Дела о доступе к публичной информации, сгенерированной в рамках конкурса в Верховный Суд (ВС), оказались в фокусе внимания этого суда одними из первых. Большая Палата Верховного Суда, действующая как суд апелляционной инстанции, редко отменяет решения по делам, рассмотренным ВС как судом первой инстанции. Но это не наш случай.
В декабре 2017 года гр-н Х. обжаловал в Кассационном административном суде в составе Верховного Суда (КАС ВС) бездействие Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Украины, заключающееся в непредоставлении публичной информации по запросу от 18 октября 2017 года, и просил обязать Комиссию предоставить запрашиваемую информацию. В частности, заявитель просил предоставить сканированные копии заявлений о самоотводах членов ВККС в рамках конкурса в Верховный Суд.
Отказывая в предоставлении информации, ВККС, в частности, указала, что заявление члена Комиссии о самоотводе не является публичной информацией согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации» (Закон). Кроме того, ВККС отметила, что в соответствии с частью 2 статьи 6 этого Закона доступ к информации, указанной в заявлениях членов ВККС о самоотводе, ограничивается с целью защиты репутации и прав лиц, а также для предотвращения разглашения информации, полученной в результате осуществления Комиссией своих полномочий.
Применение ограничения доступа к запрашиваемой информации ВККС обосновала и тем, что разглашение такой информации может нанести существенный вред не только интересам членов Комиссии, заявившим самоотвод, но и репутации системы правосудия в целом, а негативные последствия от ее обнародования значительно превышают общественный интерес в получении такой информации.
Оценив аргументы ответчика относительно наличия определенных в пунктах 1–3 части 2 статьи 6 Закона совокупных оснований для ограничения доступа к информации, суд счел их обоснованными. 29 января 2018 года КАС ВС отказал в удовлетворении иска.
КАС ВС решил, что доступ к служебной информации, содержащейся в заявлениях членов Комиссии о самоотводе, ответчик ограничил с целью защиты репутации членов Комиссии. Информация, содержащаяся в заявлении члена ВККС, отражает его внутреннее убеждение о наличии конфликта интересов или обстоятельств, вызывающих сомнение в его беспристрастности, и подлежит дальнейшей оценке Комиссией относительно наличия или отсутствия фактов, заявленных как основание для отказа. Вред от обнародования информации превышает общественный интерес в ее получении, поскольку ВККС на постоянной основе действует в системе правосудия Украины, непосредственно привлечена к формированию судейского корпуса, обеспечению его независимого квалификационного уровня, должна способствовать укреплению авторитета системы правосудия путем беспристрастного, независимого и эффективного выполнения возложенных на нее функций. «Обнародование служебной информации, которая содержится в заявлениях о самоотводе и не является окончательным самостоятельным решением, а предшествует процессу принятия решения, следовательно, и оценивалась в дальнейшем при принятии решения, может нанести вред, который значительно преобладает над общественным интересом в ее получении», — становится на сторону ВККС КАС ВС.
Гр-н Х. подал апелляционную жалобу на указанное судебное решение. Жалоба мотивирована, в частности, тем, что суд первой инстанции ошибочно признал правомерными действия ответчика, указавшего в ответе, что запрашиваемая информация относится к служебной.
Большая Палата Верховного Суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 6 Закона, ограничение доступа к информации осуществляется при соблюдении в совокупности следующих требований: 1) исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия; 2) разглашение информации может нанести существенный вред этим интересам; 3) вред от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом в ее получении.
Большая Палата ВС обращает внимание, что такое ограничение возможно при соблюдении всех указанных требований. Соответствие одному из указанных критериев не относит информацию к служебной. Отсутствие заключения распорядителя информации относительно наличия хотя бы одного из трех указанных требований означает, что законных оснований для ограничения доступа к информации нет, а отказ в доступе к публичной информации не является обоснованным.
Кроме того, согласно Закону, ограничению в доступе подлежит информация, а не документ. Если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой не органичен.
«Запрашиваемые истцом сканированные копии заявлений о самоотводе членов ВККС в понимании указанной нормы являются документом (носителем информации)», — считает апелляционная инстанция.
Суд объясняет: отказывая в доступе к информации на основании того, что она является служебной, распорядитель должен указать, к какой именно категории принадлежит эта информация (внутриведомственная служебная корреспонденция, докладные записки, рекомендации и т.д.). Если информация не принадлежит к ни одной из категорий, доступ к ней не может ограничиваться на том основании, что она является служебной.
«Так, в понимании законодательной нормы, к служебной может принадлежать информация, содержащаяся в документах субъектов властных полномочий, составляющих внутриведомственную корреспонденцию. В то же время под внутриведомственной служебной корреспонденцией следует понимать любой документ независимо от его названия и реквизитов, который подготовлен любым лицом (служащим) внутри субъекта властных полномочий и адресатом которого является другое лицо или структурное подразделение этого субъекта властных полномочий», — акцентирует внимание Суд.
В соответствии с Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» член ВККС обязан заявить самоотвод при наличии определенных обстоятельств путем подачи письменного заявления, являющегося его самостоятельным решением. Заявление о самоотводе члена ВККС в рамках конкурса в ВС не является внутриведомственной служебной корреспонденцией. «Такое заявление по своей природе не считается докладной запиской или рекомендацией», — отмечается в постановлении Большой Палаты.
По мнению Большой Палаты ВС, ограничение доступа к конкретной информации допускается, если она принадлежит к служебной, а также при условии применения в совокупности требований пунктов 1–3 части 2 статьи 6 Закона.
22 мая 2018 года Большая Палата ВС своим постановлением отменила решение КАС ВС от 29 января 2018 года (дело № 800/592/17). Было принято новое решение: бездействие ВККС признано неправомерным, Комиссия обязана предоставить гр-ну Х. публичную информацию по запросу от 18 октября 2017 года с учетом ограничений, установленных законом. Постановление обжалованию не подлежит.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…