Даже в столь беспокойное время рынок туристических услуг не спит. Недавнее изменение относительно упрощения порядка получения въездных виз в Шенгенскую зону для граждан Украины тому способствует. Как и раньше, усматривается исконно украинский подход к выбору турпакета — получить лучшее по минимальной цене. На рынке есть такие предложения, однако не всегда качество услуг соответствует и представлениям туриста (субъективная оценка), и объективным критериям, установленным к услугам подобного рода. Но не только покупая «горячие предложения», можно оказаться в подобной ситуации, во многих случаях неполучение ожидаемого и даже нанесение ущерба туристу связано с непредоставлением надлежащей информации относительно туристических услуг до заключения договора на туристическое обслуживание, к чему обязывает Закон Украины «О туризме», и с отсутствием этой информации в подписанном сторонами договоре.
Как показывает практика, ущерб в туризме может проявиться в различных формах: утеря и повреждение багажа, других личных вещей, документов (часто загранпаспорта туриста); затраты туриста на самостоятельную оплату туруслуг, которые были забронированы им через туроператора или турагента, но не были оплачены такими лицами непосредственным поставщикам услуг; затраты туриста на приобретение дополнительных услуг во время пребывания в стране путешествия, необходимость осуществления которых связана с неисполнением обязательств субъектами туристической деятельности, и многое другое.
Основной акцент мы предлагаем сделать на анализе существующего правового механизма возмещения причиненного ущерба туристу.
«Мудрые люди никогда не сидят и не оплакивают свои потери, а бодро ищут пути возмещения ущерба», — очень точно описал Шекспир в пьесе «Генрих VI» основной мотив линии поведения туриста — потребителя, понесшего утраты.
«Пути» предусмотрены в Законах Украины «О туризме» и «О защите прав потребителей». Нельзя сказать, что возмещение нанесенного ущерба туристу чем-то радикально отличается от возмещения ущерба любому другому потребителю, однако имеет место определенная специфика оснований для его возмещения. Основания предусмотрены статьями 32, 33 Закона Украины «О туризме» (Закон). Так, согласно частям 1 и 2 статьи 32 Закона, за ненадлежащее исполнение своих обязательств туроператор, турагент, другие субъекты туристической деятельности несут имущественную и иную ответственность, определенную в договоре в соответствии с действующим законодательством. Размер имущественной ответственности туроператора, турагента или другого субъекта туристической деятельности не может превышать фактически понесенные по их вине заказчиком убытки. Часть 1 статьи 33 Закона предусматривает, что субъект туристической деятельности, который нарушил законодательство в сфере туристической деятельности при предоставлении туристической услуги, причинившей вред, обязан возместить туристу убытки в полном объеме, если договором или законом не предусмотрено возмещение в меньшем или большем размере.
Эти нормы в первую очередь указывают на имущественную ответственность субъектов туристической деятельности, предусмотренную договором. Также следует обратить внимание, что Закон в императивном порядке устанавливает обязанность возмещения туристу реальных убытков. Что же касается возмещения причиненного вреда, то размер его возмещения может устанавливаться заключенным сторонами договором.
Очень часто на практике стороны в договоре о туристическом обслуживании устанавливают грани имущественной ответственности на уровне, не превышающем стоимость приобретаемых туристических услуг, однако, как уже было упомянуто, Закон верхний предел ответственности «видит» по-другому — на уровне фактически понесенных заказчиком реальных убытков. В то же время стороны могут предусмотреть в договоре нижний предел ответственности по своему усмотрению.
Следует также обратить внимание на вину субъекта туристической деятельности как обязательное основание для возмещения нанесенного ущерба. Не так давно Верховным Судом Украины (ВСУ) была высказана правовая позиция в постановлении Судебной палаты по гражданским делам от 3 июля 2013 года № 6-42цс13. Рассматривая материалы дела о возмещении нанесенного туристам ущерба, ВСУ пришел к заключению, что имущественную ответственность несет субъект туристической деятельности (в данном случае туристический оператор и туристический агент), который нарушил законодательство в сфере туристической деятельности при предоставлении туристической услуги, условия договора между туристом и субъектом туристической деятельности о предоставлении туристических услуг и по вине которого заказчику (туристу) нанесен ущерб. Исходя из этого, любой потребитель-турист обязан прежде всего обосновать наличие вины субъекта туристической деятельности. С такой целью туристу желательно требовать письменной фиксации всех допущенных нарушений во время предоставления услуг с указанием причин, например, путем составления акта по месту пребывания с принимающей стороной (компанией-нерезидентом, которая обеспечивает предоставление услуг туристу за рубежом согласно заключенным туроператором договорам) или с отелем. Это касается качества и полноты заказанных услуг. Рекомендуется также получать письменные пояснения от таких субъектов как приложение к акту.
Обычно турист заявляет претензию после возвращения из поездки, требуя возместить понесенные им затраты. В туристических сезонах 2012–2013 годов были нередкими случаи неплатежеспособности отдельных туристических операторов, что стало причиной неполучения оплаченных туристических услуг тысячами туристов. Закон в этом случае предусматривает наличие финансового обеспечения ответственности украинских туроператоров и турагентов. Поскольку финансовая гарантия может покрыть убытки только в случае банкротства, в туристической среде подобные проблемы возникали уже не раз. Особо актуальным вопрос стал летом 2013 года после масштабной аферы одного из отечественных операторов. Тогда же обсуждалась необходимость дополнительного гарантирования и других рисков, в том числе в связи с нанесением ущерба туристам по другим причинам, не связанным с банкротством субъекта туристической деятельности. С такой целью ведущими страховыми компаниями, которые ведут деятельность в сфере страхования рисков туроператоров и агентов, были разработаны предложения, позволяющие дополнительно страховать гражданскую ответственность туроператоров и агентов перед туристами. Подобные механизмы совсем не новы для стран Европейского Союза и всего развитого общества.
Благодаря специализированному Закону туристу-потребителю на нормативном уровне гарантировано право на возмещение нанесенного ему ущерба (хотя правовой механизм возмещения и устарел). Однако в связи с отсутствием должного контроля со стороны государства за исполнением субъектами туристической деятельности возложенных на них законом обязанностей относительно исполнения обязательств перед туристами лишь судебные разбирательства и активность самого потребителя позволяют ему это право реализовать.
ПРИЧЕПА Татьяна — юрист ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…