ВЭД под прицелом двух госорганов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (483) » ВЭД под прицелом двух госорганов

ВЭД под прицелом двух госорганов

Согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» (Закон), субъекту этой деятельности может грозить три вида санкций за нарушение правил осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД): наложение штрафа (если субъекты ВЭД и иностранные субъекты хозяйственной деятельности несвое­временно выполняют или не выполняют свои обязанности); применение к субъектам ВЭД и иностранным субъектам хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования (в случае нарушения законодательства, регулирующего ВЭД); временная остановка ВЭД (если есть нарушение законодательства, регулирующего ВЭД, осуществление действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности). Мы рассмотрим применение этих санкций Министерством экономики Украины по представлению органов Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) в свете последнего приказа Мин­экономики и ГНАУ № 340/672, утвердившего Порядок взаимодействия Минэкономики и ГНАУ по вопросам применения специальных санкций (Порядок). Он определяет процедуру подготовки ГНАУ представления о применении, а также отмене, изменении вида, временной остановке действия специальных санкций в Минэкономики, рассмотрения этих представлений Минэкономики и передачи им приказов о применении, а равно — отмене, изменении вида, временной остановке действия специальных санкций в ГНАУ. Так, совместная работа осуществляется при применении двух санкций: применении индивидуального режима лицензирования и временной остановке ВЭД (до момента устранения нарушений законодательства или принятия мер, гарантирующих его соблюдение, но не более 3 месяцев с даты издания соответствующего приказа Минэкономики). Отметим, что применению специальных санкций к субъектам ВЭД и иностранным субъектам хозяйствования может предшествовать официальное предупреждение Минэкономики, предлагаемое ГНАУ, в том случае, если нарушение допущено впервые и/или носит разовый характер либо объемы допущенных нарушений незначительны и субъектом ВЭД или иностранным субъектом хозяйственной деятельности взяты обязательства в кратчайший срок предпринять практические шаги, которые приведут к ликвидации нарушения или гарантируют в дальнейшем ликвидацию последствий осуществленного нарушения.

Работа в органах ГНАУ

Представление в налоговую о применении спецсанкций к субъектам ВЭД содержит: наименование (фамилию, имя, отчество), местонахождение (местожительство), идентификационный код по ЕГРПОУ (идентификационный номер в соответствии с ГРФЛ) и банковские реквизиты субъекта ВЭД (для иностранных субъектов хозяйствования — на языке страны их местонахождения), наименование и полные реквизиты контрагента, при выполнении контракта с которым нарушено законодательство; фамилия, имя и отчество руководителя или другого уполномоченного лица (если это предусмотрено внутренними документами предприятия), подписавшего договор (контракт), при выполнении которого было осуществлено нарушение; сведения о содержании нарушения со ссылкой на конкретные положения законодательства Украины и с указанием даты выявления нарушения, реквизитов контракта, при выполнении которого было осуществлено нарушение, или других обстоятельств осуществления нарушения; вид специальной санкции, предлагаемую к применению; а также другую целесообразную информацию. При этом вид специальной санкции, которую предлагается применить, определяет именно ГНАУ.

Представление об отмене (изменении вида, временной остановке действия) специальных санкций может готовиться, если субъектами ВЭД или иностранными субъектами хозяйственной деятельности ликвидированы нарушения законодательства, или приняты меры, гарантирующие его выполнение, или предоставлены достаточные доказательства бесперспективности (невозможности выполнения решения суда в связи с ликвидацией, банкротством или невозможностью установить местонахождение нерезидента) применения мер по исполнению Закона. Также в случае ликвидации нарушений в период действия спецсанкции — временной остановки ВЭД — ГНАУ может готовить представление об отмене (изменении вида, временной остановке действия) специальной санкции. Представление о применении (отмене, изменении вида, временной остановки действия) специальных санкций вносится в Минэкономики за подписью уполномоченного на это должностного лица ГНАУ, при этом сроки, в которые данное внесение должно быть осуществлено, в Порядке не указаны.

Все решает Минэкономики

После того как представление поступило в Минэкономики, Министерство информирует ГНА о результатах рассмот­рения представления о применении (отмене, изменении вида, временной остановки действия) специальных санкций в месячный срок. При принятии решения Минэкономики с целью уточнения информации о субъектах ВЭД, относительно которых получены представления о применении спецсанкций, может делать запросы в ГНАУ или в другие органы, осуществляющие контроль в сфере ВЭД и валютного контроля, а также запрашивать агентов валютного контроля для получения дополнительных материалов. Если же в Минэкономики будут наличествовать другие материалы относительно деятельности этих субъектов, то материалы Минэкономики приобщаются к материалам о применении (отмене, изменении вида, временной остановке действия) спецсанкций и рассматриваются вместе с представлением при принятии окончательного решения.

