Темпы распространения периодических изданий в сети Интернет на сегодняшний день позволяют предполагать о скорой замене «бумажных» СМИ на электронные. К примеру, количество европейцев, читающих интернет-издания, в 2000 году возросло по сравнению с 1999 годом почти на 10 % (по информации издания «Електронні вісті» на веб-сайте www.elvisti.com, эти показатели составляют 27 и 18 % соответственно). И даже у нас на Украине, не так давно объявившей всему миру о наличии «местных» компьютерных масс-медиа оглушительным криминально-политическим скандалом, их развитие уже дает основания для обсуждения проблем защиты авторских прав в сети Интернет, статуса творческих работников интернет-изданий и, конечно, вопросов ответственности. Поскольку понятие «электронные средства массовой информации» законодательству Украины не известно, и возникающие в этой сфере отношения не урегулированы, дискутируется также вопрос о необходимости введения такого регулирования, в том числе путем принятия отдельного нормативного акта. Точки зрения полярны: государство — «за», в первую очередь с целью обеспечения защиты своей информационной безопасности, а также прав и интересов граждан. С другой стороны, высказываются мысли об отрицании возможности любого государственного вмешательства в сферу Интернет, т. к. «идеологию Интернет» связывают с положениями о высоком уровне неупорядоченности и децентрализации, несовместимыми с целями нормативного регулирования. Вместе с тем руководители серьезных медийных интернет-проектов не видят проблемы во взвешенном правовом регулировании, учитывающем особенности Интернет как свободной коммуникационной системы и не препятствующем обороту информации в сети.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИНТЕРНЕТ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ?
Чтобы решить вопрос о целесообразности принятия нормативного акта, направленного на регулирование деятельности интернет-изданий, необходимо выяснить, во-первых, каким именно образом эти СМИ могут нарушать права третьих лиц, и какие именно права, а во-вторых, позволяет ли ныне действующее законодательство привлечь к ответственности онлайновое СМИ. Одним из типичных нарушений, допускаемых «традиционными» СМИ и влекущих гражданско-правовую ответственность, является распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство лица. Грешат подобными нарушениями и онлайновые СМИ, однако реально ли привлечь их к ответственности?
Действительно, нынешнее законодательство о средствах массовой информации можно распространить на издания глобальной сети Интернет лишь по аналогии — к массовой информации статья 20 Закона Украины «Об информации» относит лишь публично распространяемую печатную и аудиовизуальную информацию. К тому же интернет-издания вряд ли стоит относить к средствам именно массовой информации, особенно учитывая недоступность компьютеров для большей части населения. Однако веб-страница вполне может рассматриваться как документ (не в бумажной, а в электронной форме отображения). Кроме того, учитывая данное в статье 1 Закона Украины «Об информации» определение информации (документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей природной среде), следует заключить, что такие издания все же являются средством распространения информации. Интернет по определению — глобальная информационная система, поэтому попытки спорить с тем, что «вывешивание» веб-страницы включает ее содержание в информационный оборот, лишены логики. И даже если признать, что интернет-издания — всего лишь домашние странички неких энтузиастов, создаваемые исходя из личных потребностей, тот факт, что результатом размещения в Интернете собственного веб-сайта является все же распространение информации, идей или мыслей мне представляется неоспоримым. И при этом вряд ли имеет значение масштабность замыслов владельца веб-сайта — он все равно становится субъектом информационных отношений и обязан соблюдать правовые предписания, регулирующие правила поведения в информационной сфере.
Основные принципы информационных отношений, запрет на распространение определенного рода информации, действия, квалифицируемые как нарушения законодательства об информации, а также ответственность за такие нарушения установлены статьями 5, 46, 47 и 49 Закона Украины «Об информации». Нормы этого закона распространяются на отношения, возникающие во всех сферах жизнедеятельности общества при получении, использовании, распространении и хранении информации. Таким образом, в Законе Украины «Об информации» содержатся необходимые положения, позволяющие привлечь к ответственности за распространение информации в сети Интернет, нарушающее права граждан.
