Министерство юстиции Украины обнародовало проект Закона Украины «О противодействии коррупции». Данный документ призван заменить собой Законы Украины «О принципах противодействия и предотвращения коррупции» и «О правилах этического поведения». Из названия и преамбулы следует, что в данном акте уделяется внимание превентивным антикоррупционным механизмам.
Один из центральных институтов — урегулирование конфликта интересов. Потенциальный конфликт интересов понимается как наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно осуществляет свою служебную или представительскую деятельность, способную оказать влияние на объективность или непредвзятость принятия им решений, а также на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий.
Перечень лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, изменился несущественно: к ним добавились лишь сотрудники государственной лесной охраны и государственной охраны природно-заповедного фонда. При этом сократился перечень лиц, приравниваемых к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления. В данном списке отсутствуют должностные лица иностранных государств и международных организаций, а также иностранные третейские судьи.
Верховный Совет Украины ежегодно не позднее 1 июня проводит парламентские слушания по вопросам состояния дел, связанных с коррупцией, утверждает и обнародует ежегодный доклад по реализации принципов антикоррупционной политики. Сегодня Минюст (на который возложена функция специально уполномоченного органа в области антикоррупционной политики) ежегодно не позднее 15 апреля готовит и обнародует отчет о результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции.
В соответствии с проектом главным уполномоченным органом, на который возложена реализация закона, выступает, как и сейчас, Минюст. Взаимодействие органов власти и общества обеспечивает Национальный совет по антикоррупционной политике. К заданиям этого органа отнесено утверждение методических рекомендаций по выявлению и устранению коррупционных рисков.
Национальный совет состоит из 14 человек. Секретарем выступает заместитель министра юстиции, тогда как председатель органа избирается ежегодно. Представительство негосударственных интересов реализуется, в частности, по таким квотам: три представителя общественности, два представителя от объединений субъектов предпринимательской деятельности.
Странно, но реализация антикоррупционной экспертизы снова отводится Минюсту, который, собственно, разрабатывает огромное количество нормативно-правовых актов. Общественность может подготовить свою антикоррупционную экспертизу и подавать «соответствующим органам», однако необходимость ее учитывать по-прежнему не предусмотрена.
Целый ряд центральных органов исполнительной власти (НБУ, СБУ, Счетная палата, СНБО, ВСЮ и другие) обязаны принять на своем уровне собственную антикоррупционную программу. Такое же требование касается и некоторых юрлиц (например, участников госзакупок), что, видимо, является попыткой внедрить стандарты комплаенс. Данный документ предусматривает оценку коррупционных рисков в деятельности учреждения, а также меры по устранению выявленных коррупционных рисков, лиц, ответственных за их выполнение, сроки и необходимые ресурсы.
Согласно проекту, будет создан новый компетентный орган — Национальная комиссия по вопросам предотвращения коррупции (Комиссия), которая станет центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Она ответственна перед Верховным Советом Украины и подотчетна Кабинету Министров Украины. Комиссия состоит из пяти членов. на эту должность могут претендовать граждане 35-летнего возраста с высшим образованием. Отбор происходит на конкурсных началах. Среди ограничений, как ни странно, нет никаких, связанных с предыдущим опытом госслужбы: препятствием является только пребывание в руководстве политической партии в течение года до подачи заявки на участие в конкурсе. Минюст передаст Комиссии ряд функций, к примеру, ведение Единого государственного реестра лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения (он станет открытым).
Также будет создан Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Данные реестра будут размещаться в открытом доступе, за исключением сведений, перечисленных в части 2 статьи 12 действующего Закона (к запрещенным к обнародованию данным добавились даты рождения субъекта декларирования и членов его семьи). В отношении лиц, занимающих особо ответственное служебное положение, производится полная проверка деклараций с целью выяснения достоверности задекларированных сведений и точности оценки задекларированных активов. Круг таких лиц определяется Комиссией. Полной проверке также подлежит каждая десятая из всех деклараций, избранная автоматизированной системой по случайному принципу. Этим необычные антикоррупционные подходы не исчерпываются — предусмотрен еще и мониторинг образа жизни. Сказано лишь, что он не должен предусматривать чрезмерного вмешательства в право на неприкосновенность личной и семейной жизни лица. Выявление фактов несоответствия декларации образу жизни влечет дисциплинарную или уголовную ответственность.
Широкие полномочия Комиссия имеет в кадровых вопросах относительно уполномоченных подразделений (с ними согласовывается назначение и привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей антикоррупционных подразделений, созданных при органах и учреждениях). Кроме того, в отношении любого госслужащего Комиссия может вынести предписание, обязательное к исполнению, в том числе и в случае нарушения правил этического поведения. Выполнение функций Комиссии реализуется с помощью определенных инструментов: прием по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательные для исполнения нормативно-правовые акты, а также подача исков о признании незаконными нормативно-правовых актов, решений, выданных (принятых) в результате совершения коррупционного правонарушения. При этом контроль за самой Комиссией прописан недостаточно четко: в частности, не прописан порядок обнародования отчетов о деятельности.
Также Комиссия способна проводить антикоррупционную экспертизу проектов или действующих нормативных актов. Она информирует соответствующий комитет парламента или Кабинет Министров Украины о проведении экспертизы, что является основанием для приостановления процедуры его рассмотрения или принятия, но на срок не более десяти дней.
Максимальная совокупная стоимость подарков, полученных госслужащим из одного источника в течение года, составляет пять прожиточных минимумов, установленных для трудоспособного лица (сейчас сумма ограничена одной минимальной зарплатой). К подаркам будет приравнено материальное или нематериальное благо, полученное не только безвозмездно, но и по цене, которая является ниже минимальной рыночной.
Детально урегулировано поведение чиновника в случае получения предложения неправомерной выгоды. При получении такого предложения служащие: 1) отказываются от предложения; 2) по возможности идентифицируют лицо, которое сделало предложение; 3) привлекают свидетелей; 4) письменно сообщают о предложении непосредственному руководителю, в уполномоченное подразделение и одному из специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции. Запрещается принимать неправомерную выгоду или подарок для использования в дальнейшем в качестве доказательства.
Ужесточается регулирование совместной работы близких лиц (исключается положение, позволяющее лицам находиться в подчинении близких лиц, если они работают в области образования, науки, культуры, здравоохранения).
Урегулирование конфликта интересов осуществляется путем устранения лица от выполнения задания, совершения действий, принятия решения или участия в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов; применения внешнего контроля за выполнением лицом соответствующего задания; ограничения доступа лица к определенной информации; пересмотра объема служебных полномочий лица; перевода лица на другую должность; увольнения лица.
Кроме того, Уголовный кодекс будет дополнен новыми статьями: 3661 «Декларирование недостоверной информации» и 3701 «Применение негативных мер воздействия к разоблачителям коррупции».
В целом следует отметить, что многие из предложенных новаций являются оправданными, однако эффективность их реализации чересчур зависит от работы предусмотренной проектом Комиссии. Несмотря на широкое обсуждение роли общественности в антикоррупционной политике, ей так и не были делегированы новые полномочия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…