Согласно статье 89 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС), судебная деятельность по рассмотрению и разрешению административных дел не является безвозмездной. Лицо, которое обращается в административный суд с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой, заявлением о пересмотре судебных решений Верховный Судом Украины, заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, должно заплатить судебный сбор.
В силу части 2 статьи 87 КАС размер судебного сбора, порядок его уплаты и освобождения от уплаты устанавливается законом. Так, пункт 3 раздела VІІ «Заключительные и переходные положения» КАС предусматривает, что до вступления в силу закона, регулирующего порядок уплаты и размеры судебного сбора, судебный сбор при обращении в административный суд уплачивается в порядке, установленном законодательством для государственной пошлины.
Вот уже много лет размеры государственной пошлины и порядок ее уплаты устанавливают два нормативных акта: Декрет Кабинета Министров Украины (КМУ) «О государственной пошлине» № 7-93 от 21 января 1993 года (Декрет) и Инструкция о порядке исчисления и взимания государственной пошлины, утвержденная приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины № 15 от 22 апреля 1993 года и зарегистрированная в Минюсте 19 мая 1993 года под № 50.
Согласно статье 6 Декрета, государственная пошлина уплачивается по месту рассмотрения и оформления документов и зачисляется в бюджет местного самоуправления, кроме государственной пошлины, взимаемой с исковых заявлений, которые подаются в хозяйственный суд, с апелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления хозяйственных судов, заявлений об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, а также за действия, связанные с выдачей охранных документов (патентов и свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, и за действия, связанные с поддержанием действительности патентов на сорта растений, а также за подачу КМУ проекта создания промышленно-финансовых групп, за действия, предусмотренные подпунктами «б»—«е», «и», «к», «л» и «н» пункта 6 статьи 3 Декрета, в части, которая касается общегражданских заграничных паспортов, подлежащей зачислению в Государственный бюджет Украины.
Таким образом, указанная статья Декрета устанавливает исчерпывающий перечень видов госпошлины, подлежащих зачислению в Государственный бюджет Украины. При этом по общему правилу все виды госпошлины, связанные с обращением и рассмотрением дел в судах, зачисляются в местный бюджет. Исключение составляют только хозяйственные суды.
Этот вывод подтверждают реквизиты для уплаты судебного сбора (госпошлины) различных судебных инстанций: госпошлина за обращение в хозяйственные суды зачисляется на балансовый счет 3111 «Поступления в общий фонд государственного бюджета», а госпошлина (судебный сбор) за обращение в иные суды — на балансовый счет 3141 «Поступления в общий фонд местных бюджетов».
Следует отметить, что в реквизитах административных судов указан номер счета в местном бюджете, а получателем судебного сбора значатся местные бюджеты по месту нахождения суда.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 94 КАС, если судебное решение принято в пользу стороны, не являющейся субъектом властных полномочий, суд присуждает возместить все осуществленные ею документально подтвержденные судебные расходы из Государственного бюджета Украины (или соответствующего местного бюджета, если другой стороной был орган местного самоуправления, его должностное или служебное лицо). Из императивного предписания данной статьи следует, что возмещение судебных расходов присуждается из местного бюджета только в одном случае — если ответчиком является орган местного самоуправления, его должностное или служебное лицо.
При этом определение бюджета, из которого должны возмещаться судебные расходы, не ставится в зависимость от того обстоятельства, на счет государственного или местного бюджета поступил уплаченный истцом судебный сбор.
Из этого следует вывод, что единственным критерием выбора бюджета при решении вопроса о распределении судебных расходов является принадлежность ответчика — субъекта властных полномочий — к органу местного самоуправления, его должностным или служебным лицам.
О том, что возмещение судебных
расходов присуждается именно из Государственного бюджета Украины в случаях, когда ответчиком является орган государственной власти, свидетельствует многочисленная практика административных судов (постановления ВАСУ от 21 мая 2008 года, от 6 ноября 2008 года по делу № К-35218/06, от 16 июля 2009 года по делу № К-2513/07).
