Штат сотрудников в юридических фирмах на Украине сильно отличается. В некоторых фирмах работают всего несколько человек или даже один, а в некоторых — около сотни. И мы задались вот каким вопросом: сколько сотрудников необходимо для того, чтобы юридическая фирма эффективно осуществляла свою деятельность? Есть ли то универсальное количество, которое бы обеспечило баланс сил, способствующий процветанию фирмы? Ведь не секрет, что слишком маленькое количество сотрудников «тормозит» работу компании, а слишком большое является нецелесообразным, так как обуславливает необоснованное расходование денежных средств. Кроме того, мы заинтересовались, наличие каких сотрудников в штате юридической фирмы просто необходимо, а выполнение каких функций может успешно совмещаться с «основной» работой другими сотрудниками. С этими вопросами мы обратились к представителям юридических фирм.
Чем больше, тем лучше?
Никто не спорит, что на фирме может работать лишь один сотрудник, однако в таком случае ему придется выполнять функции и директора, и бухгалтера, и секретаря и т.д., ну и, конечно же, юриста. Немногим лучше ситуация в случае, если на фирме работают 2-3 человека. Например, нередки случаи, когда основной телефон юрфирмы — мобильный телефон ее директора, что не может не отвлекать последнего от выполнения своих должностных функций.
Каким же образом следует разделить функции между сотрудниками фирмы? По мнению управляющего партнера адвокатской компании «Правочин» Александра Онищенко, вопрос разделения функций между структурами юридической фирмы во многом зависит от специфики работы такой фирмы — ориентированности на обслуживание исключительно физических лиц, физических и юридических лиц, только крупных юридических лиц, также речь может идти о юридической фирме в составе холдинга и т.д. Однако классическая структура фирмы, позволяющая рационально использовать возможности каждого сотрудника и эффективно управлять компанией, должна сохраняться. Директор, бухгалтер, юристы, секретарь, технический персонал (уборщица, курьеры, а при необходимости — и водители, управляющий хозяйством и парком автомобилей) фирме нужны в любом случае, и совмещение должностей в этом перечне вряд ли допустимо, поскольку это негативно повлияет на эффективность работы каждого из сотрудников, снизит управляемость компанией и, как результат, может привести к ухудшению результатов работы юридической фирмы в целом, считает г-н Онищенко.
Как отметил директор юридической фирмы «Данилко, Кушнир, Солтыс и Якимяк» Юрий Кушнир, каждый сотрудник юридической фирмы должен выполнять четко определенные функции, но, конечно, чем больше количество сотрудников, между которыми они могут быть разделены, тем лучше. Такой же принцип действует и относительно распределения работы среди юристов по их специализации. Предел же перераспределения (при потребности) функций между сотрудниками определяется, прежде всего, размером фирмы, то есть количеством юристов.
Нельзя не согласиться с мнением директора юридической и патентной фирмы «Грищенко и Партнеры» Дмитрия Грищенко относительно того, что для определения, насколько широко должны быть разделены функции между сотрудниками, следует провести анализ: составить перечень функций, выполняемых всеми сотрудниками компании, найти места «пересечения» функций (дублирования) или, наоборот, «пробелы» в работе. Однако задача состоит не в том, чтобы обнаружить все возможные ошибки, нужно найти лишь те, которые повторяются или уже привели к серьезным проблемам. Ведь часто происходит не только дублирование работ, но имеет место неверное распределение работы по уровню сложности между сотрудниками. Иногда «простым» сотрудникам поручается работа, предполагающая достаточно высокую квалификацию, а, например, руководитель отдела юридической фирмы иногда выполняет работу, требующую низкой квалификации, а значит — компания оплачивает выполнение простых операций по двойному или даже тройному тарифу.
