Волевой порог — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (979) » Волевой порог

Волевой порог

Рубрика Тема номера

Сегодня, когда мир становится все более открытым: мы покупаем имущество и регистрируем бизнес в разных странах, фактически живем в условиях действия «четырех свобод» (свободы перемещения товаров, услуг, лиц и капиталов), вопросы наследования остаются практически неизменными. И, как представляется, нормативное регулирование не успевает адаптироваться к запросам наследодателей. В то же время актуализируется новая иерархия в наследовании, потому как экономические интересы зачастую берут верх над семейными связями. Дискуссионным остается вопрос свободы завещания: является ли эта свобода такой же, как и любая другая, или же она должна подлежать особому контролю; воля завещателя — это воля посмертная, должны ли от нее страдать пережившие? Поиск ответов на эти вопросы уводит нас в морально-этическую сферу, которая у каждого человека своя. Мы придерживаемся позиции, что каждый человек вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, используя при этом все законные возможности.

 

Правовые отличия

Отдельное внимание следует уделить существующим отличиям в правовых системах и способах их преодоления. В континентальном праве, например, существует такой институт, как обязательная доля в наследстве, что ограничивает наследодателя в свободе выбора передачи имущества другим лицам. В то же время в странах common law данный правовой институт отсутствует. Существенно отличается и круг лиц, имеющих право на наследование по закону, и размер их долей. В частности, в ряде европейских стран супруг не относится к числу наследников первой очереди. Право наследования пережившего супруга исключается, если на момент смерти наследодателя существовали условия для расторжения брака либо одним из супругов было подано заявление о расторжении брака. Наследниками первой очереди являются исключительно дети наследодателя, а его родители, братья или сестры относятся к наследникам второй очереди.

В нашей стране, как известно, наследование возможно как по завещанию, так и по закону. Но при этом статей 1241 Гражданского кодекса (ГК) Украины установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение обязательной доли в наследстве — половины причитающегося им по закону. В то же время суду предоставлено право на уменьшение размера обязательной доли в наследстве, что зачастую и происходит. Суд также учитывает отношения между наследником и наследодателем, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение, в том числе и имущественное положение наследника. Что касается наследования по закону, то ГК Украины предусматривает пять наследственных очередей (в случае отсутствия завещания либо признания его недействительным). Так, в первую очередь право на наследование по закону имеют дети наследодателя, в том числе зачатые при его жизни, переживший его супруг и родители. При этом доли всех наследников одной очереди будут равными.

Интерес, с точки зрения тенденций развития законодательства, регулирующего наследственные взаимоотношения, представляет опыт Европейского Союза, где ведется работа по созданию нормативных документов наднационального характера, объединяющих наследственно-правовые пространства. К таким документам можно отнести Регламент (ЕС) Европейского парламента и Совета № 650 /2012 «О компетенции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании европейского свидетельства о наследовании». Данный Регламент позволяет признавать решения и нотариальные акты в области наследования и предусматривает создание единого европейского свидетельства о наследстве.

 

Современные реалии

В наше время практика наследственного права получила новый виток развития. Появляются такие понятия, как инженерия в области наследования, становятся востребованными специалисты в области estate planning, обладающие специфическими профессиональными навыками. Если раньше процесс подготовки наследования заключался в написании проекта завещания, то сегодня речь идет также о структурировании имущества, выборе способа и особенностей его передачи. Далеко не всегда эти вопросы можно решить в рамках одного лишь наследственного законодательства, тем более ограничиваясь одной юрисдикцией.

Дальновидные люди озадачиваются вопросом распоряжения своим имуществом и наследования за много десятилетий до того, как физически покидают этот мир. Мотивы их выбора в пользу того или иного наследника могут быть абсолютно разными и порою даже неочевидными на момент планирования. Например, условием наследования может быть получение детьми определенного образования, их личные склонности и интересы и т.д.

С целью реализации своей воли наилучшим образом наследодатель может воспользоваться инструментами, выходящими за рамки наследственного права. Широкие возможности в этом плане предоставляет структурирование бизнеса посредством разных юрисдикций, в том числе с использованием частных инвестиционных фондов и трастовых структур. Идеальный вариант, если предполагается передать имущество нескольким наследникам, представляет структурирование их долей по отдельности.

Мы рекомендуем оставлять в украинской юрисдикции только те объекты, которые физически находятся здесь, а право собственности так или иначе максимально выводить в юрисдикции, удобные для структурирования и управления бизнесом и дальнейшего наследования. Интересные возможности открываются при регистрации инвестфонда или траста в Лихтенштейне, Люксембурге или Панаме (с оговоркой о токсичности этой юрисдикции в свете недавнего «панамагейта»). Стоит обратить внимание и на Словакию с ее нулевым налогообложением как входящих, так и выходящих дивидендов.

В контексте налогообложения наследства следует помнить, что номинальная стоимость корпоративных прав — объекта наследования — не связана с реальной стоимостью активов, то есть налоговые отчисления даже в государствах с высокой ставкой (Украина, к слову, к таким не относится) будут не столь существенны.

При использовании трастовой схемы наследование в привычном нам понимании не наступает. Условия передачи корпоративных прав, вхождения в управление трастом новых лиц (наследников) или смены выгодоприобретателей по трастовому договору, как правило, регулируется приложением к такому договору. И эта смена фактически не регулируется наследственным правом. Речь по сути идет о прижизненной воле человека, условии трастового договора с отсроченным моментом начала действия. А права и обязанности сторон по договору не рассматриваются украинским законодательством как объект наследования.

Трастовые договоры обеспечивают и определенную конфиденциальность — о существовании такого договора и приложений к нему будут извещены лишь четко указанные лица, а «нежелательные» наследники могут и не знать, что есть определенные активы, которые могли бы наследоваться.

Важной спецификой траста в контексте наследственных правоотношений является отсутствие установленного срока для принятия наследства (если иное не предусмотрено в самом договоре). Кроме всего прочего это позволяет избежать достаточно распространенных ситуаций, когда смерть собственника может на длительное время парализовать даже качественный актив и уничтожить очень серьезный бизнес. В случае структурирования посредством системы юридических лиц текущая деятельность не прерывается, смена собственников корпоративных прав происходит через несколько ступеней, по заранее определенному алгоритму. Временного провала нет. Об этом стоит помнить, даже если наследодатель не преследует цель распорядиться своим имуществом, игнорируя обязательные законодательные требования.

 

БУЯЛО Константин — партнер АО Officium, международный адвокат в Словацкой Республике, г. Киев,

ДЖАФАРОВА Валерия — начальник Управления Госгеокадастра г. Луганска, эксперт в сфере регистрации права собственности и иных вещных прав, г. Северодонецк

 


Комментарии

Защита от кредиторов

Татьяна ИВАНОВИЧ,

советник, адвокат, руководитель практики частных клиентов АО «Спенсер и Кауфманн»

Структурирование бизнеса с использованием трастов или частных фондов как верхней структуры иностранного холдинга, безусловно, можно назвать наиболее эффективным механизмом преемственности бизнеса. Данные структуры позволяют максимально защитить имущественные интересы наследников бизнеса от недружественных действий третьих лиц в отношении группы в целом или их имущественных интересов. Как правило, такими третьими лицами выступают кредиторы, бизнес-партнеры и экс-супруги.

В случае, если данным кругом лиц будет доказано в будущем, что на момент учреждения траста/фонда сеттлору было известно о возможных реальных претензиях кредиторов, то существует риск того, что по решению местного суда можно будет обратить взыскание на имущество, переданное в траст/фонд. Необходимо будет также доказать, что цель учреждения траста/фонда заключалась в сокрытии активов от кредиторов, а не в планировании наследства.

 

Не оставлять на самотек

Оксана КРЫЖАНОВСКАЯ,

адвокат, партнер МЮК ALEXANDROV & PARTNERS

При структурировании бизнеса в первую очередь следует учитывать пластичность законодательства юрисдикции, где регистрируется холдинговая структура, и удобство в управлении такой компанией. Далее на выбор юрисдикции повлияют цели структурирования бизнеса.

Вопросы наследования бизнеса всегда были актуальными для предусмотрительных предпринимателей. Мы рекомендуем решение данных вопросов никогда не оставлять на самотек, а максимально их урегулировать и гарантировать переход имущества в нужные руки в случае смерти собственника. Безусловно, при структурировании бизнеса нужно учитывать особенности национальных законодательств стран, где зарегистрированы холдинговые компании, особенно если в группе собственники не являются официальными акционерами. При бенефициарном владении вопросы наследования должны быть решены в трастовом соглашении с доверенными агентами.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Заполнить норму

В фокусе: патенты

Определить эквивалентность

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается усилить значение правовых позиций ВСУ

В первом чтении принят законопроект КМУ о рынке электроэнергии

За основу принят Закон о кибербезопасности

Государство и юристы

Провести в порядок

Документы и аналитика

Дело части

Позиция нравов

Неделя права

Глобальный вопрос

Новая вакансия во ВСЮ

Установить защиту

Неделя права

Новости из-за рубежа

Условно осужденные могут выезжать из страны

Иски против антикризисных мер

Штраф за близкие отношения с клиентами

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» представила интересы страховой компании «УНИКА» в агростраховом споре

Interlegal консультирует по вопросам налогового и валютного законодательства

МЮФ Baker & McKenzie сопровождала продажу ТЦ «Пирамида»

Pavlenko Legal Group защитила интересы страховой компании

ЮФ Sayenko Kharenko — советник ЕБРР в связи с предоставлением кредита украинскому агрохолдингу

Отрасли практики

Паразительное сходство

В худших экстрадициях

Льготный состав

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Anti-Corruption and Compliance

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Самое важное

Настойчивое выражение

Сила доли

НДФЛ на визитные карточки

Судебная практика

Комиссия невыполнима

Возврат предоплаты из СЭА НДС

Утерянное время

Дополнительные расходы

Судебная практика

Судебные решения

Об ответственности работников за перерасход топлива

Судебная практика

Неформальный подход

Лицо медиатора в законопроекте

Судебная реформа

С примесью медиа

Ставить на кадры

Болевое крещение

Тема номера

Наследный принцип

Причинно-наследственная связь

Волевой порог

Частная практика

Социальный пакет

Інші новини

PRAVO.UA