Все налоги — в один Кодекс — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (487) » Все налоги — в один Кодекс

Все налоги — в один Кодекс

Несмотря на то, что налоговое право на Украине давно сформировалось как особая подотрасль права, в настоящее время структура этой совокупности правовых норм является нечеткой. Не в последнюю очередь из-за отсутствия четкой структурированности законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие в сфере взаимодействия лиц и компетентных государственных органов относительно администрирования, начисления и уплаты налогов. Так, речь идет о том, о чем дискутируется на протяжении многих лет в политических, экономических и юридических кругах — о необходимости принятия единого акта, которым урегулировать основную часть правоотношений в налоговой сфере.

Попытки принятия Налогового кодекса Украины предпринимались парламентами всех созывов. Например, пять альтернативных проектов находилось на рассмотрении народных депутатов Верховного Совета Украины ІІІ созыва. Именно этим составом парламента был почти принят один из проектов, а именно: внесенный 16 июня 2000 года Кабинетом Министров Украины, который в то время возглавлял нынешний Президент Украины Виктор Ющенко. Но этот законопроект, по состоянию на декабрь 2001 года готовый к принятию в третьем чтении, не был рассмотрен в порядке третьего чтения ни парламентом третьего, ни четвертого созывов. И только спустя пять лет его судьба решилась, к сожалению, не путем принятия — 26 апреля 2006 года КМУ отозвал законопроект. С этого момента началась работа по подготовке правительством нового проекта Налогового кодекса. 18 апреля с.г. на заседании правительства проект такого акта был принят за основу. Ожидается, что в ближайшее время он будет доработан с учетом замечаний органов исполнительной власти и к 15 мая — передан парламенту. При этом, по словам вице-премьер-министра, министра финансов Украины Николая Азарова, в правительстве рассчитывают на скорое принятие Налогового кодекса парламентом — к концу июня он, возможно, будет уже подписан главой государства. Отметим, что этому может помешать не только процесс с досрочными выборами в Верховный Совет Украины, но и наличие альтернативного законопроекта, зарегистрированного в парламенте 28 марта с.г. под номером 3405. Инициаторами настоящего проекта Налогового кодекса (НК) Украины (проект) выступили народные депутаты Украины Николай Катеринчук, Владимир Лановой, Сергей Бычков, Ксения Ляпина, Наталия Королевская и Руслан Зозуля.

Благие намерения

Несомненно, поскольку каждый гражданин и резидент Украины обязан совершать различного характера отчисления в бюджет в виде налогов, сборов или других обязательных платежей, уже этого достаточно, дабы принимать Налоговый кодекс, который, несмотря на объемность, будет все-таки унифицированным актом в этой сфере, а значит — налоговое законодательство станет более понятным для налогоплательщика.

Кроме того, авторы проекта путем принятия НК Украины предлагают проведение налоговой реформы. В частности, их инициатива направлена на проведение кодификации налоговых законов, упрощение их изложения, а также максимальное сближение принципов осуществления бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, по мнению авторов, принятие проекта обеспечит адаптацию фискального законодательства Украины к соответствующему законодательству Европейского Союза и Всемирной торговой организации.

Суть ясна?

Что касается непосредственно положений проекта, то им определяются правовые основания устройства и функционирования налоговой системы, ее структура и элементы.

Прежде всего, отметим те принципы, на которых проектом предлагается создавать налоговую систему. Это принципы: законности, исключительной компетенции относительно установления и отмены налогов и сборов (исключительно Верховным Советом Украины в Законах); единого структурного подхода; единства на всей территории Украины; недопустимости ограничения прав налоговым законодательством; информирования о налоговом законодательстве; доступности налогового законодательства; стимулирования технологического развития; стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности; обязательности уплаты налогов; равнозначимости и пропорциональности (взыскание налогов проводится в определенной части от результатов их деятельности); недопущения налоговой дискриминации; социальной справедливости; стабильности; экономической обоснованности; равномерности (в определенные сроки) уплаты налогов и сборов; экономичности (соизмеримости затрат на администрирование с суммами взыскиваемых налогов).

Также авторы предлагают установить исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые можно расширить только путем внесения изменений в Кодекс. Хотя в одной части проекта устанавливается один перечень налогов и сборов.

