Практический опыт сегодня показывает, что международная техническая помощь, оказываемая Украине странами Европы, США, международными финансовыми учреждениями, не защищена от нестабильности украинской банковской системы. Потеря средств по программам международной технической помощи больно бьет по государственному бюджету, а также негативно влияет на имидж Украины. В связи с этим соответствующие программы и проекты, на которые выделялись средства международной технической помощи, не будут реализованы до конца. Это может стать причиной отказа потенциальных доноров от помощи в будущем.
Потери фондов
Жертвами разрушения банковской системы являются в том числе и благотворительные организации. В отличие от физических лиц и предприятий, благотворительные организации хранят на счетах не собственные средства, а средства международных и отечественных доноров, которые перечисляются им для выполнения социальных или благотворительных программ и проектов. В фокусе внимания этих организаций всегда находятся дети-сироты, люди с особыми потребностями, онкобольные, пожилые люди, молодежь, женщины. Только в 2015 году более 9000 благотворительных организаций реализовали свои программы на общую сумму порядка 9 млрд грн.
Однако за последний период были заморожены миллионы евро по программам Европейской комиссии в таких банках, как «Надра», «Финансы и кредит», «Петрокоммерц», «Укринбанк», «Хрещатик». Например, в ПАО «Укринбанк» стали недоступными около 950 тыс. евро, предоставленные для закупки лекарств Харьковской областной государственной администрации. Другой пример — денежные средства в сумме, эквивалентной более 700 тыс. долларов США, полученные Международным благотворительным фондом «Добробут громад» на основании соглашений между правительствами Украины и США непосредственно от правительства США. Такие средства оказались практически потерянными после введения временной администрации и последующей ликвидации ПАО КБ «Хрещатик».
Благотворительный фонд Богдана Гаврилишина вследствие признания неплатежеспособным банка «Хрещатик» потерял около 45 млн грн благотворительных пожертвований. Под удар попали также Международный благотворительный фонд «Отчий дом» и Всеукраинский благотворительный фонд «Дитячий світ», Всеукраинского фонда воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия имени Олеся Гончара и другие.
Таким образом, требуется защита средств международной технической помощи на законодательном уровне.
Общий формат
Судебная практика рассмотрения требований благотворительных организаций (БО) к банку, отнесенному к категории неплатежеспособных, и Фонду гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) сводится к такой позиции судов: вкладчик — это физическое лицо (в том числе физическое лицо — предприниматель), которое заключило или в пользу которого заключен договор банковского вклада, банковского счета, или физическое лицо, являющееся владельцем именного депозитного сертификата. Поскольку благотворительная организация (истец) выступает юридическим лицом, то в понимании Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (Закон) к нему не применимо определение «вкладчик». Суды относят БО к «другим кредиторам банка», указывая в решениях о том, что в период введения временной администрации банка в силу пункта 1 части 5 статьи 36 Закона удовлетворение этих требований не осуществляется. Общий же порядок удовлетворения требований кредиторов банка предусматривает седьмую очередь погашения обязательств банка в соответствии с положениями статьи 52 Закона. Так как в спорах, связанных с исполнением банком, в котором введена временная администрация, своих обязательств перед кредиторами, нормы Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» являются специальными, данный Закон становится приоритетным по отношению к другим законодательным актам Украины, регулирующим такие правоотношения.
На этом основании суды отказывают в удовлетворении исков благотворительных организаций, которые при этом, будучи неприбыльными организациями, не просто остаются без вклада и продолжают нести ответственность за эти средства как целевые (по международной технической помощи) перед международными донорами, но и теряют средства, направленные на уплату судебного сбора, размер которого при обращении в хозяйственные суды Украины является остаточно существенным.
Следует отметить, что международная техническая помощь предусматривает особый статус — соответствующие проекты регистрируются в Министерстве экономического развития и торговли Украины, и выгодоприобретателями являются государственные органы. То есть средства международной технической помощи как донорские средства, полученные Украиной через благотворительные фонды, нельзя рассматривать в обобщенном формате вместе с требованиями других юридических лиц, которые являются коммерческими организациями.
Соблюдать обязательства
Негативный опыт благотворительных фондов и других неприбыльных организаций показал безуспешность возврата в правовом поле значительных сумм доверенных банкам целевых средств в виде вкладов после вывода ФГВФЛ банка с рынка и вместе с тем обусловил необходимость изменения правовых механизмов по возврату доверенных банку целевых средств, таких как благотворительные взносы и международная техническая помощь.
Важно отметить, что в аналогичных правоотношениях, тоже регулируемых специальным Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении», судебная практика имеет и позитивную сторону, что говорит о возможности использования как аналогии следующей правовой позиции судов: средства, размещенные на счетах, — это собственность вкладчика, банк же является лишь их пользователем, что исключает основания включать эти средства в ликвидационную массу банка. Таким образом, вкладчик не может по определению быть кредитором банка и не попадает в общую очередь кредиторов. В случае с активами негосударственного пенсионного фонда, которые были размещены на счетах банка, являющегося их хранителем, суд подтвердил, что они подлежат возврату в соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». В этой судебной практике ключевую роль играет статус денежных средств, узко регулируемый специальным законом. Положительная сегодня судебная практика, свидетельствующая о невозможности включения в ликвидационную массу банка средств, размещенных негосударственными пенсионными фондами, играет важную роль в силу существования специального закона и прямых норм, поэтому защита пенсионных средств уже имеет свою правовую позицию. В ситуации с БО и международной технической помощью просто необходимо аналогичное законодательное решение.
Вместе с тем статьей 9 Конституции Украины и статьей 19 Закона Украины «О международных договорах Украины» установлено преимущество международного права перед национальным законодательством, а статья 16 возлагает ответственность за соблюдение и исполнение обязательств, взятых по международным договорам Украиной, на органы государственной власти. Таким образом, международная техническая помощь должна быть защищена от нестабильности банков. Ведь, согласно Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи, к которой Украина присоединилась на основании Указа Президента Украины № 325/2007 от 19 апреля 2007 года, урегулирование соответствующих отношений и внедрение системного и прозрачного контроля затрат по полученной технической помощи являются международными обязательствами Украины.
Улучшить защиту
Таким образом, внесение изменений в законы, регулирующие данные правоотношения, будет важным шагом в направлении усовершенствования национального законодательства и защиты общества от недобросовестного поведения субъектов предоставления финансовых услуг.
Именно поэтому в настоящий момент юристы АФ «Династия» совместно с представителями Украинского форума благотворителей занимаются разработкой инициированного форумом законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (по защите средств по проектам международной технической помощи и благотворительных пожертвований)».
Этим законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» в части соответствующего дополнения перечня обязательств банка, на которые не распространяются ограничения, установленные пунктом 1 части 5 статьи 36 Закона после ввода временной администрации и другие нормы Закона, а также внесение изменений в статью 5 Закона Украины «О судебном сборе», предусматривающих освобождение субъектов международной технической помощи от уплаты судебного сбора.
К работе над этой инициативой также привлечены специалисты других отечественных юридических фирм.
И данный законопроект со дня на день будет внесен в Верховный Совет.
ТРИКОЗА Татьяна — адвокат АФ «Династия», г. Днепр,
ЖИГУН Лариса — координатор адвокаси-кампаний Украинского форума благотворителей, г. Днепр
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…