Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №43 (253) » Вопросы защиты собственности в сети Интернет

Вопросы защиты собственности в сети Интернет

Рубрика Тема номера
Через Сеть любой объект интеллектуальной собственности может быть почти мгновенно воспроизведен в любой точке земного шара

Происходящее с внедрением компьютерных сетей изменение физических условий передачи информации действительно преобразует экономику, а затем и законодательство, управляющее созданием и распространением интеллектуальной собственности.

Что же происходит с интеллектуальной собственностью в Сети (будем под понятием “интеллектуальная собственность” предполагать владение ею, принадлежность ее кому-нибудь, в ином случае — будем называть ее “содержанием”)? В чем может состоять ценность создаваемого в ней содержания? Мы полагаем, что информационными ценностями являются услуги, возможность отбора информации, общения с людьми, гарантия аутентичности и, таким образом, интеллектуальные процессы и услуги продолжают возрастать в цене, а информация обесценивается.

Сеть бросает обладателям, создателям, продавцам интеллектуальной собственности и ее пользователям новый вызов. Сводя затраты на копирование содержания почти к нулю, она разительным образом меняет информационную экономику. В этом новом мире легко скопировать информацию, но трудно найти нужную, легко создавать компьютерные программы, но по-прежнему трудно определить и описать задачи, с которыми эти программы должны будут справляться, творчество в нем также широко распространено, однако творения высокого качества станет трудно найти и распознать.

Поставщикам содержания придется приспособиться к новой ситуации и научиться использовать ее: распространять интеллектуальную собственность бесплатно, чтобы продавать услуги. Им придется решать, за что взимать плату, а что раздавать даром, учитывая поведение других поставщиков и пожелания клиентов. Законы об интеллектуальной собственности не будут отменены и не отомрут сами собой – скорее, они просто станут менее важны.

Бесплатное распространение содержания и договорные отношения с жесткой защитой прав владельца – два противоположных подхода, которые далее будут только упрочняться. В таких условиях все труднее будет получать высокие доходы, поскольку то, что можно легко скопировать, неминуемо будет скопировано. Большая часть содержания начнет играть роль рекламы: информация или развлечения будут распространяться бесплатно, чтобы привлечь внимание к тому, за что можно получить деньги и побудить людей платить. Реклама, рассчитанная, главным образом, на широкий рынок, в прямом общении продавца с покупателем будет приспосабливаться к адресату. Те, кто имеют и тратят больше денег, получат рекламу лучшего качества.

С другой стороны, усилия ведущих поставщиков содержания будут вознаграждены. Большая его часть будет разрабатываться и предоставляться в рамках договоров на обслуживание: либо между поставщиком и потребителем (высокая ценность), либо между поставщиком и третьей стороной – спонсором или рекламодателем (низкая ценность), либо, наконец, между провайдером услуг по поиску и отбору содержания и потребителем (бесплатно). Один из путей к тому, чтобы стать “ведущим поставщиком содержания”, начинается с его бесплатной раздачи.

Мы вовсе не утверждаем, что создать содержание можно, не неся никаких расходов. Речь идет о том, что поставщикам содержания придется строить свой бизнес так, словно оно дается им даром, а затем думать, как выстроить отношения или какие создать вспомогательные продукты или услуги, чтоб окупить затраты. Создатель содержания, который сразу же спишет затраты по его разработке, как если бы это ничего ему не стоило, будет побеждать в конкуренции с создателем, который не может решить, как покрывать эти затраты.

Прежде информация была неразрывно связана с материальными объектами, ее было невозможно копировать – лишь только передать или воспроизвести материальный объект, в котором она была заключена. Воспроизводство носило кумулятивный, т.е. накопительный характер. Благодаря механическим и электронным носителям, интеллектуальные ценности стало легко воспроизводить. В связи с этим возникла потребность (по требованию авторов) защищать интеллектуальную собственность. Новые законы обеспечили возможность владельцам и/или создателям управлять производством и распространением копий их произведений.

Однако сегодня возникла новая ситуация: если в недалеком прошлом копирование было не под силу отдельным людям, то сейчас одиночка без труда может сделать дубликаты множества работ или использовать их информацию в новых работах; более того, их физическая оболочка практически утратила свое значение. Через Сеть любой объект интеллектуальной собственности, представленный в электронной форме, может быть почти мгновенно воспроизведен в любой точке земного шара с помощью таких известных программ, как Napster и WinMX.

Следить за количеством копий (созданных автором или третьими лицами) становится крайне сложно. Нужен жесточайший контроль, сводящий группу потребителей к узкому кругу доверенных лиц, иначе со временем “продукт” окажется в руках массового потребителя, не желающего платить.

НЕВОЗМОЖНО УСТОЯТЬ!

Уловка заключается в том, что управлять нужно не копированием, а отношениями с клиентом: например, через подписку. Зачастую клиент сам к этому стремится, так как видит в этом гарантию постоянного снабжения необходимой информацией.

Можно все же запросить небольшую плату за массовое копирование, что, скорее всего, и произойдет (схемы учета позволят продавцу брать деньги за использование или за количество пользователей, что является косвенной мерой полезности продукта, а не за количество копий). За содержание же заплатят рекламодатели. “Раскрутить” содержание на рынке, а потом воспользоваться его популярностью – один из немногих способов привлечь к себе внимание в мире, переполненном информацией.

Как ни странно, возникновение по-настоящему действенного информационного рынка окажется даже менее желательным для творцов, чем возможность массового распространения содержания по запросам. Содержание обычно считается уникальным, незаменимым, но, на самом деле, информация в большинстве случаев вовсе не так уникальна, как хотелось бы думать ее создателям, — следует только отыскать альтернативу.