Что касается временной остановки ВЭД, то Минэкономики за 40 дней до истечения срока ее действия направляет в ГНАУ запрос относительно целесо­образности ее продления. При этом, если от ГНАУ в течение 10 дней до окончания срока спецсанкции не поступит ответа о ее продлении или прекращении, Министерство издает приказ о применении индивидуального режима лицензирования. Если же допущенные нарушения законодательства не прекращены и возникает целесо­образность продления действия временной остановки ВЭД, Минэкономики готовит исковое заявление в суд. Отметим, что представительство интересов государства при рассмотрении судебных споров об обжаловании спецсанкций обеспечивается совместно Минэкономики и ГНАУ. Также, если необходимо получить материалы для подготовки представления интересов государства в суде в трехдневный срок после уведомления о начале производства по делу, Минэкономики обращается за ними к ГНАУ.

В приказе Минэкономики о применении специальных санкций обязательно должны указываться: нарушенные нормы законодательства, материалы ГНАУ, на основании которых издан приказ, реквизиты субъектов ВЭД, к которым применены спецсанкции, вид специальной санкции и дата, начиная с которой специальная санкция будет действовать.

Обратно в ГНАУ Минэкономики передает копию приказа, удостоверенную подписью начальника (заместителя начальника) отдела контроля за ВЭД Мин­экономики и печатью этого отдела, с сопроводительным письмом. Срок передачи таких документов не должен превышать 10 рабочих дней с даты издания приказа.

Если все исправить

Что делать, когда нарушения выявлены и специальные санкции применены? Чтобы продолжить нормальную работу своей организации, необходимо в первую очередь устранить выявленные нарушения законодательства Украины или принять меры, гарантирующие исполнение законодательства, регулирующего ВЭД — в общем, привести свою внешнеэкономическую деятельность в соответствие с Законами Украины. Также можно попробовать предоставить Минэкономики достаточные доказательства невозможности (бесперспективности) применения практических мер, которые гарантируют исполнение закона. Для того чтобы санкции были отменены или изменен их вид, субъекты ВЭД, а также иностранные субъекты хозяйственной деятельности, к которым применены санкции, подают в Минэкономики соответствующие материалы и ходатайствовать об отмене (изменении вида, временной остановки) действия санкций. При этом ходатайство должно подкрепляться следующими письмом-обращением с изложением причин, которые привели к нарушению, и содержать информацию о принятых мерах относительно приведения деятельности в соответствие с нормами законодательства Украины; также к нему должны прилагаться оригиналы или заверенные в установленном порядке копии материалов (справки) от государственных органов, осуществляющих контроль за внешнеэкономической деятельностью или валютный контроль, и/или агентов валютного контроля, удостоверяющих принятые субъектом ВЭД практические меры по приведению своей деятельности в соответствие с нормами законодательства Украины. Общий срок рассмотрения этих ходатайств не должен превышать 30 календарных дней.

Отметим, что подобные согласованные действия госорганов в сфере контроля за субъектами ВЭД не новы — спецсанкции Минэкономики применяет кроме как по представлению налоговой, так и по представлению контрольно-ревизионной служб, таможенных и правоохранительных органов, органов Антимонопольного комитета Украины, специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг и Национального банка Украины либо по решению суда.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Внеочередной Съезд судей будет?!

Деловая практика

ВЭД под прицелом двух госорганов

Законодательная практика

Интегрируем науку в парки

Зарубежная практика

Акционерные тонкости КНР

Неделя права

Комитет выслушает, а его?

Законодательная «гуманизация» УПК

Точечная терапия

В порядке исполнения…

Реестр событий

Дисциплина судей в фокусе ВСЮ

Общество за бортом реформы?

Является ли Президент ответчиком по КАСУ?

ВСУ работает в особом режиме

Тема номера

Насколько ценная бумага вексель?

Частная практика

Юрист с иного государства

Юридический форум

В поисках иностранного капитала

Юрисконсульт

Взаимодействие с проверяющими органами

Как уступить долю «нужному» лицу

Формализм фискальных лиц

О сути всестороннего судебного процесса

Об основах хозяйственного процесса

О праве собственности на акции

О причинной связи между требованиями и убытками

Інші новини

PRAVO.UA