Вопрос создания дисциплинарных уставов для Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Национальной полиции Украины в здании под куполом обсуждается еще с 2016 года. Месяц назад, 15 марта с.г., народным депутатам удалось обновить правила применения поощрений и взысканий к стражам порядка, приняв соответствующий законопроект № 4670 во втором чтении и в целом. Свод правил, определяющий сущность служебной дисциплины, права и обязанности сотрудников НАБУ (проект № 5581), пока что ожидает своего рассмотрения. Тем временем законодатели инициировали вопрос о принятии еще одного дисциплинарного устава, на этот раз для пенитенциарной системы.
1 марта с.г. группой народных депутатов во главе с председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андреем Кожемякиным был внесен проект закона № 8083 «О Дисциплинарном уставе пенитенциарной системы». Эта законодательная инициатива — очередной шаг в реформировании пенитенциарной системы, правда, сделать его парламентарии смогут только после проведения комплексного законодательного обновления сферы исполнения наказаний — принятия парламентом законопроекта «О пенитенциарной системе» № 7337, который был зарегистрирован в Верховной Раде Украины в конце ноября 2017 года. Оба этих проекта были разработаны на базе рабочей группы профильного парламентского комитета и Министерства юстиции Украины по реформированию пенитенциарной системы.
Концепция реформирования заключается в создании на базе системы органов и учреждений исполнения наказаний пенитенциарной системы Украины. «Целью законопроекта является превращение пенитенциарной системы за минимальные временные и материальные ресурсы в систему, которая будет возвращать человека обществу, предотвращая рецидивы противоправного поведения», — декларируется в пояснительной записке к проекту № 7337. В самом же «теле» проекта закона о пенитенциарной системе (в части 2 статьи 41) предусмотрено, что основания и порядок привлечения лиц рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы к дисциплинарной ответственности, а также применение к ним поощрений определяются Дисциплинарным уставом пенитенциарной системы, который утверждается законом.
Создавая новый порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий к сотрудникам пенитенциарной системы, законодатели решили, как говорится, не изобретать велосипед: многие предложения проекта № 8083 идентичны положениям принятого парламентом Дисциплинарного устава Национальной полиции Украины. Например, к лицам рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы за нарушение служебной дисциплины могут применять семь видов дисциплинарных взысканий, аналогичных дисциплинарным санкциям, установленным для полицейских. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в специальном звании на одну ступень, увольнение с должности, увольнение со службы.
Схожи и общие предписания двух уставов в части проведения служебных расследований и порядка формирования дисциплинарных комиссий, которые их осуществляют. Так, служебное расследование назначается по письменному приказу руководителя, которому предоставлены полномочия по применению к лицу рядового или начальствующего состава пенитенциарной системы дисциплинарного взыскания. Порядок проведения служебного расследования утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации (соответствующий алгоритм служебных расследований для полицейских устанавливается Министерством внутренних дел Украины).
Проведение служебных расследований по факту нарушения сотрудниками пенитенциарной системы служебной дисциплины, как прописывается в соответствующем проекте устава, осуществляют дисциплинарные комиссии. Эти комиссии формируются из лиц рядового и начальствующего состава и персонала пенитенциарной системы, имеющих, цитируем, «соответствующие знания и опыт, необходимые для эффективного проведения служебного расследования». В состав дисциплинарных комиссий могут также входить представители общественности, имеющие безупречную репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет. При этом табу вводится для лиц, являющихся подчиненными лица рядового или начальствующего состава пенитенциарной системы, в отношении которого назначено служебное расследование, лиц, способствовавших совершению или сокрытию дисциплинарного проступка, и лиц, заинтересованных в результатах расследования. Минимальной или предельной численности состава такого дисциплинарного органа проект устава не устанавливает. Он содержит отсылочное положение, которое гласит: порядок создания дисциплинарных комиссий и их полномочия определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации.
Будет ли при рассмотрении дисциплинарных дел относительно представителей пенитенциарной системы обеспечен принцип прозрачности, также не совсем понятно, по крайней мере императивных инструкций на этот счет не предусмотрено. В этой части проект устава содержит лишь сослагательное предписание: по решению руководителя, который назначил служебное расследование, рассмотрение дела может (!) осуществляться дисциплинарной комиссией в открытом заседании. Аналогичная формулировка содержится и в Дисциплинарном уставе Нацполиции.
По результатам проведенного служебного расследования дисциплинарная комиссия будет составлять заключение о наличии или отсутствии в действиях лица дисциплинарного проступка и оснований для его привлечения к дисциплинарной ответственности. О применении дисциплинарного взыскания издается приказ соответствующим руководителем, содержание которого объявляется личному составу органа и учреждения пенитенциарной системы, если речь не идет о дисциплинарном взыскании лица начальствующего состава пенитенциарной системы: в этом случае афишировать дисциплинарную санкцию в присутствии подчиненных запрещено.
Дисциплинарное взыскание должно применяться в течение одного месяца со дня установления факта дисциплинарного проступка. При этом лицо рядового или начальствующего состава пенитенциарной системы будет считаться не имеющим дисциплинарного взыскания, если к нему применено поощрение в виде досрочного снятия дисциплинарного взыскания либо награждение государственной наградой, или если прошел год со дня применения дисциплинарного взыскания. Помимо указанного вида поощрения (досрочное снятие дисциплинарного взыскания) для лиц рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы, как предусмотрено проектом устава, доступны еще семь бонусных опций: объявление благодарности; награждение денежным вознаграждением; награждение ценным подарком; занесение на «Доску почета»; награждение поощрительными отличиями центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания, высшего на одну ступень от звания, предусмотренного для занимаемой штатной должности. Кроме того, в проекте Дисциплинарного устава пенитенциарной системы конкретизуется: за мужество, отвагу и героизм, проявленные при исполнении служебных обязанностей, высокие показатели в профессиональной деятельности, другие конкретные заслуги лица рядового и начальствующего состава пенитенциарной системы могут быть представлены к награждению государственными наградами Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…