В то же время эти судебные решения в части распределения судебных расходов в большинстве случаев остаются неисполненными: выигравшая сторона считает нецелесообразным обращение в органы Государственного казначейства по вопросу взыскания в ее пользу из Государственного бюджета Украины судебного сбора в размере, как правило, 1,7 или 3,4 грн. Если же в административном споре есть имущественные требования и истец за обращение в административный суд заплатил судебный сбор, допустим, в максимальном размере (1700 грн), то его как никого другого должен интересовать вопрос: будет ли фактически исполнено судебное решение в части распределения судебных расходов, если суд присудит возмещение судебного сбора из Государственного бюджета Украины, как это прямо предусмотрено в части 1 статьи 94 КАС?
Попробуем разобраться.
Поскольку решения административных судов в части взыскания из бюджета судебного сбора исполняются именно органами Государственного казначейства Украины, необходимо проанализировать те нормы права, которыми они будут руководствоваться при фактическом исполнении судебных решений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Бюджетного кодекса Украины, бюджетная система Украины строится на принципе самостоятельности, при котором Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными.
Как уже ранее отмечалось, судебный сбор по административным делам зачисляется на балансовый счет 3141 «Поступления в общий фонд местных бюджетов».
Пункт 1 раздела 4 Порядка возвращения средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местный бюджеты, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины № 226 от 10 декабря 2002 года, предусматривает, что возвращение платежей, ошибочно или излишне зачисленных на счета учета поступлений, которые в текущем бюджетном периоде относятся к доходам общего фонда местных бюджетов, осуществляется с соответствующего аналитического счета 3141 «Поступления в общий фонд местных бюджетов» Плана счетов в пределах текущих поступлений за день.
Аналогичные положения нашли свое отражение и в Порядке исполнения решений о взыскании средств со счетов, на которых учитываются средства государственного и местного бюджетов, утвержденном постановлением КМУ № 609 от 9 июля 2008 года. В силу пункта 4 этого Порядка юридические и физические лица, в пользу которых приняты судебные решения о взыскании средств со счетов, на которых учитываются средства бюджета, должны подать эти решения в органы Государственного казначейства, а последние должны осуществить бесспорное списание в случае возврата по решению суда излишне и/или ошибочно уплаченных в бюджеты налогов, сборов (обязательных платежей) и иных доходов бюджетов.
Пунктом 5 этого же Порядка предусмотрено, что бесспорное списание средств со счетов, на которых учитываются бюджетные средства, осуществляется в пользу юридического или физического лица за счет сумм излишне или ошибочно уплаченных в бюджет платежей, внесенных этим физическим или юридическим лицом.
Исходя из вышеизложенных норм, органы Государственного казначейства пришли к вполне логичному выводу о том, что исполнение судебных решений о взыскании судебных расходов из государственного или местного бюджета должно осуществляться исключительно путем списания сумм со счетов того бюджета, в который зачислялись поступления от уплаты этих судебных расходов.
Поскольку судебные сборы по административным делам поступают в местные бюджеты, то и возвращение этих судебных сборов, по мнению казначеев, должно осуществляться именно со счетов, на которых учитываются средства местных бюджетов. Таким образом, при исполнении судебных решений о взыскании судебных расходов органы Госказначейства руководствуются таким принципом: судебные расходы выплачиваются из того бюджета, в который зачисляется судебный сбор. Иными словами, в какой бюджет деньги поступили — из такого бюджета они и взыскиваются.
…Главным образом к неисполнимости в реальной жизни в силу законодательных противоречий совершенно законных решений административных судов, присуждающих возмещение судебных расходов истцу из Государственного бюджета Украины, как это прямо предусмотрено частью 1 статьи 94 КАС. В связи с этим суд, принимая решение в пользу стороны, не являющейся субъектом властных полномочий, для того чтобы действительно защитить ее интересы, должен нарушить нормы части 1 статьи 94 КАС и присудить взыскание понесенных ею судебных расходов из местного бюджета. Подобная практика уже есть (см.: определения Киевского апелляционного административного суда от 30 сентября 2010 года по делу № 2а-133346/09/2670, от 21 октября 2010 года по делу № 2а-12268/09/2670).
До урегулирования коллизии норм Кодекса административного судопроизводства Украины, Декрета Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» и подзаконных нормативно-правовых актов рекомендую сторонам, ходатайствующим о распределении судебных расходов, просить суд присудить взыскание судебного сбора из местного бюджета, в который он был фактически зачислен. Это поможет избежать лишних трудностей, связанных с исполнением судебных решений.
ГУМЕНЮК Анастасия — заместитель директора, партнер, ООО «Деревянчук и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…