Вместо одного органа хотят три! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (473) » Вместо одного органа хотят три!

Вместо одного органа хотят три!

Одним из обязательств Украины перед Советом Европы, принятых еще в 1995 году, является реформирование сис­темы досудебного следствия на Украине, в первую очередь передача функций следствия от прокуратуры специализированным органам. Аналогичные требования закреплены в пункте 9 Переходных положений Конституции Украины. Но воз и ныне там. Несмотря на многочисленные попытки, как-то: создание единого следственного органа (Национального бюро расследований), частичной передачи следственных функций от прокуратуры к Министерству внутренних дел, эти обязательства так и не были претворены в жизнь. Очередной проект реформирования национального следствия разработан в стенах парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. В Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект «О системе досудебного следствия на Украине» (Законопроект), внесенный народными депутатами Святославом Олейником, Владимиром Малышевым и Сергеем Гусаровым. В отличие от предыдущих проектов реформирования системы следствия, в данном акте авторы отошли от закрепленной Концепцией судебно-правовой реформы на Украине (утвержденной постановлением Верховного Совета Украины от 28 апреля 1992 года) идеи создания единого следственного органа и предлагают сохранить ведомственную разобщенность следственных органов, мотивируя это тем, что сосредоточение следственных подразделений в структуре нескольких правоохранительных органов соответствует национальным процессуальным традициям, наработанной практике и прошло проверку временем.

Предложенное реформирование сис­темы следственных органов на Украине носит скорее переходный характер с перспективой создания единого следственного органа. Такая модель позволит относительно безболезненно и без потери качества расследования реформировать систему следственных органов и таким образом исполнить требования Конституции Украины. Кроме того, столь радикальная реформа, как создание единого следственного органа, требует значительных материальных затрат, к чему Украина, как всегда, не готова.

Система и полномочия следственных органов

Согласно Законопроекту, систему следствия на Украине составят следственные органы Службы безопасности Украины (СБУ), Министерства внутренних дел (МВД) и Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины (ВСП). Соответственно, предлагается ликвидировать следственные подразделения в органах прокуратуры и налоговой милиции, а расследуемые ими категории дел передать в подследственность вышеуказанных органов. Однако отметим, что в настоящее время Военная служба правопорядка в Вооруженных силах Украины не имеет полномочий проводить следственные действия, и следственные органы в этом ведомстве будут сформированы, скорее всего, за счет соответствующих подразделений военных прокуратур.

При этом перечень дел, подследственных СБУ, планируется оставить без изменений, в подследственность ВСП предлагается передать расследование преступ­лений, предусмотренных Разделом XIX Уголовного кодекса Украины (воинские преступления), а также по всем делам о преступлениях, совершенных военнослу­жащими, военнообязанными в период сборов, работниками Вооруженных сил при исполнении ими служебных обязанностей, а также на военных объектах. Все остальные преступления будут расследоваться следователями органов МВД. Кроме того, перечень дел, следствие по которым проводит орган, возбудивший уголовное дело, предлагается дополнить такими преступлениями, как захват заложников, легализация (отмывание) денежных средств, создание незаконных военизированных или вооруженных формирований, а также преступлениями в сфере хозяйственной деятельности.

Статус следователя

Согласно Законопроекту, следователь является служебным лицом, уполномоченным в рамках его компетенции проводить досудебное следствие по уголовным делам. Следователь не может занимать иную должность или заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой. Фактически в данном случае отстаивается идея профессионального следствия, создание системы, при которой следователь сможет исполнять свои обязанности наиболее эффективно. По мнению авторов Законопроекта, этого можно достичь, создав действенную систему подбора профессиональных кадров, предоставив следователю необходимые процессуальные полномочия и обеспечив его соответствующими условиями труда (как технической базой, так и материальным довольствием и социальным пакетом).

Новацией Законопроекта является установление требований к кандидатам на должность следователя. Для такого лица обязательны украинское гражданство, наличие высшего юридического образования. Кроме того, предлагается внедрить практику принятия следователя на службу только по результатам квалификационного экзамена и при наличии позитивного заключения медицинской (военно-медицинской) комиссии о том, что состояние его здоровья дает возможность исполнять полномочия следователя. Также обязательным является принесение Присяги следователя. Отказ принести Присягу является основанием для отказа в назначении на должность следователя. В свя­зи с этим предусматривается создание при центральных следственных органах соответствующих ведомств в административных единицах специальных квалификационных комиссий, на которые будут возложены обязанности приема квалификационных экзаменов и рекомендации кандидата на должность следователя.

