Входы и выгоды — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (863) » Входы и выгоды

Входы и выгоды

Министерство юстиции Украины обнародовало проект Закона Украины «О противодействии коррупции». Данный документ призван заменить собой Законы Украины «О принципах противодействия и предотвращения коррупции» и «О правилах этического поведения». Из названия и преамбулы следует, что в данном акте уделяется внимание превентивным антикоррупционным механизмам.

Один из центральных институтов — урегулирование конфликта интересов. Потенциальный конфликт интересов понимается как наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно осуществляет свою служебную или представительскую деятельность, способную оказать влияние на объективность или непредвзятость принятия им решений, а также на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий.

Перечень лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, изменился несущественно: к ним добавились лишь сотрудники государственной лесной охраны и государственной охраны природно-заповедного фонда. При этом сократился перечень лиц, приравниваемых к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления. В данном списке отсутствуют должностные лица иностранных государств и международных организаций, а также иностранные третейские судьи.

Уполномоченные органы

Верховный Совет Украины ежегодно не позднее 1 июня проводит парламентские слушания по вопросам состояния дел, связанных с коррупцией, утверждает и обнародует ежегодный доклад по реализации принципов антикоррупционной политики. Сегодня Минюст (на который возложена функция специально уполномоченного органа в области антикоррупционной политики) ежегодно не позднее 15 апреля готовит и обнародует отчет о результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции.

В соответствии с проектом главным уполномоченным органом, на который возложена реализация закона, выступает, как и сейчас, Минюст. Взаимодействие органов власти и общества обеспечивает Национальный совет по антикоррупционной политике. К заданиям этого органа отнесено утверждение методических рекомендаций по выявлению и устранению коррупционных рисков.

Национальный совет состоит из 14 человек. Секретарем выступает заместитель министра юстиции, тогда как председатель органа избирается ежегодно. Представительство негосударственных интересов реализуется, в частности, по таким квотам: три представителя общественности, два представителя от объединений субъектов предпринимательской деятельности.

Странно, но реализация антикоррупционной экспертизы снова отводится Минюсту, который, собственно, разрабатывает огромное количество нормативно-правовых актов. Общественность может подготовить свою антикоррупционную экспертизу и подавать «соответствующим органам», однако необходимость ее учитывать по-прежнему не предусмотрена.

Целый ряд центральных органов исполнительной власти (НБУ, СБУ, Счетная палата, СНБО, ВСЮ и другие) обязаны принять на своем уровне собственную антикоррупционную программу. Такое же требование касается и некоторых юрлиц (например, участников госзакупок), что, видимо, является попыткой внедрить стандарты комплаенс. Данный документ предусматривает оценку коррупционных рисков в деятельности учреждения, а также меры по устранению выявленных коррупционных рисков, лиц, ответственных за их выполнение, сроки и необходимые ресурсы.

Полная проверка

Согласно проекту, будет создан новый компетентный орган — Национальная комиссия по вопросам предотвращения коррупции (Комиссия), которая станет центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Она ответственна перед Верховным Советом Украины и подотчетна Кабинету Министров Украины. Комиссия состоит из пяти членов. на эту должность могут претендовать граждане 35-летнего возраста с высшим образованием. Отбор происходит на конкурсных началах. Среди ограничений, как ни странно, нет никаких, связанных с предыдущим опытом госслужбы: препятствием является только пребывание в руководстве политической партии в течение года до подачи заявки на участие в конкурсе. Минюст передаст Комиссии ряд функций, к примеру, ведение Единого государственного реестра лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения (он станет открытым).

Также будет создан Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Данные реестра будут размещаться в открытом доступе, за исключением сведений, перечисленных в части 2 статьи 12 действующего Закона (к запрещенным к обнародованию данным добавились даты рождения субъекта декларирования и членов его семьи). В отношении лиц, занимающих особо ответственное служебное положение, производится полная проверка деклараций с целью выяснения достоверности задекларированных сведений и точности оценки задекларированных активов. Круг таких лиц определяется Комиссией. Полной проверке также подлежит каждая десятая из всех деклараций, избранная автоматизированной системой по случайному принципу. Этим необычные антикоррупционные подходы не исчерпываются — предусмотрен еще и мониторинг образа жизни. Сказано лишь, что он не должен предусматривать чрезмерного вмешательства в право на неприкосновенность личной и семейной жизни лица. Выявление фактов несоответствия декларации образу жизни влечет дисциплинарную или уголовную ответственность.

