Возмущение убытков — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 33 » Возмущение убытков

Возмущение убытков

Рубрика Тема номера
Желание иностранных корпораций идти в суд прямо зависит от того, смогут ли они получить компенсацию за нарушение их IP прав, констатирует советник ЮФ AVELLUM Антон Поликарпов

Имя Антона Поликарпова — юриста в сфере интеллектуальной собственности (ИС, IP) — ассоциируется прежде всего с известным кейсом защиты торговой марки «Киевский торт». В начале года он перешел из inhouse во внешний консалтинг, присоединившись к юридической фирме AVELLUM на позицию советника и руководителя практики интеллектуальной собственности и IT. О ключевых вызовах и первоочередных задачах в сфере защиты интеллектуальной собственности, а также о месте IP-практики на рынке юридических услуг читайте в интервью Антона Поликарпова «Юридической практике».

— Какие основные задачи в части защиты интеллектуальной собственности стоят сейчас перед Украиной?

— Я бы начал с того, что за последние десять лет, о которых я могу судить компетентно, в Украине в области охраны прав на знаки для товаров и услуг, промышленных образцов и изобретений в профильные законы не было внесено ни одной нормы, улучшающей существующее положение дел. Все изменения носили исключительно косметический характер.

Именно поэтому, как вы понимаете, перечень глобальных задач достаточно обширен. Много правильных идей было наработано в рабочих группах, бизнес-ассоциациях, Министерстве экономического развития и торговли Украины и впоследствии воплощено в законопроектах, однако они так и не были приняты Верховной Радой Украины. Это говорит о том, что сегодня вопросы интеллектуальной собственности находятся на задворках и не считаются приоритетными для парламентариев.

Или возьмем такой пример. В 2017 году в управлении сферой ИС произошла реструктуризация, но при этом смена органа управления и его адреса привела к изменению подсудности дел из Соломенского в Печерский районный суд г. Киева. При этом в Соломенском суде с годами у судей накопился определенный опыт рассмотрения дел в этой сфере, в то время как в Печерском суде такого опыта пока нет.

Поэтому предлагать клиенту идти в Печерский районный суд г. Киева за защитой его IP-прав будет скоро считаться преступной халатностью, так как нет никакой определенности в сроках и многих других нюансах, о которых клиент хотел бы знать заранее.

Из основных задач я все-таки выделил бы следующие: принятие законопроектов об имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС в национальное законодательство, запуск Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности (ВСИС) и внедрение комплекса норм, позволяющих реально возмещать убытки, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности. Так сложилось, что даже уголовная ответственность не пугает нарушителей, в то время как наказание деньгами всегда воспринимается гораздо серьезнее. Более того, желание иностранных корпораций идти в суд, как правило, прямо зависит от того, смогут ли они получить какую-то компенсацию за нарушение их прав. Данную практику необходимо внедрять, и тогда работы у юристов будет только больше, я в этом уверен.

— Что реально делается для реализации озвученных задач?

— Возможно, какие-то шаги и предпринимаются, но происходит это не так эффективно, как хотелось бы. Удивительно, что за пять предыдущих лет «окна возможностей» в парламенте были приняты только несколько проектов в нашей сфере, два из них действительно важные (реформа системы коллективного управления правами и запуск Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности).

— Сейчас юристы, практикующие в сфере интеллектуальной собственности, немного озадачены тем, что в новом парламенте не оказалось идеологов или хотя бы специалистов по ИС. Ваше мнение по этому поводу? Обязательно ли нужен в парламенте депутат, «заряженный» идеей защиты IP-прав?

— Я не вижу никакой проблемы, что такого идеолога пока нет. В прошлом парламенте было довольно много депутатов, понимающих в этой сфере. В то же время результаты нельзя назвать приемлемыми. При действующей политической расстановке хочется надеяться, что подготовленные совместно с бизнесом и поддержанные министерствами законопроекты будут моментально и без торгов приниматься парламентом. Посмотрим, ждать осталось недолго.

— Вы говорите о приоритетности запуска ВСИС. Каковы ваши ожидания от этого суда?

— Есть надежда, что это будет орган, позволяющий квалифицированно и по возможности оперативно разрешать споры в сфере интеллектуальной собственности. К сожалению, среди оставшихся кандидатов единицы адвокатов-практиков. Фактически споры будут разрешать нынешние судьи, за редким исключением.