В мире программ все чаще прибегают к способу нахождения или создания эквивалентных продуктов. Неизвестные продавцы, способные гарантировать работоспособность своих продуктов или рекомендованные независимыми оценщиками, начнут сбивать цены рыночных лидеров. Впрочем, лидеры (например, Microsoft), в конечном итоге, одержат победу, так как распространяют почти бесплатное содержание, чтобы стимулировать продажи вспомогательных продуктов или обновленных версий, а также потому, что развили свои каналы сбыта (хотя последние им и не принадлежат).

Мысль о том, что интеллектуальная собственность может утратить свою ценность, ужасает владельцев и авторов, но ничего нового в этом нет. Эта тенденция уже вовсю проявляется в софтверном бизнесе. Большинство программных продуктов становится ширпотребом и продается дешево, и не потому, что так уж и легко разработать аналог, а потому что этот аналог легко “выбить” с рынка. Клиенты предпочитают оригинальные продукты, и новые поставщики аналогов, приходящие на рынок, который был создан первопроходцами, втягивают их в войну цен (схемы учета пользования помогут получить платежи, но не повышать цены.)

В среднем на каждом рынке найдется несколько лидеров, создающих и защищающих незаменимое, уникальное содержание (быть может, продвигая его на рынок при помощи бесплатной информации). Прочим участникам рынка будет все труднее продавать содержание, потому им придется искать новые способы получения вознаграждения за свою работу.

“Владение” интеллектуальной собственностью подобно владению землей: чтобы получать от нее доход, нужны постоянные инвестиции, нельзя просто сидеть и собирать арендную плату. Кому-то подобное положение дел покажется несправедливым. Те, кто получал доходы по старым правилам, не захотят платить по новым. Тем не менее новые правила справедливы: вознаграждается труд – обработка и услуги, а не обладание как таковое. Корпорация не сможет завладеть творческими способностями личности (хотя и может заключить с ней контракт).

Закон и договоры о распространении и использовании информации, о членстве в электронных сообществах в новом мире будут присутствовать, но взаимоотношения сторон выйдут далеко за пределы передачи друг другу интеллектуальной собственности.

ЦЕННОСТИ ИНОГО РОДА

Содержание и интеллектуальную собственность можно разделить на два типа:

1. Программы. Их ценность зависит от того, для чего они предназначены и насколько людям легко ими пользоваться. Кроме того, программные продукты должны взаимодействовать с другими программными продуктами и распознавать некоторые форматы данных. Чем шире используется программа, тем больше людей хотят с ней работать. С другой стороны, программы быстро устаревают. Люди стремятся получать новые расширенные и улучшенные версии от первоначального поставщика или из других источников. Программы могут служить носителями ценных услуг, таких, как помощь, консультации, обучение.

2. Интеллектуальные ценности иного рода, которые нельзя “нанести” на какой-либо носитель и скопировать. Это человеческое внимание и взаимодействие. Кто-то читает и отвечает на вашу электронную почту, отвечает на вопросы или смотрит на изображение на экране. К ценности такого рода относится и просто присутствие людей, даже если они взаимодействуют лишь от случая к случая. Такая интеллектуальная ценность (некоторые называют ее контекстом) не поддается воспроизведению через Сеть. Удивительным образом она зависит от действий или присутствия человека – здесь и сейчас или где-то и когда-то, лишь бы был личный отклик.

Фундаментальная разница между данными типами интеллектуальных ценностей заключается в том, что первые поддаются автоматизации, тиражированию, — в то время как вторые, собственно, и являются деятельностью, услугой или процессом: ими можно делиться, но “воспроизвести” невозможно, если только другой человек не возьмется делать то же самое.

Именно по причине своей уникальности и невоспроизводимости интеллектуальные ценности второго рода могут стать источником высочайшей прибыли в будущем. Прогресс технологий, за которым не успевает законодательство, уже дал возможность некоторым видам бизнеса – киноиндустрия, производство персональных программ – законно получать фантастическую, ни с чем не сопоставимую норму прибыли.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Отставка судей

В АМК — новые уполномоченные

Возмутитель спокойствия

Импичмент и уголовное дело: Две большие разницы

Табу на коммерцию

Деловая практика

Земельный налог, арендная плата или..?

Законодательная практика

Кому нужна "экономическая амнистия"?

КСУ поддержал депутатов

УПК изменят?

Зарубежная практика

Ошиблись адресом

Европа нам не указ

Деньгами горю поможешь

Трупами уже торгуют. Причем незаконно

Неделя права

Успехи и неудачи адвокатуры

Отставку Бойко отклонили, а Онопенко поддержали

Василий Онопенко — судья ВСУ

Две точки зрения на задержание Андрея Федура

В ЮАР стартовала ежегодная конференция IBA

Новости профессии

Судьям - счет

Украинские юристы всех стран - объединяйтесь!

В Верховном Суде новые назначения

Создана Академия судей

Прецеденты

Начисление налога на землю

Признание решений общего собрания акционеров недействительными

Признание решений общего собрания акционеров недействительными (апелляция)

Судебная практика

Собрание на открытом воздухе

Фискальный аппетит умерен

Битва за эфир

Тема номера

Вопросы защиты собственности в сети Интернет

Международная охрана товарных знаков

Коллективное управление правами

Частная практика

Безвозмездная юридическая помощь

Юридический форум

I Международный юридический форум стран СНГ и Балтии

Проблемы хозяйственного процесса

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: