На протяжении полугода не сходит с уст налогоплательщиков, юристов и представителей налоговых органов дискуссия о новом порядке трансфертного ценообразования. И хотя Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» вступил в силу более двух месяцев назад, спорных вопросов остается великое множество.
Несмотря на то что данный документ разрабатывался при тесном сотрудничестве с общественностью, он все же требует дополнительных уточнений и разъяснений по порядку применения.
К тому же полноценное применение Закона сегодня невозможно ввиду отсутствия ряда дополнительных нормативных актов, утвержденных КМУ, которые должны регулировать порядок его практического применения.
Впрочем, Министерство доходов и сборов Украины неоднократно заявляло, что в этом направлении ведется работа. В частности, был подготовлен ряд постановлений, которые уже были приняты Кабинетом Министров Украины и вступили в силу.
Речь идет о Порядке согласования цен в контролируемых внешнеэкономических операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющие двухсторонний или многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования, и Порядке расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности для целей трансфертного ценообразования. Данные нормативные акты были утверждены постановлениями Кабинета Министров от 17 октября и, как говорилось ранее, вступили в законную силу.
Напомним, что Закон предполагает пять методов определения цен с целью налогообложения доходов (прибыли, выручки) плательщиков налогов, которые являются сторонами контролируемой операции. В то же время для применения таких методов должен быть установлен рыночный диапазон цен и рыночный диапазон рентабельности.
Утвержденный КМУ порядок предполагает, что для определения рыночного диапазона цен используется выборка цен сопоставимых операций, упорядоченная по возрастанию. Каждому значению выборки, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. Если выборка содержит два и более одинаковых значения, в нее включаются все значения. В выборку не включается цена контролируемой операции. Таким же образом будет определяться и рыночный диапазон рентабельности.
Приведены формулы, по которым определяется минимальное и максимальное значения рыночного диапазона цен, а также рыночного диапазона рентабельности.
Кроме того, во время использования метода сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) рыночный диапазон цен применяется с учетом подпунктов 39.3.3.6—39.3.3.9 подпункта 39.3.3 пункта 39.3 статьи 39 Налогового кодекса Украины.
В частности, если цена, установленная во время осуществления контролируемой операции, находится в рамках рыночного диапазона цен, для целей налогообложения определяется, что такая цена соответствует обычной цене.
Достоверность же значений выборки цен и выборки показателей рентабельности обеспечивается совместным корректированием коммерческих или финансовых условий или результатов таких операций налогоплательщиком и Министерством на основании анализа их элементов.
При применении рыночного диапазона рентабельности в зависимости от метода, по которому определяется цена контролируемой операции, используются соответствующие финансовые показатели, предусмотренные Налоговым кодексом Украины.
Вместе с тем нормативный акт предполагает, что методические рекомендации о порядке и особенностях применения рыночного диапазона цен и рентабельности для каждого из установленных Законом методов должны быть разработаны Министерством доходов и сборов Украины.
Отметим, что немногим ранее Кабинет Министров Украины принял постановление, которым утвержден процентный диапазон цен для некоторых товарных позиций в соответствии с Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности для целей трансфертного ценообразования.
Право предварительного согласования цены контролируемых операций имеют крупные плательщики налогов. Однако эксперты отмечают, что эта процедура с одной стороны необходимая, а с другой — весьма длительная и хлопотная.
В то же время в утвержденном Кабинетом Министров Украины Порядке согласования цен в контролируемых внешнеэкономических операциях прописаны механизм и сроки такого согласования.
В частности, такая процедура может затянуться почти на год, в лучшем случае займет месяцев семь. Миндоходов на протяжении 60 календарных дней обязано уведомить налогоплательщика, обратившегося с предложением о предварительном рассмотрении вопроса о проведении процедуры согласования цен, о целесообразности подачи заявления о согласовании цен. Причем это является не обязанностью налогоплательщика, а всего лишь его правом.
В свою очередь решение о поданном плательщиком налогов заявлении принимается на протяжении шести месяцев с даты его получения. В случае принятия решения о продлении срока проведения процедуры согласования цен такой срок может быть продлен не более чем на три месяца.
По результатам рассмотрения заявления рабочей группой, созданной Миндоходов, устанавливается порядок привлечения государственного органа, уполномоченного взимать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона контролируемой внешнеэкономической операции, согласно международному договору (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и таким государством.
С целью ускорения проведения процедуры согласования цен сторона контролируемой внешнеэкономической операции — нерезидент может начать соответствующую процедуру с государственным органом, уполномоченным взыскивать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является.
Информацию о начатой процедуре плательщик предоставляет в Министерство доходов и сборов вместе с копиями соответствующих обращений и полученных ответов (в случае наличия) и их переводом на украинский язык.
Отметим, что данный документ предусматривает совместное обсуждение вопроса о порядке определения цен контролируемых внешнеэкономических операций членами рабочей группы, созданной Миндоходов, и налогоплательщиком.
Устанавливается также перечень необходимых документов и требования к ним. Кроме того, у налогоплательщика есть право отзыва заявления после его направления, если по любым причинам он принимает решение о нецелесообразности проведения такого согласования.
Этим же постановлением КМУ признано утратившим силу постановление «Об утверждении Порядка заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения» от 22 августа 2012 года № 787.
Скорее всего, в ближайшее время будет принят еще целый ряд нормативных актов, разработанных министерством, среди которых — Перечень специализированных коммерческих изданий, Перечень источников информации о рыночных ценах и пр. Также составляется перечень стран, в которых ставка налога на прибыль на 5 % ниже украинской. Кроме того, разработан законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно использования понятия «обычная цена»)», поскольку это одна из множества дефиниций, которая, как заявляли эксперты, требовала уточнений.
Впрочем, как показывает практика, в последующем к Закону будет разработан еще целый ряд нормативных актов и, по всей вероятности, даны разъяснения, а сам Закон претерпит многочисленные изменения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…