Воентолк — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (1073) » Воентолк

Воентолк

Парламентарии сочли, что Украине нужно вернуть военные суды, предложив два разных законодательных сценария их создания и деятельности

После того как в 2010 году в рамках проведения очередной кампании по судебному реформированию в Украине были ликвидированы военные суды, законодатели периодически реанимируют вопрос необходимости возвращения этого института. Особую актуальность и остроту этот вопрос приобрел после событий 2014-го. Так, уже в 2015 году на рассмотрение Верховной Рады Украины поступили две законодательные инициативы, направленные на восстановление системы военных судов — проекты № 1896 и № 2557, но политической воли для их принятия в здании под куполом не было: оба законопроекта впоследствии были сняты с рассмотрения. Но, похоже, в последнее время политические настроения в этой части изменились: осенью прошлого года в ходе проведения торжественной церемонии принятия присяги судьями нового Верховного Суда идея создания в нашей стране военного суда была озвучена главой государства. А не так давно на рассмотрение парламента поступили сразу два законодательных сценария создания и деятельности таких специализированных инстанций, подробнее о них мы расскажем далее.

 

Основной канон

Вариант первый — основной законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно военных судов» (проект № 8392), инициированный народным депутатом Украины Виталием Куприем.Этой инициативой предложено предусмотреть в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон) следующую модель иерархии военных судов: военные суды гарнизонов (суды первой инстанции), Апелляционный военный суд в г. Киеве (вторая инстанция), военная судебная палата Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда (КУС в составе ВС) — кассационная инстанция. Правда, к предложенной формуле организации работы таких инстанций есть ряд вопросов. Во-первых, не совсем понятно, как будет разграничиваться предметная подсудность местных и военных судов, поскольку в части 1 статьи 18 Закона, регулирующей вопрос специализации судов, в предложенной проектом № 8392 редакции, прописывается, что, цитируем, «военные суды рассматривают уголовные и административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях, установленных законом». Во-вторых, не ясно, как именно будет называться вторая инстанция: в изменениях к части 2 статьи 26 Закона идет речь об апелляционном военном суде в г. Киеве, при этом в положениях статьи 20 упоминается «военный апелляционный суд».

Другими сопутствующими изменениями в профильный судейский закон предусмотрено новое основание для создания или ликвидации суда (изменения к части 4 статьи 19 Закона) — передислокация войск или реорганизация Вооруженных Сил Украины и других военных формирований. Председатель и заместитель председателя военного суда гарнизона, председатель и заместитель председателя соответствующей апелляционной инстанции, как устанавливается проектом № 8392, избираются в общем порядке — на собрании судей соответствующего суда. В отличие от общих правил, установленных для избрания судей на административные должности (в суде, количество судей в котором превышает десять человек, может быть избран один заместитель председателя, а там, где работают более 30 судей, — максимум два заместителя председателя), в военном суде гарнизона избирается один заместитель председателя суда независимо от количества судей.

Назначение на должность судьи военного суда должно осуществляться в порядке, установленном Конституцией Украины и профильным судейским законом, но к кандидатам на эту должность выдвигается дополнительное требование: соискатель должен находиться на военной службе (в резерве) или в запасе и иметь воинское звание офицерского состава. Особенность статуса «военного» судьи независимо от уровня инстанции, в которой он работает, в том, что он находится на военной службе и входит в штатную численность Вооруженных Сил Украины. Судьи в погонах, кроме осуществления правосудия, не могут привлекаться к исполнению других обязанностей военной службы, порядок их увольнения с военной службы, а также алгоритм присвоения им воинских званий, как предписывается автором законопроекта, определяются законом.

Коррективы подразумеваются и в разделе XII «Заключительные и переходные положения» Закона, который предлагается дополнить новыми нормами. Так, Президенту Украины рекомендуется внести в парламент проект закона о создании до 31 декабря 2018 года военных судов гарнизонов и апелляционного военного суда в г. Киеве в количестве и порядке, определенных в соответствии со статьей 19 Закона. Правда, не понятно, о скольких именно специализированных первых инстанциях идет речь, поскольку их количество в указанной отсылочной норме не установлено. При этом в новом пункте 50 раздела XII Закона отдельно прописывается необходимость создания в КУС в составе ВС до конца этого года военной судебной палаты в соответствии с изменениями, внесенными в часть 7 статьи 37 Закона.

 

Альтернативное продолжение

Альтернативный законодательный сценарий возвращения института военных судов (проект № 8392-1) был предложен секретарем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Иваном Винником. Причем к созданию соответствующей законодательной инициативы, как свидетельствуют сопроводительные документы к проекту, присоединились и представители судебной власти: судья Верховного Суда Украины Александр Волков и судья Шевченковского районного суда г. Киева Евгений Сидоров.

Альтернативная версия «реанимации» системы военных судов, в отличие от основной, более аргументированная. По крайней мере в пояснительной записке к проекту № 8392-1 содержатся статистические данные, свидетельствующие о том, насколько распространены в Украине дела соответствующей категории. Так, согласно приведенным в пояснительной записке данным, следователями военных прокуратур Генеральной прокуратуры Украины в течение 2015—2016 годов было направлено в суд 7823 обвинительных акта, 70 ходатайств об освобождении от уголовной ответственности и семь ходатайств о применении принудительных мер медицинского характера. По результатам расследования уголовных производств по факту совершения преступлений против установленного порядка несения военной службы (военные преступления) за указанный период направлено в суд 6810 обвинительных актов и 37 ходатайств об освобождении от уголовной ответственности.

Проектом закона № 8392-1 предусматривается, что военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, созданных в соответствии с законом, и специализируются на рассмотрении уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях, отнесенных к их подсудности (изменение положений статьи 21 Закона). При этом законодательное правило о необходимости проводить судебные заседания только в надлежащем помещении обители Фемиды для таких судов не действует. В новой части 9, которой предлагается дополнить статью 11 Закона, устанавливается, что судебные заседания по уголовным производствам, подсудным военным судам могут проводиться вне помещения соответствующего военного суда (выездные судебные заседания) при условии обеспечения сторонам возможности реализовать предоставленные им процессуальные права и исполнить процессуальные обязанности.

Организационная модель нового-старого института следующая. В систему военных судов будут входить военные местные суды и Высший военный суд, который является специализированным апелляционным судом относительно дел, рассмотренных военными судами, и судом первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел. А для апелляционного пересмотра дел, рассмотренных Высшим военным судом по первой инстанции, в КУС в составе ВС создается военная судебная палата. Причем только для судей Высшего военного суда предложено установить особые требования. Таким судьей может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в Высшем военном суде, а также соответствующее одному из следующих условий: имеет стаж работы на должности судьи военного суда или судьи общего суда не менее пяти лет; имеет юридический стаж, приобретенный во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Украины, других военных формированиях, созданных в соответствии с законом на должностях офицерского состава не менее десяти лет; имеет соответствующий совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) по меньшей мере семь лет.

Особенность статуса военного судьи предложено регламентировать в отдельной новелле — статье 521 Закона. В ней устанавливается, что судьи военных судов находятся на военной службе и входят в штатную численность Вооруженных Сил Украины. Воинские звания судьям таких судов присваиваются Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия (ВСП). Сроки и порядок присвоения воинских званий, порядок увольнения с военной службы судей будут определяться законом. Кроме того, как в основном законопроекте, так и в альтернативном, вводится табу на привлечение судей в погонах к исполнению других обязанностей военной службы кроме осуществления правосудия.

Альтернативной законодательной инициативой также предусмотрены особенности в порядке перевода судей военного суда в условиях особого периода, военного положения (осуществляется ВСП на основании представления Высшей квалификационной комиссии судей Украины по предложению председателя Высшего военного суда), применения к таким судьям дисциплинарного взыскания (вводится дополнительная санкция — представление о понижении воинского звания на одну ступень), а также в части судейского вознаграждения (судьям военных судов выплачивается оклад по воинскому званию «лейтенант юстиции» — 1 % должностного оклада судьи соответствующего суда и дополнительно по 1 % должностного оклада судьи соответствующего суда за каждое последующее воинское звание). Также автор проекта № 8392-1 предлагает обеспечить присутствие служителей Фемиды в погонах в органах судейского самоуправления, в частности в высшем — Совете судей Украины. Изменениями к положению части 2 статьи 133 Закона предусмотрено, что в состав Совета судей Украины также входит один судья от военного суда, при этом общая численность данного органа самоуправления увеличивается сразу на две позиции (за счет увеличения квоты местных общих судов с 11 до 12 человек) и составляет 33 члена Совета. 

Особенности организационного обеспечения деятельности военных судов также предложено регламентировать в отдельной норме — статье 1561 Закона, которой среди прочего предусмотрено наделить Президента Украины новым полномочием: утверждать по представлению Государственной судебной администрации Украины штаты военных судов, перечень штатных должностей военных судей, служащих аппарата военных судов и соответствующих этим должностям воинских званий в мирное время, в особый период и в условиях военного положения. Вместе с тем альтернативный законопроект предусматривает, что судьи военных судов обеспечиваются транспортом, средствами связи (в том числе специальными), средствами индивидуальной защиты, огнестрельным оружием, военным обмундированием, другим необходимым военным имуществом Министерством обороны Украины за счет средств государственного бюджета Украины, предназначенных на содержание судов.

Правда, такие законодательные предложения явно диссонируют с задекларированным в пояснительной записке тезисом, что принятие проекта № 8392-1 не нуждается в дополнительных затратах из государственного бюджета Украины. Аналогичный оптимистический финансовый прогноз относительно возвращения института военных судов содержится и в сопроводительных документах к основному законопроекту. В пояснительной записке к проекту № 8392 отмечается, что его принятие не потребует дополнительных бюджетных расходов, поскольку, цитируем, «функционирование военных судов предусматривается на основе материально-технической базы существующих судов, а судейский корпус будет формироваться в том числе из числа действующих судей».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Новости законотворчества

Понятие «незаконное обогащение» в УК Украины хотят заменить новым термином

За несвоевременный или ненадлежащий ответ на депутатский запрос предлагают штрафовать

Государство и юристы

Рентгеновское изучение

Воентолк

Открытая уместность

Кто меньше?

Осторожно! Физлицо!

Не сдать в обиду

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Еврокомиссия и четыре торговые интернет-площадки договорились, как сделать е-коммерцию безопаснее

В США запретили разъединять семьи, которые незаконно въехали в страну

Европейская комиссия оштрафовала Google на 2,42 млрд евро

Государство и юристы

Новости законотворчества

Благотворительные и общественные организации могут обязать обнародовать информацию о финансировании

Новости из Евросуда

Судебная практика

В реприватизации «Криворожстали» не было нарушений права собственности

ВС высказался относительно определения места проживания детей

ВС отказал экс-судье в отмене постановления Верховной Рады Украины о ее увольнении

Новости юридических фирм

Частная практика

AVELLUM консультировала Nordcurrent относительно приобретения Blam! Games Studios

Interlegal защитил права крупного судоремонтного предприятия

Asters выступает консультантом МФК относительно финансирования группы Agrofusion

Dentons консультирует Better Energy A/S и НЕФКО по вопросам строительства солнечной электростанции в Украине

Axon Partners сопровождали ICO для проекта Money Token

ЮК JUSTL стала юридическим партнером Молодежного крыла Аграрной партии Украины

Отрасли практики

Донести портфель

Стоп менеджмент

ЕСть контакт

Жить по уставу

Патентные волны

Электронный суд

Репортаж

Всему есть пробел

Самое важное

Как КЗоТ наплакал

ИС-следование

Спецпроект

Дух покорения вершин. Амбиции или целеустремленность

Судебная практика

Ужесточение правил на землю

Факторный элемент

Долга дорога

Судебная практика

Судебные решения

Подписание апелляционной жалобы не адвокатом не всегда влечет за собой отмену принятого решения

Тема номера

Международное обозрение

Пункт преследования

Следствие покажет

Остановить конвейер

Отдельный ход

Частная практика

Выходной курс

Право руля

Інші новини

PRAVO.UA