Временным комиссиям — постоянный закон — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (372) » Временным комиссиям — постоянный закон

Временным комиссиям — постоянный закон

Конституция Украины в статьях 89 и 111 предусматривает право Верховного Совета Украины создавать временные специальные комиссии, временные следственные комиссии и специальную временную следственную комиссию для проведения расследования по делу о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента. В Конституции также сказано, что организация и порядок деятельности этих комиссий устанавливаются законом. Между тем такого закона до сих пор не существует, и соответственно, деятельность упомянутых комиссий остается не урегулированной на законодательном уровне. Законопроекты, направленные на заполнение этого пробела, уже не раз вносились на рассмотрение парламента, но по тем или иным причинам так и не были приняты. Последний из них, проект Закона Украины «О временных следственных и специальных комиссиях Верховного Совета Украины», был внесен 21 января с.г. народными депутатами Юрием Кармазиным, Александром Бандуркой, Николаем Онищуком и другими. А так как в свете происходящих на Украине процессов есть немалые шансы на его принятие, положения данного законопроекта небезынтересно рассмотреть в отдельном материале.

В соответствии с законопроектом все комиссии создаются парламентом большинством голосов от его конституционного состава (для следственной комиссии — не менее трети депутатов от конституционного состава парламента) и подотчетны только ему. Не позднее чем через шесть месяцев после создания комиссии она подает парламенту письменный отчет о выполненной работе, а также подготовленные ею проекты актов парламента, заключения, предложения и другие материалы. Обсудив результаты работы комиссии на пленарном заседании, парламент принимает окончательное решение относительно нее или поручает комиссии продолжить работу, определив для этого новый срок. Но следующий отчет комиссии заслушивается уже не позднее чем через три месяца после предыдущего отчета.

Следственная комиссия проводит заседания в закрытом режиме

Согласно законопроекту, временная следственная комиссия осуществляет парламентский контроль путем проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, на основании сообщений о нарушении Конституции Украины, законов или других нормативно-правовых актов органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности.

Заседания следственных комиссий проводятся по мере необходимости и в закрытом режиме. Материалы расследования, заключения и предложения комиссии не могут оглашаться без соответствующего решения парламента. И только председатель Верховного Совета Украины может получать информацию о деятельности следственной комиссии в любое время. Хотя, по решению следственной комиссии, ее председатель может предоставлять средствам массовой информации сообщения об отдельных вопросах работы комиссии.

На первом заседании комиссии избираются заместитель председателя и секретарь следственной комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии не могут принадлежать к одной депутатской фракции (группе). При этом выдвигать кандидата на должность секретаря комиссии могут лишь представители депутатских фракций (групп), не входящих в коалицию депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава парламента. Такой же порядок предусмотрен законопроектом и для временной специальной комиссии.

Законопроект предоставляет следственной комиссии достаточно широкие полномочия, в том числе требовать необходимую для расследования информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности; изымать необходимые для парламентского расследования документы или их копии; беспрепятственно входить на предприятия, в учреждения, организации для выяснения вопросов, связанных с предметом расследования.

Согласно законопроекту, следственные комиссии имеют право вызывать лиц, причастных к фактам или обстоятельствам, являющимся предметом парламентского расследования, или которым известны обстоятельства по делу, заслушивать их, задавать им вопросы, получать свидетельства, в том числе и письменные пояснения. В то же время это положение не распространяется на Президента Украины и судей.

После окончания расследования и составления мотивированного заключения и предложений в виде проекта постановления парламента следственная комиссия предоставляет их председателю Верховного Совета Украины и докладывает о них на пленарном заседании парламента. Рассмотрев отчет следственной комиссии, парламент может утвердить заключения и предложения комиссии, отклонить их или отправить на доработку. Кроме того, материалы, заключения следственной комиссии могут быть направлены в Генеральную прокуратуру Украины, Президенту Украины, премьер-министру Украины.

Шутить с комиссией не стоит

Законопроект обязывает граждан и должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций (кроме Президента Украины и судей) являться по вызову следственной комиссии и давать правдивые свидетельства об известных им обстоятельствах по вопросам, являющимся предметом парламентского расследования. Священникам, врачам, адвокатам и другим лицам, на которых закон возлагает обязанность неразглашения определенной информации, разрешается не сообщать следственной комиссии ту информацию, которую по закону они не должны сообщать в суде и на досудебном следствии.

