Перечень документов, подлежащих проверке — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Все по местам

Перечень документов, подлежащих проверке

Во избежание злоупотреблений парламентарии предлагают четкий перечень мест, в которых контролирующие органы могут осуществлять проверку характеристик продукции

О несовершенстве государственного рыночного надзора в профессиональных кругах говорят достаточно давно. Сегодня данная сфера в Украине регулируется Законом Украины № 2735-VI «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», Законом Украины № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и другими нормативно-правовыми актами. Отметим, что за время действия этих нормативно-правовых актов в них неоднократно вносили изменения, однако неурегулированность некоторых вопросов все еще остается проблемой для тех, кто подчиняется указанным законам: например, не установлен конкретный перечень документов, подлежащих проверке, поэтому часто недобросовестные представители контролирующих органов злоупотребляют своими полномочиями, требуя предоставить различную документацию.

Какие виды нарушений или превышения полномочий замечаются за должностными лицами при осуществлении рыночного надзора и контроля продукции, рассказал Александр Курячий, юрист ЮФ «Боровик и Партнеры». По его словам, распространенным нарушением законодательства органами рыночного надзора и контроля продукции является сочетание невыездных и выездных проверок. Как отметил юрист, согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», субъекты хозяйствования при осуществлении рыночного надзора и контроля продукции имеют право присутствовать при проведении всех мероприятий рыночного надзора. Однако на практике протокол о выявленных нарушениях часто составляется не во время фактического их выявления (выездной части), а во время невыездной части проверки при отсутствии представителей субъекта хозяйствования, что нарушает его права, гарантированные законом.

Попытка не пытка

В конце 2016 года народные депутаты Украины уже предлагали законодательные инициативы, которые, по их мнению, могли устранить ряд злоупотреблений, допускаемых контролирующими органами (законопроекты № 5450 от 24 ноября 2016 года, № 5450-1 от 7 декабря 2016 года), однако ни один из них принят не был. Предложенные нормы позволяли субъектам хозяйствования обжаловать решения должностных лиц органов рыночного надзора не только в судебном порядке, но и в вышестоящем органе.

Чтобы положить конец существованию пробелов в нормативно-правовых актах, народные депутаты Украины вновь предлагают внести изменения в законодательство. Так, законопроект № 10222 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения конкурентоспособности украинских производителей и усиления защиты прав потребителей» от 11 апреля с.г. (законопроект № 10222) направлен не только на усовершенствование законодательства в сфере государственного рыночного контроля, но и на защиту прав потребителей. Вместе с тем авторы законопроекта № 10222 считают, что, усовершенствовав инфраструктуру государственного рыночного надзора, Украина сделает еще один шаг вперед к заключению соглашения об оценке соответствия и принятия промышленной продукции (АСАА) между Украиной и ЕС, что предусмотрено статьей 57 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Как известно, подписание АСАА приведет к созданию зоны свободной торговли промышленными товарами Украины с ЕС без необходимости дополнительной сертификации.

Ключевые изменения

В документе авторы сформулировали несколько целей: устранение дублирования надзорных функций, уменьшение нагрузки на субъектов хозяйствования различными отдельными видами проверок, такими как выездная, невыездная, соединенная. В законопроекте № 10222 указан четкий перечень мест, в которых контролирующие органы могут осуществлять проверку характеристик продукции (в торговых и складских помещениях субъектов хозяйствования, в местах введения продукции в эксплуатацию, в местах хранения под таможенным контролем продукции и т.д.), исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых для проверки. Вместе с тем указывается, что с целью проведения планового или внепланового контроля характеристик продукции орган рыночного надзора обязан издать приказ с указанием предмета проверки и места размещения продукции. Иными словами, проверка должна осуществляться только на документально подтвержденном основании полагать, что продукция опасна, представляет риск и/или не соответствует установленным требованиям вследствие действий или бездействия производителя такой продукции, а осуществление контроля иной продукции, которая не является предметом конкретной проверки, следует запретить.

Также парламентарии предлагают внедрить четко установленный механизм применения ограничительных мер относительно продукции, соответствующей установленным требованиям, но представляющей риск, а также алгоритм действий субъекта хозяйствования при реализации мер по устранению существующих рисков.

Как нам сообщили в Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпотребслужба), подобные ограничительные меры сегодня отсутствуют, соответственно, нет и механизма для установления порядка действий субъектов хозяйствования и органов рыночного надзора в отношении такой продукции, потому данное законодательное предложение вполне целесообразно.

Без звонка

В случае принятия законопроекта № 10222 не стоит расслабляться и субъектам хозяйствования. По мнению народных депутатов Украины, следует отменить норму о предупреждении субъекта хозяйствования о проверке за десять дней до ее проведения. По убеждению авторов законопроекта № 10222, на практике часто случалось так, что в день проверки соответствующие помещения были закрыты во избежание проведения контроля или отсутствовала необходимая продукция. Обратим внимание и на то, что законопроектом № 10222 вводится понятие «создание препятствий должностным лицам, осуществляющим государственный рыночный надзор, путем недопущения к проведению проверки». За недопущение к проведению проверок законопроектом № 10222 предусмотрена ответственность субъектов хозяйствования в виде наложения штрафа. В Госпотребслужбе отмечают: благодаря указанным изменениям субъекты хозяйствования не смогут уклоняться от проведения проверок, и, как следствие, на рынке Украины будет меньше продукции, представляющей угрозу общественным интересам или иным образом не соответствующей установленным требованиям.

Позаботились и о потребителях

Как уже упоминалось, положения законопроекта № 10222 также направлены на улучшение механизмов защиты прав потребителей. Авторы отмечают, что существует потребность в приведении национального законодательства в сфере защиты прав потребителей в части гарантий для них и судебной защиты их прав в соответствие с европейским законодательством путем имплементации ряда законодательных актов ЕС.

В частности, предлагается ввести механизм защиты коллективных интересов потребителей (неопределенного круга потребителей), что позволит обеспечить защиту прав и интересов не только потребителей, обратившихся в суд, но и всех потребителей, чьи права и интересы были нарушены.

Не обошлось и без предложения усилить ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Как отметил Евгений Голомозый, юрист SDM Partners, предусматривается самый прямолинейный, но в то же время один из наименее эффективных способов борьбы с нарушениями — расширение перечня правонарушений и повышение штрафов. Как показывает практика, штрафы практически не помогают улучшить качество предоставляемых услуг и товаров, от них не выигрывает ни бизнес, ни потребители, а только создаются дополнительные инструменты давления на предпринимателей.

Подводя итоги, следует отметить, что изменения в сфере государственного рыночного надзора сегодня необходимы. Однако лишь часть предложений, по мнению экспертов, станет эффективной, ведь прежде всего нужно помочь бизнесу выполнять требования законодательства, а не увеличивать штрафы.

Юлия КАРНАУХ «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA