Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Волевой прием

Рубрика Тема номера
При наличии воли государства можно получить систему 
регулирования сферы интеллектуальной собственности, 
максимально приближенную к европейской

Елена ПОЛОСЬМАК Специально для «Юридической практики»

Охрана интеллектуальной собственности (ИС) в Украине — важный фактор для инновационного развития Украины и создания конкурентной среды в стране. Бизнес в Украине, а также международные партнеры ожидают изменений в нашем законодательстве.

План мероприятий

С 2007 года велись переговоры о заключении Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. В 2014 году представители Украины и ЕС подписали политическую и экономическую части соглашения. Осенью 2017 года Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС полностью вступило в силу.

Почти 1/5 часть от общего объема основного текста Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом посвящена вопросам интеллектуальной собственности (глава 9 «Интеллектуальная собственность»), что показывает, с одной стороны, важность данной сферы для современного этапа развития общества, а с другой — степень отставания Украины от развитых стран в области регулирования отношений по использованию объектов интеллектуальной собственности.

В октябре 2017 года Кабинет Министров Украины (КМУ) постановлением № 1106 утвердил План мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации Украина — ЕС. К 2020 году было определено более 130 задач в реформировании сферы интеллектуальной собственности.

Среди главных приоритетов

1. Внедрение прозрачной двухуровневой структуры государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности — вместо существующей трехуровневой. То есть заниматься этими вопросами будет Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) как центральный орган в определении политики и контроля ее выполнения и Национальный офис (орган), который возьмет на себя функции по регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности и реализации политики государства в сфере интеллектуальной собственности.

2. Реорганизация системы коллективного управления имущественными правами, авторскими и смежными правами.

3. Гармонизация законодательства с европейскими нормами. Среди наиболее важных законопроектов (из подготовленных КМУ) необходимо выделить следующие:

— «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования правовой охраны географических указаний» (рег. 6023);

— «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования правовой охраны интеллектуальной (промышленной) собственности» (рег. 5699);

— «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение прав в сфере интеллектуальной собственности и защиты этих прав» (опубликован для общественного обсуждения);

— «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования правовой охраны изобретений (полезных моделей)» (рег. 7538);

— «О национальной системе охраны интеллектуальной собственности в Украине» (опубликован для общественного обсуждения).

В виде «бонуса» мы получили упоминание о Высшем суде по вопросам интеллектуальной собственности (IP-суд) в законопроектах о судебной реформе. И хотя такой специализированный суд не был упомянут ЕС как требование к Украине, многие европейские страны и страны бывшего СССР создали такие суды. Безусловно, наличие эффективно работающего специализированного суда не только позволит приблизиться к стандартам Европейского Союза, но и ускорит рассмотрение дел, связанных с нарушением прав на объекты ИС.

Второй фактор является очень важным в сфере бизнеса, ведь затянутость сроков судебных процессов, касающихся интеллектуальной собственности, которые часто длятся годами, убивает у многих всякое желание защищать свои права и, соответственно, инвестировать в Украину. И, наоборот, стимулирует нарушителей и способствует недобросовестной конкуренции.

Таким образом, реформа в сфере охраны интеллектуальной собственности была начата.

Что мы имеем сейчас?

Судебная реформа в 2016 году дала толчок для создания Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности в Украине с целью достижения соответствия системы защиты прав интеллектуальной собственности европейским стандартам. В сентябре 2017 года указом Президента Украины была запущена соответствующая процедура создания IP-суда.

За этот период было проведено несколько этапов конкурсного отбора и увеличено количество судей с изначально объявленных 21 до 30 человек.

К сожалению, хотя практическая работа по созданию этого суда началась значительно раньше Высшего антикоррупционного суда, в результате IP-суд отстал в этом процессе. Если Высший антикоррупционный суд реально может заработать уже летом этого года, то IP-суд — в лучшем случае в конце 2019-го.

В мае 2017 года деятельность Государственной службы интеллектуальной собственности Украины была прекращена. На данный момент функции по реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности выполняет Министерство экономического развития и торговли Украины. В середине 2018 года МЭРТ создал Национальный офис интеллектуальной собственности. Именно Национальный офис отвечает за разработку проекта Национальной стратегии развития и функционирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности.

Национальный офис решил отдать вопрос разработки стратегии внешнему подрядчику и объявил публичный тендер. Был выбран победитель конкурса.

Но в начале апреля Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) обязал Национальный офис отменить процедуру закупки услуги по разработке стратегии у общественной организации «Украинский институт будущего». 15 марта 2019 года в АМКУ была направлена жалоба ООО «Консалтинговая группа «С» о нарушении заказчиком порядка проведения процедуры закупки. Рассмотрев эти доводы, а также пояснения Национального офиса интеллектуальной собственности, постоянно действующая административная коллегия АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок приняла решение обязать Национальный офис отменить процедуру закупки.

Летом 2018 года также был создан временный орган — Совет по вопросам интеллектуальной собственности. К сожалению, существенных результатов работы этого совещательного органа пока незаметно, кроме одного шага.

Так, совсем недавно началась работа по восстановлению института государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности. Была принята Инструкция по оформлению государственными инспекторами по вопросам интеллектуальной собственности МЭРТ материалов об административных правонарушениях, и определены чиновники МЭРТ, на которых возложены функции инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности.

Вопрос, каким образом практически будет работать этот институт и почему он создается в структуре МЭРТ, а не Национального офиса, остается открытым.

Среди положительных шагов следует назвать принятие Закона Украины «О государственной поддержке кинематографии в Украине», в котором отражены эффективные способы борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в сети интернет, а также Закон Украины «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав». И хотя этот закон не смог заработать на полную, к нему уже подготовлены поправки, которые дают надежду на положительные изменения.

Системных изменений нет

Спустя почти пять лет после подписания текста Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а финальный текст документа Украина знала еще раньше, и, соответственно, были известны требования, системно ситуация в области государственного регулирования сферы интеллектуальной собственности не изменилась.

Возникает ощущение, что стратегия реформирования отрасли до сих пор отсутствует. Эпизодические всплески активности от органов власти и практические действия выглядят хаотично и не добавляют уверенности ни отечественному, ни иностранному бизнесу.

Впрочем, мы все же имеем наработки за последние годы, которые могут стать хорошим фундаментом для «прорыва» в вопросе выполнения Соглашения с ЕС в сфере интеллектуальной собственности. МЭРТ подготовлен ряд законопроектов, и мы довольно близко подошли к запуску IP-суда.

Критическим выглядит только отсутствие четкой стратегии развития отрасли. Поэтому при наличии воли государства отставание Украины в этой сфере можно преодолеть уже к концу 2019-го и получить в 2020 году систему регулирования сферы интеллектуальной собственности, максимально приближенную к европейской.

Или же Украина продолжит отставать и от стран ЕС, и от постсоветских стран, которые в большинстве уже провели реформирование отрасли, что только ухудшит инвестиционную привлекательность нашей страны.

ПОЛОСЬМАК Елена — руководитель практики интеллектуальной собственности Pravovest Law Firm, г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: