Вопреки некоторым прогнозам, сохранение Николая Азарова на должности премьер-министра Украины не уберегло правительство от существенных перестановок. 24 декабря 2012 года Президент Украины Виктор Янукович изменил не только персональный состав правительственной команды, но и систему центральных органов исполнительной власти.
Количество юристов в правительстве фактически не изменилось. Но одно из назначений может увеличить эффективность его юридической работы. В Кабинет Министров Украины возвращена должность министра Кабинета Министров Украины, и заняла ее опытный юрист — Елена Лукаш, до недавних пор являвшаяся советником Президента Украины и его представителем в Конституционном Суде Украины.
Возросло количество вице-премьеров, не совмещающих эту должность с руководством министерства. При этом они будут закреплены за определенными сферами. Самой широкой компетенцией наделен первый вице-премьер, которым стал экс-руководитель НБУ Сергей Арбузов.
Среди структурных изменений, пожалуй, самым существенным является создание Министерства доходов и сборов Украины путем реорганизации Государственной таможенной службы Украины и Государственной налоговой службы Украины. Таким образом, налоговая и таможенная сферы будут выведены из-под влияния Министерства финансов Украины. Александр Клименко называет процесс объединения ГНС и ГТС интеграцией, хотя многие считали реорганизацию поглощением, ведь возникшее ведомство возглавил именно «налоговик».
Прежде всего, стоит отметить структурные изменения в правительстве. Кроме объединения органов, ответственных за таможенную и налоговую политику, это и создание Президентом Украины Министерства промышленной политики путем реорганизации Государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом.
Создана также Государственная служба по чрезвычайным ситуациям путем реорганизации Министерства чрезвычайных ситуаций и Государственной инспекции техногенной безопасности. Деятельность вновь созданной службы будет направляться через министра обороны Украины. Таким образом, и гражданской обороной, и, собственно, военной будет заниматься фактически одно ведомство. Добавим, что Минобороны возглавил народный депутат Павел Лебедев, прошедший в парламент по мажоритарному округу, из-за чего на округе № 224 в г. Севастополе ожидаются новые выборы.
Кроме того, через министра внутренних дел Украины Виталия Захарченко будет направляться и координироваться работа Администрации Государственной пограничной службы Украины.
Важно то, что в новом правительстве целых три вице-премьера, не являющихся министрами (Юрий Бойко, Александр Вилкул, Константин Грищенко). Не возглавляет профильное министерство и Сергей Арбузов, ставший первым вице-премьер-министром. «Министры без портфеля», включая первого вице-премьера, закреплены за определенными сферами. Самая широкая компетенция у г-на Арбузова: он будет обеспечивать выполнение возложенных на правительство задач и полномочий в сферах аграрной политики и продовольствия, экономического развития, торговли, социальной политики, финансов, доходов и сборов.
Среди особенностей персонального состава правительства его лидер отметил то, что десять лиц впервые возглавили центральный орган исполнительной власти. Количество юристов практически не изменилось (среди новых членов правительства юристом-международником по образованию является Леонид Кожара — министр иностранных дел). Впрочем, с некоторой уверенностью можем сказать, что доля юристов в правительстве на данном этапе не определяет эффективности государственной политики. Во время заседания нового правительства 26 декабря 2012 года Николай Азаров среди достижений работы за год отметил события в правовой жизни — принятие нового Уголовного процессуального кодекса Украины и Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины». Тогда как среди важнейших задач на 2013 год он выделил структурную модернизацию экономики — развитие реального сектора и рост доходов населения. Можно предположить, что юридическая работа в Кабинете Министров Украины будет направлена именно на обеспечение экономической политики. Безусловно, многое зависит от успешного объединения налогового и таможенного ведомств.
Вопрос необходимости объединения ГТС и ГНС обсуждался, по крайней мере, последние пять лет и решался большинством экспертов в пользу слияния ведомств. Вместе с тем разные мнения звучали на счет того, в какой именно форме произойдет это слияние. К примеру, рассматривался вариант создания объединенной службы, подчиненной Министерству финансов. Однако вновь созданный орган все же получил статус министерства. Критикует возникшую модель народный депутат Виктор Пинзеник, занимавший в прошлом должности и министра экономики, и министра финансов. По его словам, министерство должно «вырабатывать политику, а не заниматься непосредственно администрированием».
«Предприниматели и иностранные инвесторы теперь имеют единого адресата, который от имени государства отвечает за создание равной конкуренции, умеренного налогообложения, качественного сервиса в администрировании обязательных платежей. Наличие единого центра управления сделает процесс принятия решений быстрым и эффективным, и государство будет успевать реагировать на стремительные изменения экономической конъюнктуры, актуальные тенденции, насущные потребности плательщиков», — такие перспективы обещает министр доходов и сборов Украины Александр Клименко. Вместе с тем он отмечает, что процесс интеграции служб будет взвешенным и осторожным: «В обоих ведомствах на сегодня есть устоявшиеся коллективы, сформированные профессиональные традиции, глубокие достижения в теории и практике».
Управляющий партнер МПЦ EUCON и председатель Общественного совета при ГНС Украины Ярослав Романчук уточняет, что на сегодня ни структуры, ни конкретных сроков объединения еще нет, но приступать к реорганизации целесообразно именно сейчас: «После финансового года это делать проще, чем, к примеру, в середине».
При этом он добавил, что в январе 2013 года пройдет последнее заседание Общественного совета при ГНС, а потом будет объявлен набор состава Общественного совета при Министерстве доходов и сборов Украины.
Сам процесс объединения г-н Романчук оценивает положительно и связывает с ним, в частности, уменьшение количества проверок и проверяющих органов. «При этом, не будучи финансистом, мне трудно оценить, насколько правильным является разделение доходов и расходов за разными органами. Ведь доходы будут закреплены за Министерством доходов и сборов, тогда как расходы — за Министерством финансов Украины», — добавляет он.
С возвращением должности министра КМУ и назначением на эту должность Елены Лукаш связывали не только отход от админреформы 2010 года, но и попытку Президента Украины усилить влияние на правительство. Однако, если проанализировать изменения, то можно прийти к выводу, что компетенция министра КМУ была, наоборот, ограничена. Правовым основанием для изменения статуса стал Указ Президента Украины № 752/2012 от 24 декабря 2012 года «О внесении изменений в Положение о Министре Кабинета Министров Украины».
В задачи министра КМУ больше не входит организационное обеспечение деятельности премьер-министра Украины, первого вице-премьер-министра и вице-премьер-министров. Сузились полномочия и в кадровой политике: из полномочий министра КМУ исключено формирование кадрового резерва для занятия должностей, отнесенных к первой и второй категориям должностей госслужащих. Не входит теперь в обязанности и согласование кандидатур на должности руководителей структурных подразделений центральных органов исполнительной власти. Немаловажно и то, что министр КМУ не вправе распоряжаться средствами на содержание Секретариата КМУ. Убрано и положение, согласно которому министр КМУ по условиям оплаты труда, социально-бытового, медицинского, транспортного и другого обеспечения приравнивается к вице-премьер-министру.
Помимо этого, министр лично несет ответственность перед Президентом Украины за выполнение возложенных на него задач, полномочий и функций. Он будет обязан руководствоваться не только актами Президента Украины, но и его поручениями.
Среди новых полномочий и то, что министр КМУ будет подавать на подпись премьер-министру проекты предложений правительства относительно применения Президентом Украины права вето к принятым парламентом законам.
Отметим, что Виктор Янукович буквально на следующий день нашел замену Елене Лукаш на должности советника Президента Украины. 25 декабря 2012 года на эту должность был назначен экс-министр обороны Дмитрий Саламатин. На момент выхода текущего номера с кандидатурой на должность своего представителя в КСУ Президент Украины так и не определился.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…