На Украине, как, впрочем, почти во всех странах мира, самым привлекательным аспектом нахождения на государственной службе представляются хорошие условия выхода на заслуженный отдых: доплаты за выслугу лет, упрощенные требования по стажу и срокам, выходное пособие в размере до 10 месячных заработных плат и прочее. Да и размер самой пенсии значительно выше обычной трудовой. Если к этому добавить льготы на случай увольнения не по собственному желанию и не в связи с неким нарушением — включение в кадровый реестр государственных служащих с выплатой в течение года ежемесячно последнего должностного оклада и распространение общего пенсионного законодательства в части возможности досрочно отправиться на пенсию уволенным в предпенсионном возрасте, то такие условия можно считать вполне приличными для того, чтобы работать на государство.
Однако не всеми этими привилегиями можно воспользоваться сразу. И выбрав одну, после приходится жалеть об упущенном более выгодном «предложении».
Как произошло в случае, ставшем предметом рассмотрения Верховного Суда Украины в постановлении от 11 июня 2013 года, по которому наивысший судебный орган указал, что реализация права выхода на пенсию досрочно исключает выплату пособия как государственному служащему.
Настоящий судебный спор возник из-за того, что приказом Пенсионного фонда Украины (ПФУ) от 7 мая 2010 года гр-н А. был уволен с государственной службы на основании пункта 2 части 1 статьи 40 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины в связи с установленным несоответствием занимаемой должности по состоянию здоровья. На момент увольнения гр-н А. имел более 10 лет стажа государственной службы, и до достижения пенсионного возраста ему оставалось 1 год 5 месяцев и 23 дня. С 11 мая 2010 года на основании положений статьи 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине» (Закон о соцзащите) гр-ну А. была назначена пенсия по возрасту.
Считая, что ему дополнительно положена и денежная помощь в связи с выходом на пенсию государственного служащего в размере 10 месячных должностных окладов, предусмотренная статьей 37 Закона Украины «О государственной службе» (Закон о госслужбе), он обратился за такой выплатой, а после отказа в ее осуществлении — в суд с иском к ПФУ о признании неправомерным отказа в выплате даной помощи.
Святошинский районный суд г. Киева постановлением от 15 ноября 2010 года, оставленным без изменений определением Киевского апелляционного административного суда от 22 июня 2011 года, исковые требования удовлетворил. Однако Высший административный суд Украины (ВАСУ) постановлением от 5 марта 2013 года принятые по делу решения отменил, отказав в удовлетворении исковых требований.
Свое решение суд кассационной инстанции обосновал тем, что у истца не возникло право на получение денежной помощи, предусмотренной частью 13 статьи 37 Закона о госслужбе, поскольку на момент выхода на пенсию тот не достиг пенсионного возраста, чтобы воспользоваться таким правом.
Не соглашаясь с этим решением и указывая на определения ВАСУ, в которых кассационный суд в подобных делах применил нормы статьи 21 Закона о соцзащите и статьи 37 Закона о госслужбе, придя к выводу об обоснованности требований пенсионеров о выплате денежной помощи, поскольку право на досрочный выход на пенсию не требует одновременного достижения пенсионного возраста для получения помощи, предусмотренной Законом о госслужбе, гр-н А. подал заявление о пересмотре дела Верховным Судом Украины (ВСУ).
Коллегия судей Судебной палаты по административным делам ВСУ в свою очередь, устраняя разногласия в судебной практике и отказывая в удовлетворении заявления, исходила из следующего.
Согласно части 13 статьи 37 Закона о госслужбе, государственным служащим в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет выплачивается пособие в размере 10 месячных должностных окладов.
Частью 2 статьи 37 этого же Закона установлено, в частности, что на получение пенсии государственных служащих имеют право лица, достигшие установленного законодательством пенсионного возраста, при наличии страхового стажа для мужчин не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, в том числе стажа государственной службы — не менее 10 лет, которые на время достижения пенсионного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о соцзащите, лицам предпенсионного возраста, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, а также выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья, гарантируется право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока, если они имеют страховой стаж для мужчин 25 лет, для женщин — 20 лет, а для лиц, имеющих право на пенсию на льготных условиях, — стаж работы, дающий право на этот вид пенсии.
По мнению коллегии судей Судебной палаты по административным делам ВСУ, необходимым условием для получения денежной помощи в размере 10 месячных должностных окладов на основании части 13 статьи 37 Закона о госслужбе является наличие права на выход на пенсию государственного служащего при увольнении с работы.
Но поскольку государственный служащий гр-н А. на момент увольнения на основании пункта 2 части 1 статьи 40 КЗоТ Украины не достиг установленного законодательством пенсионного возраста, дающего право на выход на пенсию как государственного служащего, он не имеет права на получение этой помощи.
Поскольку в настоящем деле суд кассационной инстанции придерживался именно такой правовой позиции, ВСУ пришел к выводу, что его решение не подлежит отмене, а заявление о пересмотре — удовлетворению.
Настоящая правовая позиция указывает на то, что в случае если государственных служащих увольняют с должности в предпенсионном возрасте в пределах срока и на основаниях, дающих право на досрочный выход на пенсию, они могут воспользоваться таким правом без возможности получения денежной помощи. Этот вывод следует из абсолютной невозможности за менее чем полтора года до пенсии по возрасту достичь возраста, дающего права на пенсию. Иными словами, лицам, оказавшимся в такой ситуации, предстоит выбор между досрочным выходом на пенсию и продолжением работы в этой же сфере для приобретения права на денежную помощь при выходе на пенсию.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…