Вложить в устав — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (1060) » Вложить в устав

Вложить в устав

Вопрос создания дисциплинарных уставов для Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Национальной полиции Украины в здании под куполом обсуждается еще с 2016 года. Месяц назад, 15 марта с.г., народным депутатам удалось обновить правила применения поощрений и взысканий к стражам порядка, приняв соответствующий законопроект № 4670 во втором чтении и в целом. Свод правил, определяющий сущность служебной дисциплины, права и обязанности сотрудников НАБУ (проект № 5581), пока что ожидает своего рассмотрения. Тем временем законодатели инициировали вопрос о принятии еще одного дисциплинарного устава, на этот раз для пенитенциарной системы.

1 марта с.г. группой народных депутатов во главе с председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андреем Кожемякиным был внесен проект закона № 8083 «О Дисциплинарном уставе пенитенциарной системы». Эта законодательная инициатива — очередной шаг в реформировании пенитенциарной системы, правда, сделать его парламентарии смогут только после проведения комплексного законодательного обновления сферы исполнения наказаний — принятия парламентом законопроекта «О пенитенциарной системе» № 7337, который был зарегистрирован в Верховной Раде Украины в конце ноября 2017 года. Оба этих проекта были разработаны на базе рабочей группы профильного парламентского комитета и Министерства юстиции Украины по реформированию пенитенциарной системы.

Концепция реформирования заключается в создании на базе системы органов и учреждений исполнения наказаний пенитенциарной системы Украины. «Целью законопроекта является превращение пенитенциарной системы за минимальные временные и материальные ресурсы в систему, которая будет возвращать человека обществу, предотвращая рецидивы противоправного поведения», — декларируется в пояснительной записке к проекту № 7337.  В самом же «теле» проекта закона о пенитенциарной системе (в части 2 статьи 41) предусмотрено, что основания и порядок привлечения лиц рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы к дисциплинарной ответственности, а также применение к ним поощрений определяются Дисциплинарным уставом пенитенциарной системы, который утверждается законом.

Создавая новый порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий к сотрудникам пенитенциарной системы, законодатели решили, как говорится, не изобретать велосипед: многие предложения проекта № 8083 идентичны положениям принятого парламентом Дисциплинарного устава Национальной полиции Украины. Например, к лицам рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы за нарушение служебной дисциплины могут применять семь видов дисциплинарных взысканий, аналогичных дисциплинарным санкциям, установленным для полицейских. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в специальном звании на одну ступень, увольнение с должности, увольнение со службы.

Схожи и общие предписания двух уставов в части проведения служебных расследований и порядка формирования дисциплинарных комиссий, которые их осуществляют. Так, служебное расследование назначается по письменному приказу руководителя, которому предоставлены полномочия по применению к лицу рядового или начальствующего состава пенитенциарной системы дисциплинарного взыскания. Порядок проведения служебного расследования утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации (соответствующий алгоритм служебных расследований для полицейских устанавливается Министерством внутренних дел Украины).

Проведение служебных расследований по факту нарушения сотрудниками пенитенциарной системы служебной дисциплины, как прописывается в соответствующем проекте устава, осуществляют дисциплинарные комиссии. Эти комиссии формируются из лиц рядового и начальствующего состава и персонала пенитенциарной системы, имеющих, цитируем, «соответствующие знания и опыт, необходимые для эффективного проведения служебного расследования». В состав дисциплинарных комиссий могут также входить представители общественности, имеющие безупречную репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет. При этом табу вводится для лиц, являющихся подчиненными лица рядового или начальствующего состава пенитенциарной системы, в отношении которого назначено служебное расследование, лиц, способствовавших совершению или сокрытию дисциплинарного проступка, и лиц, заинтересованных в результатах расследования. Минимальной или предельной численности состава такого дисциплинарного органа проект устава не устанавливает. Он содержит отсылочное положение, которое гласит: порядок создания дисциплинарных комиссий и их полномочия определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации.

Будет ли при рассмотрении дисциплинарных дел относительно представителей пенитенциарной системы обеспечен принцип прозрачности, также не совсем понятно, по крайней мере императивных инструкций на этот счет не предусмотрено. В этой части проект устава содержит лишь сослагательное предписание: по решению руководителя, который назначил служебное расследование, рассмотрение дела может (!) осуществляться дисциплинарной комиссией в открытом заседании. Аналогичная формулировка содержится и в Дисциплинарном уставе Нацполиции.

По результатам проведенного служебного расследования дисциплинарная комиссия будет составлять заключение о наличии или отсутствии в действиях лица дисциплинарного проступка и оснований для его привлечения к дисциплинарной ответственности. О применении дисциплинарного взыскания издается приказ соответствующим руководителем, содержание которого объявляется личному составу органа и учреждения пенитенциарной системы, если речь не идет о дисциплинарном взыскании лица начальствующего состава пенитенциарной системы: в этом случае афишировать дисциплинарную санкцию в присутствии подчиненных запрещено.

Дисциплинарное взыскание должно применяться в течение одного месяца со дня установления факта дисциплинарного проступка. При этом лицо рядового или начальствующего состава пенитенциарной системы будет считаться не имеющим дисциплинарного взыскания, если к нему применено поощрение в виде досрочного снятия дисциплинарного взыскания либо награждение государственной наградой, или если прошел год со дня применения дисциплинарного взыскания. Помимо указанного вида поощрения (досрочное снятие дисциплинарного взыскания) для лиц рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы, как предусмотрено проектом устава, доступны еще семь бонусных опций: объявление благодарности; награждение денежным вознаграждением; награждение ценным подарком; занесение на «Доску почета»; награждение поощрительными отличиями центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания, высшего на одну ступень от звания, предусмотренного для занимаемой штатной должности. Кроме того, в проекте Дисциплинарного устава пенитенциарной системы конкретизуется: за мужество, отвагу и героизм, проявленные при исполнении служебных обязанностей, высокие показатели в профессиональной деятельности, другие конкретные заслуги лица рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы могут быть представлены к награждению государственными наградами Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Верховный результат

Акцент

ЕСтественная интеграция

Государство и юристы

Очень смешано

Превышение квалификации

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламентарии предложили изменить новые правила проведения экспертизы в уголовном процессе

В Украине могут ввести режим добровольного декларирования для физических лиц

Президент инициировал внесение изменений в законодательство о публичных закупках

Государство и юристы

Вложить в устав

Новости из Евросуда

Судебная практика

Необоснованно длительное производство по уголовному делу свидетельствует об отсутствии эффективных средств правовой защиты в государстве

Суды должны обосновывать отступление от нормы, позволяющей не применять арест к подозреваемым

ВС высказался по поводу обложения транспортным налогом

ВС отказался лишать права пользования жильем сособственника

Новости юридических фирм

Частная практика

Екатерина Олейник стала партнером АО Arzinger

ЮФ Asters консультирует компанию CMEC относительно соглашения о строительстве солнечной электростанции мощностью 200 МВт в Украине

Sayenko Kharenko — юридический советник крупнейшей мировой пивоваренной корпорации в связи с созданием совместного предприятия

Interlegal открыла представительство в Лондоне

Никита Полатайко возглавил IT-практику в Aequo

Lavrynovych & Partners Law Firm открывает практику защиты бизнеса

Baker McKenzie консультировал лид-менеджеров выпуска облигаций MHP SE

EUCON Международный правовой центр защитил интересы компании ООО «Микоген-Украина» в споре с органами ГФС

Отрасли практики

Высокое разрешение

Вывод есть

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Глобальное измерение климата

Самое важное

Превентивная вера

Технопорыв

Запасные в пути

Судебная практика

Неподвластны бремени

Аренда, да?

Дать исход делу

Судебная практика

Судебные решения

Иски о возмещении расходов на обучение в высших учебных заведениях МВД Украины подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства

Земельные споры с участием фермерских хозяйств подведомственны хозяйственным судам

Тема номера

Пан действий

Сумма не вменяется

Опыты на физике

Власть и позиция

Получить затрату

Конкурсное браво

Частная практика

Цена правосудия

Выходное размещение

Інші новини

PRAVO.UA