личности традиционно связывают с именем Альфонса Бертильона — префекта французской полиции, который в 1879–1883 годах внедрил систему идентификации преступников по антропометрическим признакам (бертильонаж). Сын известного парижского врача, он только благодаря связям отца смог устроиться на работу в Сюрте — французскую криминальную полицию — и получить разрешение проводить свои опыты. Бертильон исходил из того, что параметры человеческого тела являются уникальными. Он предложил фиксировать около двадцати разных параметров тела человека и доказал, что таким образом можно идентифицировать личность преступника. Бертильон усовершенствовал приборы, при помощи которых производились измерения. При этом активно использовалась фотосъемка. Бертильоном также были предложены способы фотографирования мест происшествий. Несмотря на все трудности, ему удалось внедрить свою систему в полицейском ведомстве Франции, что значительно упростило работу полиции. Но начали появляться и первые проблемы. Составление идентификационной карточки занимало очень много времени, отсутствовала систематизация записей. Поэтому работа с такой картотекой была довольно сложной. Кроме того, Бертильон не учел, что параметры человеческого тела могут значительно изменяться со временем, имели место случаи, когда проведенные измерения не позволяли идентифицировать личность. Известны примеры, когда в совершении преступления обвиняли невиновных людей только потому, что параметры их тела были идентичны параметрам настоящих преступников, ранее зафиксированным в картотеке Сюрте.

Несмотря на свою прогрессивность, бертильонаж имел множество недостатков, что лишь стимулировало поиск новых методов идентификации личности. Исследования переместились в Британскую империю.

Первые опыты дактилоскопии

Вильям Хершель, служащий британской администрации г. Хугли, проводил свои исследования в 1857—1877 годах в Бенгалии (Индия). Столкнувшись с махинациями местного населения при получении жалования, он начал требовать у рабочих удостоверять факт получения денег, оставляя в платежной ведомости отпечатки пальцев. Со временем он обратил внимание на неповторимость отпечатков пальцев человека и неизменность их со временем. Основываясь на этих фактах, Хершель предложил генеральному инспектору тюрем Бенгалии использовать дактилоскопический метод при идентификации заключенных, но получил отказ. Результаты его наблюдений были опубликованы в журнале «Природа», но не привлекли внимания читателей.

Другой первопроходец дактилоскопии врач Генри Фулдс проводил свои исследования в г. Токио (Япония). Сначала он заинтересовался этническими отличиями отпечатков, потом вопросом наследования папиллярных узоров. И только позже он задумался над возможностью устанавливать личность по отпечаткам руки. Следует отметить, что практика использования отпечатков руки была довольно распространенной на Востоке. Так, отпечаток большого пальца служил в Японии для удостоверения личности иностранцев, не имеющих личной печати. На японских документах часто встречались отпечатки рук, сделанные черной или красной краской.

В 1880 году в статье, опубликованной в журнале «Природа» (Лондон), Фулдс обращает внимание на уникальность и неизменяемость отпечатков пальцев и предлагает применять их при установлении личности преступников. У него уже был опыт применения отпечатков пальцев для поиска преступников. В 1879 году по отпечатку руки, оставленному на заборе, удалось точно установить личность преступника, забравшегося в дом Фулдса. Скоро Фулдсу опять пришлось участвовать в раскрытии преступления. На месте кражи полиция нашла бокал, на котором сохранились отпечатки пальцев. Сравнивая эти отпечатки с образцами своей картотеки (а это были в основном отпечатки пальцев слуг в домах его друзей), Фулдс смог установить преступника. Этот случай также подтвердил возможность идентификации отпечатков, оставленных неокрашенной рукой.

Следующим шагом стало создание картотек дактилоскопических отпечатков преступников. Пальму первенства здесь удерживает Аргентина, где в 1891 году Жуан Вучетич разработал систему классификации и учета отпечатков пальцев. Он сначала заинтересовался бертильонажем, но скоро понял, что такая система является бесперспективной. Вучетич узнал о системе Хершеля и Гальтона и решил продолжить работу в этом направлении. Очень скоро он смог выделить четыре основных вида рисунка отпечатка пальца и соответственно классифицировать их. Была разработана система индексирования, которая позволяла быстро работать с картотекой.

Используя методику Вучетича, удалось раскрыть несколько громких убийств. Последующие события подтвердили эффективность такого опыта, но в силу отдаленности Аргентины от основных европейских центров методика Вучетича не получила распространения.

В Европе основным центром развития дактилоскопии стала Англия. Основываясь на материалах Хершеля, сэр Френсис Гальтон попытался разработать систему классификации отпечатков пальцев. Результаты его исследования были опубликованы в журнале «Природа» в 1891 году, а год спустя вышли отдельным изданием. Но полицейские чины не придали значения работе Гальтона. В то время все исходящее из Парижа считалось абсолютно передовым и неопровержимым, и Англия, вслед за другими европейскими государствами, начала внедрять систему идентификации и учета преступников, предложенную Бертильоном.

Однако Гальтон не прекратил эксперименты с дактилоскопией. Он пополнял свою коллекцию отпечатков и занимался их классификацией. Вместе с Хершелем и Фулдсом он считался признанным специалистом в данном вопросе. Именно к Гальтону обратился Эдвард Генри, когда заинтересовался возможностями, которые предоставляла дактилоскопия.

