Включить мониторинг — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (1066) » Включить мониторинг

Включить мониторинг

Рубрика Тема номера
В сегменте госпомощи юристы не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга в нелегком деле адвокатирования новых норм среди общественности и бизнеса, отмечают эксперты ЮФ Asters. НА ФОТО: Игорь Свечкарь (слева) и Сергей Глущенко

«Услуги, связанные с предоставлением госпомощи, можно считать отдельным направлением практики конкурентного права» — такого мнения придерживаются Игорь Свечкарь, партнер ЮФ Asters, и советник Сергей Глущенко. Как известно, с августа 2017 года действует новый Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования». Он был принят во исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Уполномоченным органом в сфере госпомощи определен Антимонопольный комитет Украины. О первых итогах работы ведомства и переменах в сфере предоставления госпомощи, влиянии новых правил на бизнес и последствиях для рынка юруслуг в интервью «ЮП» рассказали Игорь Свечкарь и Сергей Глущенко.

— Можно ли назвать существующую систему предоставления государственной помощи эффективной? Что изменилось с принятием нового законодательства?

Сергей Глущенко (С.Г.): До Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (Соглашение) нашу систему предоставления государственной помощи трудно было назвать эффективной. Она была непредсказуемой, непрозрачной, не просматривался какой-либо стратегический подход. Не было ни критериев определения ее объемов и категорий получателей, ни системы отчетности со стороны тех, кто помощь предоставляет.

Госпомощь преимущественно сводилась к обеспечению жизнеспособности постсоветских активов в сфере энергетики, угледобычи, металлургии и других «чувствительных» отраслей. А вот на развитие малого и среднего бизнеса, защиту окружающей среды, создание рабочих мест и другую так называемую горизонтальную помощь государство выделяло мало ресурсов.

Игорь Свечкарь (И.С.): Пожалуй, одним из исключений был «зеленый тариф», направленный в том числе на улучшение состояния окружающей среды. Но и в его применении Украине особо нечем похвастаться — не произошел существенный скачок развития альтернативных источников энергии. По состоянию на 2017 год альтернативная генерация составила лишь 1,5 % в энергобалансе Украины, что значительно меньше поставленных целей. В свою очередь на эти 1,5 % приходится 8 % стоимости всей украинской электроэнергии, что достаточно много для страны с ограниченными финансовыми возможностями.

С.Г.: С подписанием Соглашения об ассоциации система должна в корне измениться. Соглашение предусматривает внедрение полноценной системы госпомощи в соответствии со стандартами ЕС. Субсидирование упомянутых «чувствительных» отраслей считается не очень эффективным способом управления государственными финансами и должно быть сведено к минимуму с перераспределением госпомощи на общие меры «горизонтального» характера. Общим правилом нового подхода к госпомощи стало то, что она запрещена, поскольку может иметь негативное влияние на конкуренцию. Для получения такой помощи необходимо подать в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) уведомление, после оценки которого АМКУ может применить одно из исключений.

И.С.: На данный момент АМКУ принято не так много решений, и говорить об особом эффекте нового законодательства пока рано. Но как минимум и государство, и получатели помощи начинают задумываться о существовании такого регулирования, и мы ожидаем проявления все большего интереса со стороны бизнеса к новому законодательству с возрастанием активности АМКУ.

 

— Насколько эффективен АМКУ как орган мониторинга и контроля государственной помощи?

И.С.: Оценивать эффективность АМКУ на данном этапе рановато, ведь еще и года не прошло с момента приобретения органом новых функций. Но прогресс в новом амплуа очевиден. С августа 2017 года АМКУ проделал колоссальную работу по адвокатированию нового законодательства среди стейкхолдеров и нормативному обеспечению нового направления в законодательстве. За это время АМКУ предоставил сотни разъяснений лицам, предоставляющим государственную помощь, а также разработал основные подзаконные акты, необходимые для мониторинга помощи, рассмотрения уведомлений и дел, оценки допустимости помощи для некоторых направлений.

С.Г.: Кроме того, уже видны первые правоприменительные шаги. Так, на сайте органа можно ознакомиться с решениями, принятыми в результате подачи уведомлений. Из этих решений можно сделать два вывода. Во-первых, пока АМКУ приходится иметь дело в основном с поддержкой, выделяемой на муниципальном уровне. Во-вторых, АМКУ всецело ориентируется на европейские подходы, что, впрочем, неудивительно, если учитывать прямое требование в Соглашении об ассоциации толковать национальное законодательство, исходя из законодательства и прецедентов ЕС.

 

— Что изменилось для бизнеса со вступлением в силу нового законодательства? Какие новые запросы в этой связи бизнес адресует своим юридическим советникам?

С.Г.: Как правило, бизнес сейчас интересуется тем, какие дополнительные возможности и риски у них возникают в связи с появлением нового направления в законодательстве. Тут ситуация следующая.

Законодательство предусматривает ведение АМКУ реестра государственной помощи. Это дает возможность бизнесу отслеживать ее и в случае каких-либо подозрений относительно допустимости этих мер подавать соответствующую жалобу в АМКУ. После рассмотрения жалобы АМКУ может открыть дело, в котором компания, подавшая жалобу, будет иметь статус заявителя со всеми правами, включая доступ к материалам.

Что касается рисков, то АМКУ, рассмотрев дело о госпомощи, может принять решение о возврате незаконной помощи, если она недопустима для конкуренции. В таком случае лицо, предоставившее помощь, обязано принять необходимые меры для обеспечения возврата незаконной государственной помощи ее получателем. Что интересно: в законодательстве указано, что государственная помощь подлежит возврату получателями независимо от возможного наступления в результате такого возврата их неплатежеспособности или банкротства. АМКУ может требовать возврата незаконной государственной помощи в течение десяти лет со дня вступления в силу акта, на основании которого предоставлялась такая помощь.

И.С.: В целом все новшества направлены на повышение уровня конкуренции за счет упреждения искусственных конкурентных преимуществ для того или иного бизнеса, то есть речь идет о знакомых и родных всем антимонопольным юристам категориях, получивших еще одну платформу для анализа и применения.

 

— Можно ли говорить об услугах, связанных с госпомощью, как об отдельном направлении практики конкурентного права? Насколько это большой сегмент юррынка? Насколько конкурентен? Кто целевая аудитория? Каковы перспективы?

И.С.: По большому счету услуги, связанные с госпомощью, можно считать отдельным направлением практики конкурентного права. Но на данном этапе рано говорить о данном направлении как о сформированном сегменте юррынка с конкуренцией и устоявшимися игроками. Сейчас этот сегмент в стадии активного развития, и юристы здесь не столько конкурируют друг с другом, сколько дополняют друг друга в нелегком деле адвокатирования новых норм среди общественности и бизнеса.

С.Г: Наиболее интересен тот факт, что согласно Соглашению об ассоциации Украина обязана применять данные правила с использованием в качестве источника толкования критериев, вытекающих из применения статей 106, 107 и 93 Договора о функционировании ЕС, и в соответствии с судебной практикой Суда Европейского Союза, а также с применением вторичного законодательства, рамочных положений, руководящих принципов и других админактов ЕС. Все это значительно повышает профессиональную планку для юристов в сфере госпомощи, поскольку они не просто должны знать и понимать (мягко говоря) непростую матчасть, а хорошо ориентироваться в европейских правилах и прецедентах, которые на порядок динамичней конкурентного права Украины.

И.С.: Да, для украинских антимонопольных юристов это создает как удобства, так и вызовы. С одной стороны, есть массив регулирования и прецедентов ЕС, на который можно опереться. Например, в недавнем проекте мы смотрели на преквалификационные требования госзаказчика в контексте возможной дискриминации и, как следствие, незаконной госпомощи. Мы нашли ряд кейсов в соответствующем секторе, дела по лондонскому метро и т.п. Клиент был очень удивлен, что существуют настолько похожие кейсы, а все новое для нас — это давно пройденное в Европе.

С другой стороны, беседуя с западными клиентами и юрфирмами, ощущаешь определенный дискомфорт: ты по сути даешь им юридический совет относительно их практики и законодательства, в котором они несравнимо лучше разбираются. Надеюсь, с накоплением опыта мы сможем общаться на равных, но для этого необходимы время и практика АМКУ.