В связи с этим на фирме «Грищенко и Партнеры» существуют определенные внутренние правила относительно четкого разделения труда в зависимости от занимаемых сотрудниками должностей. Например, руководитель отдела не ведет судебные дела, кроме нестандартных, благодаря чему он может выполнять высококвалифицированную работу, на которую раньше просто не оставалось времени. Дмитрий Грищенко считает, что позволять юристам выполнять низкоквалифицированную работу (например, курьерскую) и платить им при этом на порядок больше — дорогое удовольствие для компании.
Профессии всякие нужны, профессии всякие важны
Итак, сколько же необходимо сотрудников, чтобы фирма эффективно осуществляла свою деятельность? По мнению Александра Онищенко, должности директора, бухгалтера, юриста (юристов), секретаря и минимум одного человека из технического персонала должны быть заняты, а значит, необходимый количественный минимум сотрудников на фирме составляет 4 человека плюс штат собственно юристов, зависящий от этапа развития компании, количества клиентов компании, уровня квалификации юристов, сложности выполняемой работы, необходимости работы вне офиса.
Большинство опрошенных нами респондентов подчеркнули необходимость наличия на фирме следующих сотрудников: директор, бухгалтер, юрист, секретарь, уборщица, системный администратор. Некоторые дополнили этот перечень водителями, библиотекарями, переводчиками. Но в любом случае, по словам Дмитрия Грищенко, не следует забывать о том, что лишь грамотное и позитивное взаимодействие сотрудников компании способствует их эффективной деятельности.
Остается еще один важный вопрос: какие должности более необходимы на юридической фирме? Например, Юрий Кушнир распределил сотрудников юрфирмы в таком порядке, исходя из степени необходимости, начиная с более важных: юрист, директор, бухгалтер, секретарь, системный администратор, уборщица, офис-менеджер, библиотекарь, шофер. Некоторые, правда, на первое место ставят директора, однако, как заметил Александр Онищенко, и здесь все не так однозначно. Ведь место в этой «цепи», например, бухгалтера может изменяться в зависимости от избранной фирмой системы налогообложения, а системный администратор вполне может работать и вне штата фирмы, ведь его услуги не являются востребованными ежедневно.
Существует и иное мнение. Так, заместитель директора юридической фирмы «АРКА» Екатерина Иванова считает, что невозможно расположить по «степени необходимости» тех или иных сотрудников, поскольку без стабильно работающих компьютеров (что обеспечивается трудом системного администратора) не может работать ни директор, ни юрист, ни секретарь. И то же самое можно сказать о любом сотруднике фирмы, а таким образом, от выполнения обязанностей одним сотрудником зависит эффективность и успешность работы фирмы в целом.
Совмещать или нет?
Вернемся к вопросу о «многофункциональности» сотрудников. Безусловно, совмещение нескольких должностей должно происходить без снижения эффективности их выполнения, ведь некоторые функции невозможно или же просто не следует совмещать. Интересно, что практически все наши респонденты считают совмещение вынужденным исключением, да и то лишь в случае, если речь идет о некоторых должностях. Например, Александр Онищенко подчеркнул возможность совмещения секретарем выполнения своих основных функций и некоторых функций юриста, не требующих глубоких профессиональных знаний и опыта, или, к примеру, бухгалтер при наличии некоторой квалификации мог бы оказывать юристам консультационную помощь в вопросах бухгалтерского учета и налогообложения. Кроме того, достаточно часто можно встретить «классическое» совмещение выполнения функций директора и юриста, когда директор кроме управленческих, контролирующих и представительских функций непосредственно участвует в предоставлении юридических услуг.
Юрий Кушнир считает допустимым, когда функции офис-менеджера выполняет один из секретарей, а другой секретарь выполняет функции библиотекаря. Однако нецелесообразным является совмещение выполнения функций юриста с другими функциями, направленными на обеспечение его работы.
Но общее мнение все же таково: любое совместительство является нежелательным, так как в большей или меньше степени негативно сказывается на качестве работы. У сотрудников юридической фирмы, по словам Екатерины Ивановой, должно быть четкое понимание, кто и за что отвечает, чтобы руководство фирмы могло контролировать выполнение тех или иных задач.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…