Логичным продолжением оптимизации системы органов исполнительной власти (административной реформы) стала разработка Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» № 8055, необходимость принятия которого прямо следует из положений статьи 120 Конституции Украины. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение парламента Президентом Украины Виктором Януковичем. Одновременно подготовлены и изменения в Закон Украины «О Кабинете Министров Украины», закрепляющие возможность первого вице-премьер-министра и вице-премьер-министров возглавлять по решению Президента Украины министерства, а также упраздняющие представление премьер-министра Украины как основание для увольнения члена правительства.
Согласно пояснительной записке, подписанной министром юстиции Александром Лавриновичем, законопроект № 8055 разработан с целью определения основных заданий, принципов и организации деятельности центральных органов исполнительной власти, их видов, структуры, компетенции, места в системе органов исполнительной власти, социального обеспечения работников центральных органов исполнительной власти. Однако не все из очерченных вопросов оказались урегулированы — к примеру, «за кадром» осталась система и виды центральных органов исполнительной власти. Законопроект оперирует понятиями «министерство» и «другой орган исполнительной власти», хотя очевидно, что последнее понятие объединяет группы органов, различные по своему правовому статусу. Так, в Указе Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» № 1085/2010 среди «центральных органов исполнительной власти» выделяются: служба, агентство, инспекция, комиссия, фонд. Кроме того, отдельно выделены «центральные органы исполнительной власти со специальным статусом». Представляется, что на уровне закона следовало бы дать определение каждому из разновидностей центральных органов исполнительной власти, особенностям их правового статуса и основам взаимодействия — ведь только раздел, посвященный «министерствам», в основном дает ответ на поставленные вопросы. В то же время закрепление системы органов исполнительной власти на уровне закона не соответствует Конституции Украины, устанавливающей право главы государства по представлению премьер-министра Украины создавать, реорганизовать, ликвидировать центральные органы исполнительной власти.
Как уже упоминалось, законопроект № 8055 содержит нормы, определяющие особенности статуса министерства, полномочий министра как руководителя министерства, заместителей министра, внутреннюю структуру центрального аппарата министерства. Наиболее интересными представляются как раз кадровые вопросы. Так. должность заместителя министра может быть введена Президентом Украины — для обеспечения осуществления министерством отдельных заданий (в тексте законопроекта данная должность упоминается в единственном числе, то есть возможность введения, к примеру, трех должностей заместителя министра не предусмотрена). У министра обязательно будет первый заместитель и заместитель — руководитель аппарата (причем полномочия руководителя аппарата министерства и министра частично пересекаются). Правовой статус этих лиц различается — первый заместитель и заместитель министра отнесены к политическим должностям, на которых не распространяется трудовое законодательство и законодательство о государственной службе, а заместитель министра — руководитель аппарата отнесен к категории госслужащих. При этом, как и раньше, понятие «политической должности» нигде не урегулировано, а положения этого законопроекта вступают в противоречие с Законом Украины «О государственной службе», согласно которому все заместители министра — государственные служащие.
В законопроекте № 8055 предлагается также установить, что все заместители министра назначаются на должность по представлению премьер-министра и увольняются с должности Президентом Украины. Отметим, что в Конституции Украины подобное полномочие главы государства не предусмотрено. По аналогии с принципом формирования правительства отставка министра влечет отставку его «политических» заместителей.
Обратим внимание также на то, что в тексте законопроекта неоднократно упоминаются «поручения Президента Украины» как один из нормативных актов, которыми следует руководствоваться центральным органам исполнительной власти в своей деятельности. Даже если не акцентировать внимание, что Конституция Украины не предусматривает издания Президентом Украины такого вида актов, как поручение, возможность главы государства влиять на органы исполнительной власти напрямую (минуя Кабинет Министров, который как раз и должен направлять и координировать работу министерств) не характерно для президентско-парламентской республики, а с учетом предложенной модели разрешения кадровых вопросов свидетельствует об ощутимой трансформации формы правления на Украине.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…