Широкие полномочия Комиссия имеет в кадровых вопросах относительно уполномоченных подразделений (с ними согласовывается назначение и привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей антикоррупционных подразделений, созданных при органах и учреждениях). Кроме того, в отношении любого госслужащего Комиссия может вынести предписание, обязательное к исполнению, в том числе и в случае нарушения правил этического поведения. Выполнение функций Комиссии реализуется с помощью определенных инструментов: прием по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательные для исполнения нормативно-правовые акты, а также подача исков о признании незаконными нормативно-правовых актов, решений, выданных (принятых) в результате совершения коррупционного правонарушения. При этом контроль за самой Комиссией прописан недостаточно четко: в частности, не прописан порядок обнародования отчетов о деятельности.

Также Комиссия способна проводить антикоррупционную экспертизу проектов или действующих нормативных актов. Она информирует соответствующий комитет парламента или Кабинет Министров Украины о проведении экспертизы, что является основанием для приостановления процедуры его рассмотрения или принятия, но на срок не более десяти дней.

Выгодные предложения

Максимальная совокупная стоимость подарков, полученных госслужащим из одного источника в течение года, составляет пять прожиточных минимумов, установленных для трудоспособного лица (сейчас сумма ограничена одной минимальной зарплатой). К подаркам будет приравнено материальное или нематериальное благо, полученное не только безвозмездно, но и по цене, которая является ниже минимальной рыночной.

Детально урегулировано поведение чиновника в случае получения предложения неправомерной выгоды. При получении такого предложения служащие: 1) отказываются от предложения; 2) по возможности идентифицируют лицо, которое сделало предложение; 3) привлекают свидетелей; 4) письменно сообщают о предложении непосредственному руководителю, в уполномоченное подразделение и одному из специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции. Запрещается принимать неправомерную выгоду или подарок для использования в дальнейшем в качестве доказательства.

Ужесточается регулирование совместной работы близких лиц (исключается положение, позволяющее лицам находиться в подчинении близких лиц, если они работают в области образования, науки, культуры, здравоохранения).

Урегулирование конфликта интересов осуществляется путем устранения лица от выполнения задания, совершения действий, принятия решения или участия в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов; применения внешнего контроля за выполнением лицом соответствующего задания; ограничения доступа лица к определенной информации; пересмотра объема служебных полномочий лица; перевода лица на другую должность; увольнения лица.

Кроме того, Уголовный кодекс будет дополнен новыми статьями: 3661 «Декларирование недостоверной информации» и 3701 «Применение негативных мер воздействия к разоблачителям коррупции».

В целом следует отметить, что многие из предложенных новаций являются оправданными, однако эффективность их реализации чересчур зависит от работы предусмотренной проектом Комиссии. Несмотря на широкое обсуждение роли общественности в антикоррупционной политике, ей так и не были делегированы новые полномочия.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Ношение по праву

Государство и юристы

IV Западноукраинский

Входы и выгоды

Документы и аналитика

Ввернуть залог

Новости юридических фирм

Частная практика

Р. Марченко представит Украину в рабочей группе ICC по международному арбитражу

МЮФ Integrites провела семинар, посвященный практическому опыту в сделках по недвижимости в Крыму

«Юридическая группа LCF» защитила интересы ГП «Завод 410 ГА»

ЮФ «Астерс» консультирует МФК в связи c финансированием ПАО «Мироновский хлебопродукт»

Отрасли практики

Контр-факт

Пилотный запуск

Сила в единстве

Читать недействительным

С долгом — сделано

Практическая участь

Легитимный резидент

Репортаж

Уму постижимо

Решения недели

Судебная практика

Уволили незаконно

Неподтвержденный статус

В должности не восстановили

Самое важное

Публичный разговор

Вынести спор из избы

Еще раз уточнили-объяснили

Олимпийское неспокойствие

Судебная практика

Вернуть утраченное

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы применения положений статьи 1212 Гражданского кодекса Украины

Судебная практика

Выбыть без повода

Обеспечение иска

Контактные нормы

В порядке включения

Судебная практика

Судебные решения

Признание недействительными государственных актов на право собственности

Тема номера

Инструмент засчитан

Протестные устроения

Форум

Невский респект

Частная практика

Доверяй и проверяй

Установление доступа

Інші новини

PRAVO.UA