С.Г: Также очень помогает открытость европейских коллег-юристов и их желание помочь в становлении нашей системы контроля госпомощи. Возможность посоветоваться как по доктринальным, так и по практическим вопросам с такими гуру этой практики в Европе, как Филипп Вернер, Жак Деррен, Хосе Ривас, придает уверенности и открывает новые грани этой отрасли. В АМКУ также уже сформировалась очень сильная и коммуникабельная команда. Государственный уполномоченный Анна Артеменко и ее коллеги потрясающе продуктивны в издании разъяснений по различным вопросам и адвокатировании контроля госпомощи в целом.

 

— Резюмируя, скажите, как вы оцениваете уровень государственного вмешательства в экономику (в части предоставления госпомощи) и последствия для конкуренции?

С.Г.: Если сравнивать со странами ЕС, то уровень субсидирования в нашей стране выше. Безусловно, это не может не сказываться на конкуренции, но о конкретных последствиях для конкуренции пока говорить преждевременно. Благодаря внедрению полноценной системы государственной помощи в Украине в соответствии со стандартами ЕС у государства должны сместиться приоритеты поддержки. Ожидается, что меньше госпомощи будет выделяться «чувствительным» секторам, в то время как «горизонтальная» поддержка на общие благие цели увеличится.

И.С.: Перспективы у данного направления большие. Если вы зайдете на сайт Еврокомиссии, то увидите, что львиную долю ее работы как раз занимает контроль предоставления госпомощи. Этого следует ожидать и от АМКУ, поскольку перед Украиной сейчас остро стоит вопрос грамотного управления финансами. Не только потому, что в ЕС госпомощь считается не самым эффективным распоряжением государственными средствами, но и потому, что, по некоторым данным, госпомощь в Украине составляет целых 9 % ВВП.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Конспект

Доверительная ставка

Акцент

Упаси бег

Государство и юристы

Не один в поле воин

Досудебное решение

Государство и юристы

Новости юридических фирм

Aequo усиливает команду практики разрешения споров

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Немецкие власти имеют право устанавливать запрет на движение дизельных авто

Совет Европы внес изменения в Конвенцию о защите персональных данных

В Европейском Союзе начнут действовать новые правила защиты персональных данных

Государство и юристы

Неровный брак

Документы и аналитика

Интеллектуальные измерения

Конспект

Играть белыми

Новости законотворчества

Судебная практика

Жители сел смогут легализировать свою деятельность в форме предпринимательской

Предлагается усовершенствовать процедуру выдачи разрешительной документации на использование ядерной энергии

Запрет на приватизацию имущества

В перехвате переписки адвоката с клиентом нет никакого интереса для демократического общества

Мораторий на продажу сельхозземель нарушает право собственности

Судья добилась отмены решения ВСП об отказе в ее назначении на должность

БП ВС приняла решение относительно обязательности пересмотра определений следственных судей

Новости юридических фирм

Частная практика

CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang сопровождала продажу компании TIP Trailer Services

AVELLUM консультировала по вопросам крупнейшего рефинансирования группы «Метинвест»

Компания EY в Украине предоставила консультационные услуги Farm Invest Corporation по продаже агробизнеса

Interlegal закрыл сделку по приобретению судна на вторичном рынке ЕС

ЮФ Asters запускает центр киберзащиты СyberDesk

Отрасли практики

Поместить в закон

Корень злат

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

На М&Аксимум

Объединение возможностей

Оперативно-розыскное мероприятие

Самое важное

Трансфертная сцена

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах взыскания вреда за затопление квартиры

Иск третьего лица должен содержать самостоятельные требования относительно предмета спора по первичному иску

Судебная практика

Учитывать выводы

Сему свое время

Световая гамма

Тема номера

Data цент

Бонусное продолжение

Сдать госы

Включить мониторинг

Изучают оптимизм

Задачный кооператив

Частная практика

Бить в реальности

Готовность №1

Інші новини

PRAVO.UA