Британец Эдвард Генри, так же, как и Хершель, проводил исследования в Индии. Будучи генеральным инспектором полиции в Бенгалии, он столкнулся с несовершенством антропометрии и необходимостью более простого способа идентификации преступников. Решением стала дактилоскопия. Используя опыт предшественников, Генри смог разработать систему, которая упрощала работу с картотекой и позволяла быстро найти нужную карточку. С 1897 года полиция Бенгалии перешла на работу по системе Генри. Практически сразу была подтверждена ее эффективность, о чем информировали Лондон.

Но понадобилось еще 3 года бюрократической волокиты, пока в 1900 году по предложению лорда Бальпера вся полиция Великой Британии стала идентифицировать преступников с помощью дактилоскопической системы Эдварда Генри. Немного позже от бертильонажа начали отказываться полиции других государств.

Дело Фарроу

Знаковым для дактилоскопии является 1905 год. Именно тогда впервые отпечатки пальцев рассматривались судом как доказательство виновности преступника. В ночь на 27 марта 1905 года в пригороде Лондона Дептфорде произошло убийство. Были убиты владелец лавки красок Фарроу и его жена. Тела обнаружил ученик Фарроу. Расследование проводил инспектор уголовной полиции Фокс.

На месте преступления Фокс обнаружил две маски, изготовленные из старых дамских черных чулок. Из этого он сделал вывод, что убийц было двое. Сначала казалось, что они не оставили больше никаких следов. Но несколько позже под кроватью миссис Фарроу была обнаружена небольшая денежная шкатулка. Коллега Фокса, Мелвилл Макнэттн, уже хорошо знакомый с дактилоскопией, исследовал шкатулку с внешней и внутренней сторон с целью обнаружения на ней отпечатков пальцев. На лакированной поверхности внутренней части шкатулки он заметил пятно, оставленное потной рукой. Макнэттн приказал запаковать шкатулку и доставить ее шеф-инспектору Коллинзу. Также он снял отпечатки у обоих убитых и всех полицейских, находившихся в лавке. Это был первый случай снятия отпечатков у трупа.

Коллинз установил, что предоставленный отпечаток пальца не зарегистрирован в картотеке, и отметил, что не представит ни малейшего труда идентифицировать личность, оставившую этот отпечаток, как только будет арестован подозреваемый в преступлении человек.

Расследование продолжалось. Один из осведомителей Фокса сообщил о том, что в преступном мире убийство приписывают братьям Альфреду и Альберту Страттонам. Скоро полиции стали известны другие факты свидетельствовавшие о причастности братьев к этому убийству. Макнэттн арестовал Страттонов. Но улик для привлечения их к ответственности не было. Коллинз смог убедить судью разрешить ему снять отпечатки пальцев у братьев Страттон. Во время процесса дактилоскопии братья смеялись, дескать им было щекотно. Опечаток большого пальца Альфреда Страттона совпал с отпечатком на шкатулке.

Дело было передано обвинителю Ричарду Муиру. Он понимал, что фактов явно недостаточно и все обвинение базируется на отпечатке пальца Страттона. От признания или непризнания присяжными отпечатка пальца в качестве достаточного доказательства зависело вынесение приговора. Но нельзя было упускать шанс показать общественности, что идентификация дактилоскопическим методом является очень эффективной при проведении следствия.

5 мая 1905 года Альфред и Альберт Страттоны появились на скамье подсудимых в Олд-Бейли. Процесс вел судья Шаннель. Он никогда не занимался дактилоскопией. Присяжные заседатели также не были знакомы с дактилоскопическим методом. Со стороны обвинения выступали Коллинз и Муир. Защита в качестве экспертов пригласила доктора Фулдса и доктора Гарсона, ранее занимавшегося бертильонажем.

Муир построил свое обвинение таким образом, что свидетели по делу подтвердили все косвенные улики. Но присяжные все равно сомневались в виновности братьев Страттонов. Блестяще выступил Коллинз, разъяснивший присяжным основные принципы дактилоскопии. Он также показал некомпетентность приглашенных стороной защиты экспертов.

«Это была победа Муира», — писал один обозреватель тех лет. Судья Шаннель при всей своей сдержанности был вынужден констатировать, что отпечаток пальцев, без сомнения, в определенной степени служит доказательством. Альфред и Альберт Страттоны были признаны виновными. Приговор вынес судья Шаннель: «Смерть через повешение».

Система Генри нашла свое распространение в Англии, Шотландии, Ирландии, в британских доминионах и колониях. В это же время она начала распространяться в Европе и во всем мире.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Улучшение путем регламентации

Деловая практика

Слава депозитам в НБУ!

Законодательная практика

Все на выборы! По реестру

Историческая практика

Всемирные пионеры дактилоскопии

Комментарии и аналитика

Как указать судье «на дверь»

«Спорная» плата за соединение

Неделя права

Въезд на Украину через суд

Полтавская эпопея

К1 и К2 — в «соцпакет»!

Болезнь — конфиденциальна!

Реестр событий

Работа КСУ под вопросом?

Штраф для Президента

Всеобразованный министр

Судебная практика

Вопросы обжалования судебного акта

Судебные решения

Об установлении факта и последствиях самовольного захвата земли

О законных ограничениях права собственности

О практике рассмотрения дел по искам о возмещении вреда

Об ответственности компаний, предоставляющих услуги сотовой связи

Об ответственности, возникающей вследствие ДТП

Освобождение от отбытия наказания не является реабилитирующим обстоятельством

О праве на реконструкцию помещения

Тема номера

Хочу отомстить немедленно!

О тонких материях в юриспруденции

Трибуна

Стране необходима демократизация

Частная практика

Не юриспруденцией единой…

Юридический форум

Налог на прибыль

Інші новини

PRAVO.UA