Во всех демократических странах адвокатура занимает свое почетное место в системе правосудия. Адвокаты имеют возможность активно использовать свои права, предусмотренные законом, на всех стадиях уголовного и гражданского процессов, отстаивать интересы своих доверителей в разных государственных организациях.
Не является исключением и Украина, также определившая существенную роль адвокатуры в общественном и государственном устройстве. В статье 59 Конституции нашей страны задекларировано положение, касающееся права граждан на защиту их интересов, в том числе и на бесплатную правовую помощь, а также то, что эту защиту должна осуществлять адвокатура.
Однако провозгласить легко, а осуществить на практике совсем непросто, а еще труднее, когда отдельным представителям власти этого иногда просто не хочется. Чтобы не быть голословным, на примерах покажу уважаемому читателю «ЮП» отношение к институту адвокатуры в США и у нас, на Украине.
В 1999 году стажировку в США (г. Цинциннати, штат Огайо) проходила группа украинских правоведов: три адвоката, три судьи, два сотрудника прокуратуры, преподаватель Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого. У нас была возможность ознакомиться с работой всей правоохранительной системы США. Мы побывали во всех судах разной юрисдикции штата, в прокуратуре, полиции, ФБР, в местах лишения свободы, в Ассоциации адвокатов штата, муниципальной адвокатуре, в университете, который готовит специалистов-правоведов…
Адвокатом в США стать чрезвычайно сложно. Нужно иметь стаж работы практикующим юристом не менее трех лет и сдать очень сложный экзамен, на котором необходимо ответить на 500 вопросов. Такой экзамен, как показывает практика, можно сдавать не один год. Зато после успешной сдачи экзамена разрешается практиковать в штате, осуществляется прием в Ассоциацию адвокатов штата. Адвокаты обязательно входят в эту ассоциацию, которая рассматривает все вопросы, связанные с жалобами на работу адвоката. Исключением является муниципальная адвокатура, задачей которой является предоставление малообеспеченным слоям населения бесплатной юридической помощи. В этой адвокатуре можно работать сразу после окончания университета при условии сдачи менее сложного экзамена. Зарплата таких адвокатов составляет не менее 25 тыс. долларов США в год. Но только после трехлетнего периода работы эти адвокаты смогут заниматься частной адвокатской практикой при условии принятия их в Ассоциацию адвокатов.
Такой отбор для получения разрешения заниматься адвокатской деятельностью практически исключает допуск в ряды адвокатов личностей, не подготовленных к этой работе, что делает адвокатуру профессиональной и сильной. Неслучайно в США выходцы из адвокатуры становятся сенаторами, конгрессменами, президентами.
Несколько иначе у нас. Если раньше, до распада СССР, в каждой области были областные коллегии адвокатов и набор в адвокатуру осуществлялся президиумами упомянутых коллегий (правда, под контролем админотделов обкомов партии), то сейчас коллегий адвокатов на Украине в большинстве областей не существует, остались они только в Харьковской, Одесской, Львовской областях и Автономной Республике Крым. Муниципальной адвокатуры у нас тоже нет. Государство обеспечивает оплату труда адвокатов, которые участвуют в делах по требованию следственных органов и суда, только на бумаге, а на практике их работу никто не оплачивает.
Чтобы стать адвокатом сегодня, нужно иметь высшее юридическое образование, стаж работы практикующим юристом не менее двух лет, заплатить 1500 грн за допуск к сдаче экзамена и сдать квалификационный экзамен, на котором каждый обязан ответить на 13 вопросов и составить 3 процессуальных документа. Этот экзамен принимается областными квалификационно-дисциплинарными комиссиями адвокатуры по месту проживания экзаменуемого. В состав такой комиссии входят адвокаты, судьи, представитель областного управления юстиции и облсовета.
Следовательно, допуск к работе адвокатом упрощен как никогда. Еще дальше по пути ослабления требований к тем, кто желает заниматься адвокатской деятельностью, пошло Министерство юстиции, которое в свое время за 500 грн выдавало организациям, в которых работают юристы, лицензии на право создания юридических фирм для соответствующего обслуживания населения и организаций. Последний удар по статусу адвокатуры нанес Конституционный Суд Украины, который в своем решении по конкретному делу определил, что защитником может быть любой гражданин, имеющий высшее юридическое образование. Комментарии, как говорят, излишни. Зачем готовиться к экзаменам, постигать азы этой профессии, когда достаточно окончить институт, где есть юридический факультет, и можно защищать граждан, не имея, правда, понятия, как это делать на практике.
Вот и возникает вопрос: какая адвокатура нужна Украине? Профессиональная, которая умеет и может отстоять законные интересы своих граждан, или неорганизованная, вялая, пассивная, которая не имеет опытных кадров?
Если мы желаем, чтобы наша держава была демократической на деле, а не на бумаге, то мы обязаны возродить повсеместно во всех областях коллегии адвокатов, расширить членство в Союзе адвокатов Украины и совместными усилиями бороться за сохранение и развитие славных традиций адвокатуры.
Немаловажную роль в этом вопросе играют областные квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры, которые, согласно Положению об этих комиссиях, утвержденному Указом Президента Украины от 5 мая 1993 года № 155/93, состоят из двух палат — аттестационной и дисциплинарной. В упомянутом положении указано, что аттестационная палата состоит из 11 членов, а дисциплинарная — из 9, но ничего не сказано о том, какими качествами должен обладать каждый член этой палаты.
Если в Законе «О статусе судей» прямо указано, кто может стать судьей, то в Положении о квалификационно-дисциплинарной комиссии об этом не говорится. А ведь аттестационная и дисциплинарная комиссии решают очень важные вопросы, связанные с судьбами людей.
Поэтому я полагаю, что необходимо внести изменения в положение и указать возрастной ценз члена палаты: ему не может быть менее 30 лет; стаж работы в адвокатуре (для адвокатов — членов палаты) — не менее 10 лет.
Требует изменения и часть 2 статьи 34 Положения, регулирующая предельный срок возможности наложения дисциплинарного взыскания (6 месяцев со дня совершения проступка). Практика свидетельствует о том, что между вынесением частного определения судами в отношении адвокатов за допущенные нарушения норм адвокатской этики и вступлением этих определений в законную силу проходит столько времени, что дисциплинарные палаты лишены возможности применять дисциплинарные взыскания к адвокатам, совершившим дисциплинарные проступки. Очевидно, следует увеличить этот срок до одного года. Целесообразно также расширить перечень возможных мер дисциплинарных взысканий.
В существовании сильной профессиональной адвокатуры должно быть заинтересовано государство, ведь показателем демократичности в значительной мере является ситуация в стране, связанная с охраной конституционных прав и свобод ее граждан. Судебная реформа, которая сейчас осуществляется в нашей стране, также свидетельствует о том, что следует разумно подходить к формированию адвокатского корпуса, чтобы не допускать к судебной трибуне личностей, которые не в состоянии исполнять сложную и почетную работу адвоката.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…