Представим себе недалекое будущее. Примерно 2018 год. В центральной части Украины находится чудный регион со своими особенностями формирования и использования бюджета, проведения конкурсов и торгов, назначения судей и руководителей правоохранительных органов, наконец, со своей полицией и даже климатом… правда, инвестиционным.
Это не утопический город. Это не государство в государстве типа Ватикана. Это — децентрализация власти по-украински. Вернее, один из ее вариантов — законопроект «О реализации пилотного проекта относительно децентрализации власти в отдельных административно-территориальных единицах Украины» № 5167, зарегистрированный 14 октября с.г. народным депутатов Украины VII созыва Виктором Жеребнюком. Срок действия пилотного проекта распространяется на 2014–2020 годы.
Народные судьи
Представим себе недалекое будущее и эту фантасмагорическую картину региона, где действует особый порядок назначения судей, руководителей правоохранительных и других государственных органов. Решение о назначении судьи или руководителя правоохранительного органа может приниматься соответствующим уполномоченным органом или лицом только после предоставления согласия органа местного самоуправления. Если уполномоченный орган или лицо решение о назначении судьи или руководителя правоохранительного (или другого) государственного органа не принимает в срок более 20 календарных дней с момента наступления такого права, исполнение обязанностей на другое лицо может возлагаться соответствующим органом местного самоуправления. Такую ситуацию, конечно, представить трудно, но теоретически ограничение сроками Президента Украины и парламента в реализации права по назначению и избранию судей дисциплинировало бы их значительно.
В регионе действует своя охрана общественного порядка. Там создаются «коммунальные дозоры». Координация деятельности коммунального дозора по охране общественного порядка в населенных пунктах осуществляется соответствующим сельским, поселковым, городским, районным председателем. К слову, специализированный закон «О дозоре» нужно принять дополнительно.
Но идем дальше. В регионе свой климат. Инвестиционный. Наиболее приоритетные инвестиционные проекты — по повышению качества коммунальных услуг, улучшению работы общественного транспорта и развитию инфраструктуры, в том числе и на условиях государственно-частного партнерства.
В регионе создан благоприятный инвестиционный климат. Почему? Потому что, во-первых, освобождены от налогообложения НДС какие-либо операции зарегистрированных субъектов хозяйствования, производственные мощности которых здесь размещены. Во-вторых, органы местного самоуправления самостоятельно определяют правила проведения конкурсов, торгов, аукционов по продаже права пользования земельными, лесными, водными и другими ресурсами, а также правила приобретения за счет средств местного бюджета каких-либо товаров, работ, услуг. В-третьих, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают льготы и другие преференции для инвесторов (в пределах своих полномочий и бюджетов). В-четвертых, для инвесторов введен декларативный принцип получения любых лицензий, разрешений, на основании которых хозяйствующий субъект приобретает право на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства.
Бюджет по-новому
Кстати, земли государственной собственности, объекты водного и лесного фонда (пребывающие в управлении государственных органов власти), некоторые заведения здравоохранения, ведомственные дошкольные учебные заведения, специализированные школы, профессионально-технические учебные заведения, внешкольные заведения, вузы І-ІІ уровней аккредитации, государственные библиотеки, музеи передаются из государственной власти в коммунальную.
Действуют в регионе и особенности формирования и исполнения местных бюджетов, в том числе новые составляющие доходов общего и специального фондов.
К доходам общего фонда в территориальных единицах региона относятся по 100 % налога на доходы физических лиц, уплачиваемого (перечисляемого) согласно Налоговому кодексу Украины; государственной пошлины (в части, перечисляемой в местные бюджеты); акцизного налога от реализации в сети розничной торговли алкогольных напитков, табачных изделий; налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности; платы за землю, которая перечисляется в местные бюджеты; фиксированного сельскохозяйственного налога.
Кроме того, общий фонд местного бюджета наполняется: платой за лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности, платой за государственную регистрацию (кроме регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), арендной платой за водные объекты, средствами от реализации бесхозяйного имущества, находок, наследственного имущества, штрафными санкциями за нарушение законодательства о патентовании, административными штрафами, налагаемыми местными органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов, штрафными санкциями вследствие невыполнения заключенных распорядителями государственных средств договоров с субъектами хозяйствования о приобретении товаров, работ и услуг за счет средств местных бюджетов.
Объем и условия осуществления внешних заимствований этим регионом путем получения кредитов (займов) от международных финансовых организаций, предоставление местных гарантий для обеспечения полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования, возникающих по кредитам (займам) от международных финансовых организаций, считаются согласованными без замечаний, если центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, решение не принято на протяжении одного месяца со дня поступления документа на согласование.
Между органами местного самоуправления и центральными органами исполнительной власти заключаются соглашения относительно содействия экономическому, социальному и культурному развитию региона. Это делается с целью взаимодействия органов местного самоуправления и центральных органов.
Все описанное выше выглядело бы так, если бы законопроект № 5167 приняли без изменений. Как раз в этом есть обоснованные сомнения. Но как вариант модели децентрализации власти он имеет право на жизнь. Ведь автор законопроекта прав в том, что существующая сегодня система местного самоуправления не удовлетворяет нужды общества, и «только реализация структурных реформ предоставит возможность достичь стойкого экономического эффекта при условии гармонизации их приоритетов и этапов с реформой местного самоуправления и территориальной организации власти».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…