Отныне принципы государственной внешней и внутренней политики Украины определены на уровне закона. С 20 июля с.г. вступил в силу Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики» (Закон), и утратило силу постановление Верховного Совета Украины от 2 июля 1993 года «Об основных направлениях внешней политики Украины». Принципы внутренней политики ранее парламентом определялись в отдельных законах.
Большинство положений Закона если не звучат утопическими, то являются очевидными для правового государства.
Начинается все с тех норм, которые гласят, что основы внутренней и внешней политики базируются на безусловном соблюдении Конституции Украины, обеспечении верховенства права, утверждении демократических начал общественной и государственной жизни. На фоне событий в государстве, процедуры и содержания принимаемых законов на это остается надеяться.
Далее, в сфере государственного строительства основными принципами называются, в том числе, «развитие демократии путем… осуществления парламентского контроля», совершенствование системы проведения выборов (вспоминаются экспертные оценки Закона Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей»), обеспечение справедливого и доступного судопроизводства и соблюдения международных стандартов независимости судей (о Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» «ЮП» писала неоднократно).
Отметим отдельные принципы внутренней политики в сфере формирования институтов гражданского общества — проведение регулярных (!) консультаций с общественностью по важным вопросам жизни общества и государства и проведение всеукраинских и местных референдумов — если говорить об обсуждениях, когда все рациональные мысли, не совпадающие с мнением разработчиков, пропускаются мимо ушей, то такие и сегодня проводятся. Но назвать их обсуждением, которое имеет реальные последствия, нельзя.
В экономической сфере основными принципами внутренней политики определены, например, осуществление стабильной, рациональной и справедливой налоговой политики, которая предусматривает снижение налогового бремя на экономику и расширение базы налогообложения, что переводится не иначе чем: «налоги предполагаются ниже, но их будет больше». Другим принципом в этой сфере определено «внедрение европейских подходов в сфере делегирования функций государства субъектам хозяйствования». Если в практике действительно будет европейская модель — обеспеченные контракты с выбранными на конкурсных началах предприятиями, обоснованные цены для граждан, это, безусловно, позитивное и перспективное направление — государству не надо будут содержать органы, а предприятия еще и будут налоги платить со своей прибыли. Но не окажется ли, что речь идет об узаконивании различных ООО, которые принадлежат людям, приближенным к руководству того или иного государственного органа?
В социальной сфере планируют: стимулировать возвращение на Украину трудовых мигрантов (сомнительно, что, прожив несколько лет, например, в Португалии, кто-то решится вернуться, чтобы трудиться в аграрном секторе или в шахте); совершенствовать систему пенсионного обеспечения и стимулировать развитие негосударственного пенсионного страхования (это, пожалуй, объясняет повышение пенсионного возраста).
Опять же о наличии бизнес-интересов политиков в страховом сегменте свидетельствует желание в рамках улучшения гуманитарной сферы развивать страховую медицину, в частности, путем внедрения общеобязательного государственного медицинского страхования. То есть к отчислениям с заработной платы, помимо отчислений в фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности, добавится еще и взнос на медицинское страхование?
Что же касается внешней политики Украины, Закон констатирует внеблоковый статус государства, готового к продуктивному и конструктивному сотрудничеству как с отдельными странами, так и с международными организациями. При этом четко устанавливается цель интеграции в Европейский Союз.
Одним из принципов внешней политики Украины является предупреждение конфликтов в приграничных регионах и урегулирование существующих конфликтов, а также обеспечение интересов и защиты интересов граждан и юридических лиц Украины за границей. При этом, согласно принципам внутренней политики, применение Вооруженных Сил Украины допускается исключительно в случаях вооруженной агрессии против Украины или посягательства на ее территориальную целостность (не обязательно внешней) и неприкосновенность границ, в борьбе с международным терроризмом или пиратством. То есть бороться с опасностью Украина планирует, прежде всего, мирными методами, включая применение международных санкций, контрмер и средств дипломатической защиты.
За реализацию указанных основ отвечают все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления, а также принимают участие политические партии и общественные организации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…