Ожидаю, что при оценке необходимости назначать экспертизу судьи, наконец, смогут примерить статус «потребителя», посмотреть на знаки и самостоятельно найти сходства либо различия. Всегда говорю о том, что большинство экспертных заключений не имеют 100-процентной позиции (а в нашей сфере ее почти никогда и нет) — это компромиссные решения эксперта «50 на 50» либо «60 на 40». И если экспертам все равно иногда приходится выбирать из двух зол меньшее, то почему на их месте не может быть судья? В нашей сфере никогда не будет бесспорных решений относительно сходства знаков. Что касается патентов, то, конечно, экспертизу в этой сфере необходимо оставлять, однако мне известны несколько юрисдикций, где в IP-судах среди судей есть специалисты в области техники, химии и.т.д, и они самостоятельно принимают решения.

— Каковы перспективы IP-практики на юррынке? Насколько она must have для системной юрфирмы?

— В любой юридической фирме есть сотрудники, на базовом уровне разбирающиеся в вопросах интеллектуальной собственности. Таких знаний может хватить при сопровождении сделок слияния и поглощения (M&A), регистрации торговых марок, претензионной работе. Объем этой работы не всегда «тянет» на полноценную практику, поэтому она и не получила повсеместного распространения.

Спецификой украинского рынка в сегменте защиты прав ИС является большая привязка к импорту услуг. Поэтому приток новых клиентов, не связанных с параллельными практиками, обеспечивается прежде всего узнаваемостью руководителя практики иностранными клиентами. Создать стойкую узнаваемость практики может только долгосрочная работа и выстраивание партнерских отношений ее руководителем с юристами из других юрисдикций. Представим, что компании еще и нет в рейтингах в украинском разделе по ИС — с большой долей вероятности о ее работе иностранцам будет просто неоткуда узнать.

Со временем (по прошествии около трех лет) происходит слияние бренда юридической компании и бренда руководителя практики ИС, и тогда практика начинает работать и не просто отрабатывать затраты, а приносить прибыль.

Мы видим, что почти у каждой крупной юрфирмы заявлена практика ИС, однако зачастую она только формально существует на сайте, и лишь кое-где на ее развитие выделяются значительные средства. По моим подсчетам, таких системных фирм в Украине до десяти (не считая компаний, которые в основном занимаются заявочной работой).

— Бывает, что юрист ассоциируется с каким-то одним своим делом, несмотря на многие другие, более свежие и, возможно, более важные. Как вы считаете, это хорошо или плохо? Не переживаете, что вас будут ассоциировать только с делом «Киевского торта»?

— Во-первых, кто знает, тот будет ассоциировать с этим делом не только меня, но и моих коллег, которые воплощали наши замыслы и планы при работе над комплексом дел, связанных с противостоянием кондитерской корпорации Roshen и «Киевхлеба». А таких дел было более десяти.

Во-вторых, на мой взгляд, лучше ассоциироваться с таким делом, чем ни с какими. «Киевский торт» — это бренд Киева и Украины, и однозначно, что при принятии такого дела в работу я осознавал все его бонусы и риски. И уверяю вас, что проиграть его было бы значительно хуже, чем выиграть.

И в-третьих, практика показала, что у нас в AVELLUM уже появились FMCG-клиенты, которые воспринимают успех по делу «Киевского торта» как подтверждение определенного уровня качества работы нашей команды. Поэтому на данном этапе эти «кондитерские» дела играют нам только в плюс.

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Фирменное начало

Акцент

Личный вес

Государство и юристы

Приглашение на концепт

Тридцать три готовы

Станьте в округ

Зарубежная практика

Склонны вверить

Конспект

На старт, внимание...

Новости

Новости из зала суда

Карта событий

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Неформальные отношения

Уместные особенности

Самое важное

Системные изменения

Учитель, Отец, Человек

Сто попало

Судебная практика

Газ да глаз

Момент запущен

Судебные решения

Раздел имущества супругов не может использоваться участниками гражданского оборота во избежание уплаты долга

Положения статьи 625 Гражданского кодекса Украины распространяются только на договорные отношения

Неподтверждение статуса пенсионера, который по медицинскому заключению нуждается в постороннем уходе, исключает возможность зачисления периода ухода за ним в стаж работы

Тема номера

Возмущение убытков

Держите марку

Системная плата

Служебный роман

Актив класса

Частная практика

Ради гласного словца

Безусловная величина

Інші новини

PRAVO.UA