Спустя месяц с момента утверждения Верховным Советом Украины Указа исполняющего обязанности Президента Украины о частичной мобилизации тема защиты прав потенциальных защитников Родины продолжает волновать не только их самих, но и работодателей.
С одной стороны, Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения проведения мобилизации» от 27 марта 2014 года смог поставить точку в ряде вопросов. В частности, Кодекс законов о труде Украины и Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» дополнены положением о том, что сотрудникам, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы, должности и среднего заработка (который рассчитывается согласно Порядку исчисления средней заработной платы). Но с другой — по-прежнему в действующем законодательстве остается множество неурегулированных моментов. В связи с этим на рассмотрение парламента подано несколько законопроектов, направленных именно на закрепление гарантий мобилизованных лиц.
Так, проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно гарантий для работников на время исполнения обязанностей в связи с мобилизацией) № 4670 предлагает не только обеспечить защиту прав таких работников, но и урегулировать вопрос возвращения на государственную службу и службу в органах местного самоуправления лиц, привлеченных на время исполнения обязанностей по мобилизации.
Кодекс законов о труде дополняется новой нормой, согласно которой после увольнения с военной службы таким работникам предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии — другая равноценная работа на том же или с согласия работника на другом предприятии, в учреждении, организации (ее правопреемнике).
Предусматривается, что принятие на службу государственных служащих осуществляется без конкурсного отбора на сохраненную должность или, как исключение, на равнозначную должность. Кроме того, в отношении таких лиц не будет проводиться и специальная проверка, установленная Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (Закон). Именно об этом идет речь в соответствующих изменениях к данному законодательному акту. Так, в новой редакции предложено изложить часть 1 статьи 11 Закона, согласно которой специальная проверка не проводится в отношении кандидата, который занимает должность в государственном органе, органе местного самоуправления и назначается в порядке перевода на должность в другом государственном органе, органе местного самоуправления, а также в отношении лиц, которые принимаются (возвращаются) на государственную службу и службу в органы местного самоуправления после прохождения ими военной службы в связи с мобилизацией. К слову, в этот нормативный акт в ближайшее время также предлагается внести целый ряд изменений в части усовершенствования механизма борьбы с коррупцией.
Подобные гарантии возвращения на прежнее место работы предлагается предоставить и служащим в органах местного самоуправления. Более того, гарантируется сохранение прежней работы и за депутатом местного совета, который работал в совете на постоянной основе и был призван на военную службу по призыву в связи с мобилизацией.
В целом авторы отмечают, что принятие данного законопроекта даст возможность не только урегулировать правоотношения по возвращении на службу мобилизованных лиц, но и защитить их конституционное право на труд в целом.
В то же время остался неурегулированным вопрос гарантий для представителей бизнеса, в частности для физических лиц — предпринимателей. У таких лиц сегодня возникает множество вопросов по уплате налогов, выплат по кредитам и т.п.
Гарантии для этой категории лиц предлагается закрепить в очередном законопроекте № 4710, поданном на рассмотрение парламента 15 апреля с. г.
Документом рекомендуется внести изменения в ряд законодательных актов, регулирующих вопросы прохождения военной службы и мобилизации, и в другие законы.
В частности, в аспекте урегулирования финансовых вопросов Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» дополняется новой нормой, согласно которой мобилизованным гражданам банками, финансовыми учреждениями предоставляется отсрочка по исполнению кредитных и ипотечных обязательств, начисление процентов, штрафов, пени, других обязательных платежей по таким обязательствам прекращается до момента демобилизации таких граждан. Более того, срок действия этих гарантий продлевается на весь срок мобилизации.
В свою очередь Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» дополняется положением, которым предусматривается закрепление гарантий непосредственно для физических лиц — предпринимателей. Так, помимо сохранения за ними государственной регистрации, в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности во время мобилизации начисление налогов и сборов не осуществляется. В то же время, кроме прочих выплат, им дополнительно начисляется минимальная заработная плата.
Также не оставили авторы без внимания и вопрос о проведении специальных проверок — решить его рекомендовано путем внесения соответствующих изменений в КЗоТ Украины.
Предусмотрев гарантии, инициатор законопроекта учел также и ответственность таких лиц. В новой редакции предлагается изложить статью 336 Уголовного кодекса Украины. Отметим, что в действующей редакции Кодекса предусматривается наказание лишь за уклонение от призыва по мобилизации в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет. В новом варианте предлагается также установить ответственность за уклонение от призыва по мобилизации, ненадлежащее исполнение военно-транспортной обязанности (уклонение, невыполнение) руководителями предприятий. Хотя, по сути, к гарантиям военнообязанных лиц данную норму отнести весьма сложно.
Отметим, что этот нормативный акт, по задумке авторов, распространяется в том числе на лиц, которые были призваны в ряды Вооруженных Сил и Национальной гвардии с начала проведения мобилизации 2014 года. Собственно, в Заключительных положениях предполагается расширить действие закона на лиц, которые были призваны на военную службу по призыву по мобилизации до момента вступления его в силу.
Таким образом, анализ этих документов показал, что на законодательном уровне сегодня действительно не урегулировано множество вопросов в этой сфере. И если первый законопроект охватывает лишь особенности возвращения на работу (службу) лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, то вторым документом в большей степени закрепляются экономические и социальные гарантии военнослужащих, призванных в ряды Вооруженных Сил и Национальной гвардии во время мобилизации, на особый период.
В заключение отметим, что еще ряд законопроектов также предусматривают обеспечение социальных, трудовых и других материальных гарантий мобилизованным лицам на период их пребывания на военной службе, и, вероятнее всего, парламентариям предстоит либо доработать один из документов с учетом всех аспектов, либо принять несколько уже зарегистрированных законопроектов, закрепляющих разные по сути гарантии для таких лиц.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…