Всем чертам назло — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 39 » Всем чертам назло

Всем чертам назло

Несмотря на предыдущие неудачные попытки, законодатели вновь попробуют подвести черту в процессе разделения сервисной и правоохранительной функций налоговой службы путем создания Бюро финансовых расследований

Создание нового правоохранительного органа, который будет осуществлять расследование экономических преступлений, в перспективе должно привести к минимизации давления на бизнес. Тем не менее эта перспектива пока еще призрачная, поскольку попытки на законодательном уровне обеспечить формирование и полноценное функционирование такого органа делаются с регулярной периодичностью, но до сих пор безрезультатно. Впрочем, с учетом заявленных приоритетов руководителя Государственной налоговой службы Украины, одним из которых как раз является «демилитаризация» этого органа, шанс на закрепление на законодательном уровне статуса и функций службы, ответственной за расследование финансовых преступлений, увеличивается. Уверенность в скорейшем формировании придает и активность парламента в части принятия как за основу, так и в целом ряда законопроектов налогового блока.

К слову, народные депутаты Украины не заставили себя долго ждать, и на рассмотрении Верховной Рады Украины сегодня находятся два законопроекта, которыми предлагается закрепить статус и функции правоохранительного органа, ответственного за расследование экономических преступлений.

Напомним, что три последних законопроекта в этой сфере были зарегистрированы в парламенте в марте прошлого года, но консенсуса народным избранникам так и не удалось достичь. Один из проектов — «О Национальном бюро финансовой безопасности» — под авторством группы народных депутатов Украины во главе с Ниной Южаниной после корректировки был перерегистрирован в парламенте текущего созыва как альтернативный (рег. № 1208-1) (подробно о законопроектах мы писали в материале «Экономические поступления» в газете «Юридическая практика» № 15 (1059) от 12 апреля 2018 года).

Второй законопроект, поданный на рассмотрение парламента несколько ранее (рег. № 1208), предусматривал разделение сервисной и правоохранительной функций налоговой службы. В отличие от альтернативного законопроекта, в котором предлагается создать Национальное бюро финансовой безопасности (НБФБ) и сделать его подотчетным парламенту и обществу, проект № 1208 предусматривает координацию деятельности Бюро финансовых расследований (БФР, Бюро) Кабинетом Министров Украины через министра финансов Украины. Впрочем, такие же различия в подходе к этому вопросу были и в законопроектах, поданных на рассмотрение парламента прошлого созыва.

В законопроекте № 1208 детально прописаны основные полномочия министра в отношениях с Бюро. В частности, помимо утверждения структуры и штатного расписания, согласования нормативных актов на его плечи предложено возложить право принимать решение о проведении независимой оценки (аудита) эффективности деятельности Бюро, его операционной и институциональной независимости, а также координацию деятельности подразделений внутреннего контроля, связанную с осуществлением мер по предотвращению коррупции в БФР.

Отметим, что последний законопроект № 1208 не предлагает устанавливать максимальное штатное количество сотрудников — эта функция возлагается на правительство, при этом предельная численность личного состава может варьироваться в зависимости от уровня преступности в контексте уголовных правонарушений, отнесенных законом к подследственности БФР. Что же касается структуры, то в состав Бюро предложено включить центральный аппарат и семь территориальных управлений, зарегистрированных как юридические лица публичного права.

Не так детально прописаны в этом законопроекте № 1208 аналитические функции органа. В то же время именно на этих функциях, учтенных, кстати, в предыдущих законопроектах, и акцентировал внимание бизнес. Вместе с тем данный документ предусматривает полномочия БФР в сфере информационно-аналитической деятельности. В их числе — формирование баз данных, входящих в единую информационную систему министерства, а также использование базы данных министерства и других органов государственной власти. Но ключевыми полномочиями в этой сфере все же являются получение и обработка информации из этих баз и, конечно, осуществление информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности. При этом БФР будет иметь непосредственный доступ к информации и информационным ресурсам других органов государственной власти.

Авторы законопроекта № 1208 предлагают наделить Бюро правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Детективы БФР при проведении мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию уголовных правонарушений, отнесенных законом к их подследственности, должны руководствоваться положениями Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Соответствующие изменения предложено внести и в этот нормативный акт, в частности, предусмотрев, что в Бюро финансовых расследований оперативно-розыскная деятельность осуществляется подразделениями детективов, оперативными, оперативно-техническими подразделениями, подразделениями внутреннего контроля. Организацией и процессуальным руководством досудебным расследованием, решением других вопросов в ходе уголовного производства, надзором за негласными и другими следственными и розыскными действиями будет заниматься Генеральная прокуратура Украины и региональные прокуратуры. В части определения подследственности соответствующие изменения предложено внести в Уголовный кодекс (УК) Украины. Как отмечается в пояснительной записке, к основной подследственности БФР предлагается отнести уголовные преступления по двадцати пяти статьям УК, а к дополнительной подследственности — по пяти статьям, а также досудебное расследование по статье 222 УК Украины (если размер предмета преступления или причиненного вреда в 1500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный законом на момент совершения преступления).

Возвращаясь к структуре БФР, отметим, что законопроект № 1208 предусматривает порядок назначения руководителя Бюро и требования к кандидатам на эту должность. Так, руководитель назначается на должность и увольняется с нее Кабинетом Министров Украины. Руководителем Бюро может стать гражданин Украины, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, стаж работы не менее 15 лет, опыт работы на руководящих должностях в органах власти, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в том числе за рубежом, свободно владеющий государственным и двумя иностранными языками, которые являются официальными языками Совета Европы, и способный по своим деловым и моральным качествам, образовательному и профессиональному уровню исполнять соответствующие служебные обязанности. Срок полномочий руководителя ограничивается исключительно пятилетним сроком, то есть без права занимать эту должность два срока подряд.

Что касается назначения сотрудников БФР, то, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, предусматривается возможность перехода бывших работников налоговой милиции на службу в Бюро финансовых расследований на общих основаниях по результатам проведения конкурса. Примечательно, что до поступления на службу все сотрудники, включая руководство БФР, обязаны пройти психофизиологическую проверку с применением полиграфа. При этом такую проверку планируется проводить не реже одного раза в год во время прохождения службы.

В вопросе общественного контроля за деятельностью БФР отдельной статьей законопроекта предусматривается порядок формирования, работы и функции общественного совета при Бюро. В частности, планируется, что совет будет состоять из 35 человек и получит право инициировать проведение независимой оценки (аудита) эффективности деятельности этого органа, но лишь в том случае, если такое предложение будет поддержано 21 голосом.

Таким образом, Бюро финансовых расследований как центральный орган исполнительной власти, согласно определению, будет реализовать государственную политику по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию уголовных преступлений в сфере хозяйственной деятельности, которые прямо или косвенно причиняют вред публичным интересам в сфере финансов. И помимо реализации основной цели — разделения сервисной и правоохранительной функций налоговой службы и ликвидации налоговой милиции — законопроект направлен на оптимизацию структуры и численности органов, ведущих борьбу с преступлениями в сфере финансов, а также на устранение дублирования их функций.

О необходимости принятия подобного законопроекта говорят уже много лет, вполне возможно, что с учетом замечаний бизнес-сообщества и экспертов парламентарии все же смогут прийти к единой формуле закрепления на законодательном уровне статуса органа, занимающегося расследованием экономических преступлений.

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA