Актуальным сегодня остается вопрос передачи культовых сооружений обратно в собственность религиозных организаций. На восстановление такой исторической справедливости направлен Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (Закон). Вместе с тем процесс возвращения бывшего церковного имущества не всегда происходит прозрачно и с соблюдением со стороны органов государственной власти и местного самоуправления принципа равенства церквей и религиозных организаций перед законом. Достаточно часто принятие решений о возврате имущества становилось ярким проявлением конфессиональных предпочтений местных чиновников и определенной политической конъюнктуры. Также не предусмотрены пути решения ситуации, когда на одно и то же имущество претендуют несколько религиозных общин.
Причина множества споров о возврате церковного имущества заключается в оформлении права собственности на культовые объекты за различными субъектами. Исходя из положений Закона, возвращению религиозным организациям подлежат только те культовые строения, которые находятся в государственной собственности. Но что делать религиозным организациям, чье имущество находится на балансе у коммунальных властей?
На этот счет судебная практика не дает четкого ответа. В свою очередь, суды обращают внимание на следующее: согласно положениям Административного кодекса Украинской ССР 1927 года, все имущество церковных и религиозных общин было признано государственной собственностью. В постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от 13 июня 2016 года по делу № 51/421 указано, что в соответствии с Законом Украины «О собственности», который действовал во время принятия Закона «О свободе совести и религиозных организациях», собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность) относилась к государственной собственности Украинской ССР.
Еще один дискуссионный вопрос касается передачи культовых строений, которые хоть и находятся в государственной собственности, но уже используются в различных целях другими предприятиями. В постановлении Кабинета Министров от 14 февраля 2002 года указано, что памятники архитектуры должны быть переданы в пользование религиозных организаций при условии перемещения заведений, учреждений и организаций, которые находились в этих культовых строениях.
Таким образом, формальный карт-бланш на возврат имущества оборачивается для церквей длительным и изнурительным бюрократическим процессом, связанным с поиском и согласованием нового места размещения «выселенцев».
НИКОЛЕНКО Анастасия — юрист ЮФ ILF, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…