К общегосударственным принадлежат:

1) налог на прибыль предприятия;

2) налог на доходы физических лиц;

3) налог на добавочную стоимость;

4) акцизный налог;

5) налог на имущество;

6)государственная пошлина;

7) пошлина;

8) налоги на транспортные средства;

9) рентные платежи;

10) единый сбор, взыскиваемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

11) платежи за специальное использование природных ресурсов;

12) экологический сбор;

13) единый налог;

14) фиксированный сельскохозяйственный налог.

Совокупность предусмотренных проектом местных налогов выглядит следующим образом:

1) налог на рекламу;

2) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

3) налог на использование местной символики;

4) рыночный сбор;

5) сбор за парковку автотранспорта;

6) курортный налог;

7) сбор за организацию гастрольных мероприятий;

8) сбор за выдачу разрешений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, индивидуального жилищного, дачного строительства, строительства садовых домов и гаражей;

9) паевое участие заказчиков в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.

В отдельном разделе проекта относительно местных налогов к таким предлагается отнести:

1) налог на недвижимость;

2) налог за специально отведенные места на рынке;

3) налог за специально отведенные места для парковки транспортных средств;

4) налог на использование местной символики.

К местным сборам — рекламный и туристический сборы, а также сборы с торговой деятельности, сферы услуг и игорного бизнеса. К последним принадлежат: сбор за выдачу разрешения на стационарное размещение объектов торговли и сферы услуг, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов игорного бизнеса, сбор за выдачу разрешения на временное размещение объектов торговли и сферы услуг, строительный сбор и сбор с собственников собак.

Очевидно, что сам проект следует во многом согласовать, но о необходимости Налогового кодекса косвенно свидетельствует уже то, что поскольку основой для создания данного проекта является действующее налоговое законодательство, несогласованность частей проекта, скорее всего, порождена несогласованностью такого законодательства.

Побочный эффект

Очевидно, что кодификация налогового законодательства — весьма сложный процесс, следовательно, определенные трудности сулит и вступление в силу Кодекса, поэтому переходными положениями проекта предусматривается постепенное введение в силу отдельных частей Кодекса, а также особые правила по регулированию отдельных видов правоотношений в сфере налогообложения и смежных сферах в так называемый переходный период.

Также с введением в силу этого Кодекса, в случае принятия, утратят силу следующие акты:

Законы Украины: «О системе налогообложения», «О порядке погашения задолженности плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «О Государственном реестре ­физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей», «О плате за землю», «О сборе на развитие виноделия, садоводства и хмелеводства», «О фиксированном сельскохозяйственном налоге», «О налоге с собственников транспортных средств и других ­самоходных машин и механизмов», «О налогообложении прибыли предприятия», «О налоге на добавочную стоимость»;

декреты Кабинета Министров Украины: «О налоге на промысел», «Об акцизном сборе», «О местных налогах и сборах», «О государственной пошлине»;

а также с учетом «Переходных положений Конституции Украины — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, предполагается внесение изменений в ряд законов.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Четырежды принят, трижды — вето

Деловая практика

«А тебя, Шарик, мы продадим…»

Законодательная практика

Все налоги — в один Кодекс

Комментарии и аналитика

О субординации инструментов права

Неделя права

Реформирование нотариата не законом, так приказом!

Тренинг-семинар для адвокатов

Знаем, за что платим!

Дисциплина — прежде всего

Все права заносим в реестр!

Реестр событий

Сроки поджимают хозсуды

Страна в ожидании решения

Подстраховались

ПАСЕ о ситуации на Украине

Судебные решения

Об аспектах заключения договоров о предоставлении услуг связи

Об отличиях предварительного договора от протокола о намерениях

Тема номера

Чтобы абонент стал доступнее...

Трибуна

Пустите меня в СИЗО... Очень нужно

Частная практика

Именная ценность фирмы

Юридический форум

День юридических вакансий

ЕВА обсуждает законопроект

Юрисконсульт

Взаимодействие с проверяющими органами

Собрание акционеров: нечестные «игры»

Взыскать интернет-задолженность

Інші новини

PRAVO.UA