Нет никаких сомнений, что за несоблюдение интернет-изданием запрета на использование информации для посягательств на права и свободы человека может наступать гражданская ответственность. Более сложен вопрос о процедуре привлечения нарушителя к ответственности. Так, на основании статьи 7 ГК Украины возможно предъявление в суде требований об опровержении сведений, не соответствующих действительности или неправдиво изложенных, порочащих при этом честь, достоинство или деловую репутацию граждан и организаций либо причиняющих вред их интересам. Иск должен предъявляться к лицу, распространившему информацию, и истец, кроме обоснования того обстоятельства, что информация его порочит, должен доказать факт ее распространения. Считается, что распространением сведений является сообщение их неопределенному количеству лиц или хотя бы одному человеку, в том числе и в иной форме, чем опубликование в прессе, передача по радио, телевидению, с помощью иных средств массовой информации, изложение в характеристиках, заявлениях, письмах, адресованных другим лицам, или содержащихся в публичных выступлениях. Теоретики права уже выделяют такой способ распространения сведений, как распространение с помощью электронных коммуникаций, который возможно отнести к вышеупомянутой «иной форме» сообщения сведений.
Если говорить о телерадиоорганизациях, то под распространением ими сведений суд понимает выход телепередачи, содержащей такие сведения, в эфир. В ином толковании, как представляется, нет необходимости, иначе получится, что телепередачи выходят в эфир исключительно для удовлетворения творческих амбиций авторов, а их просмотр телезрителями — нечто вроде «побочного» эффекта такого творчества. Звучит несколько абсурдно, как и утверждения о том, что размещение в онлайновых изданиях внушительных объемов информации — не что иное как своеобразная забава «продвинутых» пользователей Интернет. Очевидно, вполне правомерно считать, что распространением информации интернет-изданием является ее размещение на сайте. Признание судебной практикой сайта, содержащего политическую, социальную, экономическую, международную и иную информацию, обновляемую с определенной периодичностью, электронным средством распространения информации способно, с одной стороны, обеспечить защиту прав и интересов граждан, предприятий и государства в информационной сфере, с другой стороны, уберечь Интернет от излишнего нормативного регулирования, не свойственного его природе. И если будет отработан механизм, который в пределах существующего законодательства позволит привлекать к гражданской ответственности в судебном порядке за правонарушения, связанные с распространением информации в сети Интернет, исчезнет необходимость в принятии специального нормативного акта, регулирующего деятельность электронных СМИ.
ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Отвечать за распространение информации с нарушением законодательства и прав третьих лиц должно лицо, распространившее такую информацию. Если говорить о «традиционных» СМИ, то неблагоприятные последствия вследствие размещения информации в газетном материале несет редакция (предприятие, осуществляющее в соответствии с уставом подготовку и выпуск в свет печатного СМИ). За информацию, распространенную в теле- или радиоэфире ответственность возлагается на телерадиоорганизацию, осуществляющую вещание. Ответственность этих лиц основана на соответствующих положениях, содержащихся в специальных законах («О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине» и «О телевидении и радиовещании»). Поскольку к распространению информации через интернет-издание непосредственно имеют отношение владелец веб-сайта, провайдер и автор соответствующего информационного материала, то целесообразно все же нормативно установить, кто должен нести ответственность. Этот вопрос вполне может быть решен введением регистрации для лиц, осуществляющих информационную деятельность в Интернете. Подобная регистрация, как представляется, должна быть уведомительной и преследовать лишь одну цель — получить сообщение о том, что определенное интернет-издание как средство распространения информации используется заявителем, и этот заявитель примет на себя ответственность за несоблюдение информационного законодательства, прав и интересов физических лиц, предприятий и государства. Именно такой подход к нормативному регулированию не будет препятствовать реализации заинтересованными лицами своего права на информацию, а также свободному развитию интернет-изданий как составляющих информационной структуры нашего общества.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…