Следователь при исполнении своих обязанностей независим в своей деятельности и руководствуется исключительно законом. Никто не может влиять на ход следствия, какие-либо предложения, указания или требования касательно результатов следствия запрещаются. Следователь не обязан предоставлять информацию или пояснения по существу расследованных им дел или дел, пребывающих у него в производстве, кроме случаев, предусмотренных законом. В частности, правом истребовать уголовное дело для проверки состояния следствия, изучения и даче по нему указаний обладают прокурор и начальник следственного подразделения.

Согласно Законопроекту, следственные органы создадут собственную вертикальную структуру в рамках соответствующих ведомств. Например, в системе органов МВД следственные отделы будут выведены из подчинения начальников территориальных управлений МВД и будут подчиняться только вышестоящему следственному органу. Также предлагается принять положение, согласно которому следователь не может привлекаться к иной деятельности, не связанной с расследованием уголовных дел или проверкой заявлений и сообщений о преступлениях.

Особое внимание авторы Законопроекта уделяют процессуальной возможнос­ти доступа следователя к информации. В частности, при исполнении служебных полномочий следователь будет иметь право беспрепятственного входа в помещения и на территорию органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, и безотлагательного приема руководителями и другими служебными лицами указанных учреждений. Также предусматривается право следователя требовать предоставить ему необходимые для исполнения служебных полномочий сведения и документы. Причем указанная информация должна предоставляться беспрепятственно, безотлагательно и бесплатно.

Материальное обеспечение и социальные гарантии

Не менее подробно Законопроект предлагает установить особенности материально-социального обеспечения следователей. Авторы законопроекта попытались урегулировать ситуацию, сложившуюся с оттоком профессиональных кадров из следственных органов, вполне резонно предположив, что одним из решающих факторов является материальное обеспечение. В связи с этим в тексте Законопроекта появилась следующая норма: «Заработная плата должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого и добросовестного исполнения служебных обязанностей (обязанностей воинской службы), а также закрепления квалифицированных кадров в органах досудебного следствия». Предлагается установить специальные надбавки за работу на должности следователя в зависимости от стажа такой работы. При этом для следователей устанавливается сокращенный трудовой стаж — 20 лет. Следователи, которые продолжают работать после достижения стажа, дающего право выхода на пенсию, дополнительно к заработку смогут получать также и 100 % пенсионного обеспечения.

Очень много внимания уделяется обес­печению следователей жильем. В частнос­ти, следователь имеет право после трехлетнего стажа работы (службы) в следственных органах вне очереди получить жилье. При переводе следователя в другую местность жилье ему предоставляется в шестимесячный срок. В случае невозможности предоставить служебное помещение ведомства, в которых работают следователи, обязаны арендовать жилье для обеспечения им следователя и членов его семьи или, по желанию следователя, выплачивать ему компенсацию за наем жилого помещения.

Таким образом, авторы законопроекта предложили компромиссный вариант разрешения ситуации, в которой оказалась система следствия на Украине, но предложенная модель сможет эффективно работать только после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, внесения изменений в Закон Украины «О прокуратуре» и ряд других законодательных актов. Очевидно, что работа над этими законопроектами должна вестись комплексно с целью создания эффективной и непротиворечивой системы уголовного производства на Украине, неотъемлемой частью которого является система досудебного следствия.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Вместо одного органа хотят три!

Деловая практика

Конкурсы для рейтингов

Законодательная практика

Рассмотрим закон «о законах»…

Зарубежная практика

Всемирная турорганизация

Защищенная «персоналка»

Комментарии и аналитика

Спорная юрисдикция

Взыскать с юрлица по «чужим» долгам

Мировое соглашение в хозпроцессе

Неделя права

Парковщиков — к ответу!

В МВД грядут пертурбации

«Трансграничное» взыскание

Судебная реформа по-грузински

Реестр событий

Гостайну — военным судам!

Вот такой я загадочный...

Разбор полетов…

Закон вопреки воле Президента

Судебная практика

Оригинальность восторжествовала!

Судебные решения

О соблюдении авторских прав при проведении гастролей

Об аспектах защиты смежных прав

Законная реклама с точки зрения защиты интеллектуальной собственности

О применении регистратора расчетных операций и расчетной книжки в сфере туризма

О праве пользования культовыми зданиями

Тема номера

Неоднозначные полномочия суда

Процессуальный «тупик» обжалования

Частная практика

Делу — время, потехе — час

Юридический форум

Баланс интересов акционеров

Новый год — новые вопросы

Інші новини

PRAVO.UA