Если же вызванные следственной комиссией лица не являются без уважительных причин, комиссия имеет право принять решение о применении к ним привода, исполнение которого обеспечивается органами внутренних дел в таком же порядке, как и исполнение решения о применении привода, принятого следователем, прокурором или судом.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также их должностные лица обязаны в установленный комиссией срок предоставлять документы и информацию, касающиеся предмета расследования. В случае отказа или уклонения должностных лиц от предоставления этих документов следственная комиссия имеет право принять решения об изъятии необходимых документов.

При импичменте без специальных следователей и прокурора не обойтись

Специальная временная следственная комиссия для проведения расследования по делу о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента создается, согласно законопроекту, с целью расследования фактов, изложенных в подписанном большинством от конституционного состава парламента заявлении о смещении Президента с поста в порядке импичмента в связи с совершением им государственной измены или другого преступления. В состав комиссии включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Законопроект впервые определяет требования к лицу, которое может входить в состав следственной комиссии как специальный прокурор или специальный следователь. Такое лицо является гражданином Украины, проживающим на территории Украины не менее 10 лет; свободно владеет государственным языком; имеет высшее юридическое образование; имеет не менее 15 лет стажа работы в области права или на должности аттестованного прокурора или следователя органов прокуратуры Украины; не имеет судимости; подало в следственную комиссию по импичменту личную карточку и декларацию об имуществе и доходах за предыдущий год.

Специальный следователь проводит необходимые мероприятия для проверки и установления обстоятельств и фактов, являющихся предметом расследования комиссии, и по окончании расследования составляет проект заключения следственной комиссии. А специальный прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов при проведении расследования в деле о смещении Президента Украины в порядке импичмента. Он также проверяет полученный от специального следователя проект заключения и утверждает его или возвращает со своими письменными указаниями для проведения дополнительных следственных действий.

Специальный прокурор и специальный следователь пользуются полномочиями прокурора и следователя, соответственно установленными Уголовно-процессуальным кодексом Украины, за исключением возбуждения уголовного дела, задержания подозреваемого, применения меры пресечения и др. Члены следственной комиссии по импичменту не могут вмешиваться в деятельность специального прокурора и специального следователя, но последние должны отчитываться перед комиссией о своей деятельности не реже одного раза в месяц. По результатам проведенного расследования следственная комиссия вместе с предложениями вносит на рассмотрение парламента проект постановления парламента. А при наличии соответствующих оснований комиссия составляет заключение об обвинении Президента Украины.

Исходя из положений законопроекта, временная специальная комиссия фактически осуществляет полномочия профильного комитета по вопросу, для подготовки которого она была образована. Специальная комиссия создается из числа народных депутатов Украины, причем количественный состав комиссии должен обеспечивать пропорциональное представительство от каждой зарегистрированной депутатской фракции (группы), а ее председателем не может быть избран председатель парламентского комитета.

Таким образом, законопроект детально регламентирует деятельность временных следственных и специальных комиссий парламента, создание которых предусмотрено Конституцией. Принятие этого законопроекта будет способствовать прозрачности и законности деятельности этих комиссий, до настоящего времени руководствующихся лишь нормами Конституции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Экспертиза интеллектуальных объектов

Деловая практика

Пиши туда, не знаю куда...

Законодательная практика

Временным комиссиям — постоянный закон

Комментарии и аналитика

Дело «Европейская Уния» против ЕС

Неделя права

Из цивилистов — в председатели

Должность Президента под охраной Конституции

Защитим правосудие на Украине!

На местную милицию денег нет?

Реестр событий

Новая власть...

Минюст, устав, зарегистрировал Устав

Профессионально для профессионалов

Судебная практика

Без доверенности — только сложности

Судебная защита акционеров

Переход прав на участок при реорганизации

Судебные решения

Права государства как участника акционерного общества

Меры по обеспечению иска

Полномочия райгосадминистраций по регистрации изменений в учредительные договоры

Тема номера

Институт совместного инвестирования

Оспаривание реорганизации АО

Трибуна

Судебный эксперт: честь имею!

Частная практика

Все дороги ведут к клиенту

Юридический форум

Корпоративные проблемы в украинском стиле

Інші новини

PRAVO.UA