Вопреки созданному оппозиционными политиками недемократическому имиджу Президента Украины Виктора Януковича именно его действия отличились наибольшей степенью гуманизма в политических процессах. Он отреагировал на ухудшение здоровья экс-премьера Юлии Тимошенко и создал условия для ее лечения. А 7 апреля с.г. Указом Президента Украины был помилован экс-министр внутренних дел Юрий Луценко путем освобождения от дальнейшего отбывания основного наказания. Но последний случай интересен не столько кажущимся противоречием политической логике, сколько правовой подоплекой. Комиссия при Президенте Украины по вопросам помилования сочла достаточными условия для помилования Юрия Луценко: среди прочего он отбыл большую часть срока заключения, к тому же состояние его здоровья оценивается как критическое. Но важно то, что освобождение произошло фактически с нарушением специального акта в этой сфере — Положения о порядке осуществления помилования, утвержденного Указом Президента Украины от 16 сентября 2010 года. Какие последствия это может иметь для г-на Луценко?
Порядок освобождения от наказания Юрия Луценко, как и обстоятельства его заключения, вызывают вопросы. Например, не совершил ли Юрий Луценко новое преступление — побег? Ведь освободился он из колонии вопреки установленному порядку. Не совершила ли омбудсмен Валерия Лутковская то же преступление, за которое осужден г-н Луценко, — превышение власти и служебных полномочий? Ведь ее обращение с ходатайством о помиловании Юрия Луценко противоречило не только воле экс-министра, но и не предусмотрено Законом Украины «Об Уполномоченном Верховного Совета Украины по правам человека».
Ну и, кроме этого, Президент Украины нарушил собственное Положение о порядке помилования, издав соответствующий Указ. Согласно пункту 3 указанного Положения, помилование возможно только по личному ходатайству осужденного. Это требование выполнено не было.
Отметим, что в свое время попытка обжаловать Указ Президента Украины, которым утверждено Положение о порядке осуществления помилования, уже была. Высший административный суд Украины (ВАСУ) отклонил этот иск своим постановлением от 10 марта 2011 года. Среди прочего суд затронул вопрос возможности участия других лиц, помимо осужденного, в процессе помилования. «Представитель (защитник) истца, как и любое другое лицо (в том числе юридическое), вправе в общем порядке выразить поддержку ходатайства о помиловании и предоставить Администрации Президента Украины соответствующую информацию», — констатировал суд. Фактически позиция ВАСУ состоит в том, что омбудсмен вправе лишь выступить в поддержку ходатайства, поданного осужденным.
Обращает на себя внимание и то, что Юрий Луценко был освобожден от отбывания наказания, назначенного приговором от 17 августа 2012 года (дело «о незаконной слежке»). Четырехлетний срок заключения был предусмотрен приговором от 27 февраля 2012 года по делу «о праздновании Дня милиции». Но именно «второй» приговор определил наказание по совокупности преступлений. Экс-министр был освобожден 7 апреля с.г., тогда как на 10 апреля с.г. было назначено рассмотрение кассационной жалобы на приговор от 17 августа 2012 года. Но при рассмотрении дела в кассационном порядке ходатайство может быть подано только после принятия решения соответствующим судом (пункт 4 Положения).
Кроме того, трудно сказать, насколько были соблюдены многие другие формальности (в том числе истребование всех необходимых документов по месту отбывания наказания).
В некоторых случаях осужденные ожидают по полгода рассмотрения своего ходатайства о помиловании, тогда как г-н Луценко был освобожден буквально за несколько дней.
Если формально подойти к вопросу, то можно предположить, что Указ, которым помилован Юрий Луценко, будет обжалован в Высшем административном суде Украины. С учетом личности помилованного такой иск может быть подан. Украинская судебная практика тоже не исключает этот вариант.
«Сделать это может, в частности, Генеральный прокурор Украины в шестимесячный срок, — отмечает Дмитрий Ильченко, руководитель юридической службы киевской парторганизации ВО «Батькивщина». — В принципе суд имеет возможность отменить данный Указ в связи с нарушением процедуры его подписания. Согласно сложившейся практике, грубое нарушение процедуры принятия решения служит основанием для его отмены. С точки зрения украинского права, такое обжалование возможно. А с точки зрения практики Европейского суда по правам человека (Евросуд), подобные вещи недопустимы, поскольку ухудшение положения осужденного не может осуществляться таким путем». При этом г-н Ильченко считает, что если суд решит отменить Указ Президента, то шансы на обжалование такого решения ВАСУ в Евросуде высоки.
«С одной стороны, акт помилования противоречит нормам Указа, а с другой — Президент Украины сам вправе определять порядок. Возможно, это не совсем последовательно — было бы правильнее, если бы сначала глава государства изменил порядок, а потом уже принял ходатайство. Это нарушение, но насколько оно грубое, может ответить административный суд», — отмечает Евгений Герасименко, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права КНУ им. Тараса Шевченко. Действия Президента Украины противоречат принципу правовой определенности, но однозначно грубым можно назвать лишь нарушение норм акта высшей юридической силы.
Члены Комиссии при Президенте Украины по вопросам помилования считают обжалование «невероятным». «Главное, что Указ не противоречит Конституции Украины — она, как известно, не ставит никаких дополнительных условий для помилования», — заявил член Комиссии Иван Вернидубов.
Напомним, что в свое время говорилось и о том, что само наказание экс-министру по приговору от 27 февраля 2012 года было незаконно назначено ниже нижней границы. Тогда исключительной причиной для смягчения наказания было названо наличие детей. Но, как известно, никто не требовал ухудшить положение Юрия Луценко.
Отметим, что омбудсмен могла воспользоваться своим правом, предусмотренным Законом, вносить предложения по усовершенствованию законодательства Украины в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, она могла бы предложить Президенту Украины упростить процедуру помилования. Но вместо изменения общего порядка фактически было лишь сделано исключение для одного гражданина страны.
От обвинений в «избирательном правосудии», естественно, неправильно защищаться за счет проявлений «избирательного гуманизма». Нельзя говорить о том, что правоприменение станет более цивилизованным. Естественно, мало кто верит, что таким же путем будет помилована экс-премьер Юлия Тимошенко.
Адвокаты экс-министра считают плохим знаком то, что Высший специализированный суд Украины отклонил кассационную жалобу по делу «о незаконной слежке» даже после того, как Юрий Луценко был удостоен помилования. «Этим суды показали неспособность принимать законные решения по бесспорным основаниям», — считает адвокат Игорь Фомин. Поэтому трудно предполагать, будет ли дело пересмотрено Верховным Судом Украины в пользу Юрия Луценко после решения Евросуда.
К слову, эксперты считают, что акт помилования повлияет на рассмотрение дела Евросудом, в частности на определение размера компенсации. «Эта сумма всегда зависит от срока, который человек пребывал за решеткой. С момента освобождения Юрия Луценко прекратилось начисление компенсации. А в части соответствия решения суда практике Евросуда ничего не изменится», — высказал мнение Дмитрий Ильченко. В свою очередь адвокат Игорь Фомин подчеркивает, что из-за «снятия остроты ситуации» дело Юрия Луценко, скорее всего, не будет рассмотрено Евросудом в приоритетном порядке. Хотя, безусловно, это дело волнует многих из-за его политического характера.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…