Вопрос принятия в эксплуатацию объектов самовольного строительства в настоящий момент является самым противоречивым и запутанным. В первую очередь это объясняется отсутствием единого нормативно-правового акта, который урегулировал бы указанные отношения. Такая попытка была предпринята Кабинетом Министров Украины путем принятия постановления «Об утверждении Временного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и строениями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ» № 1035 от 9 сентября 2009 года (Временный порядок). Однако и он распространяется только на объекты, возведенные гражданами.
Официальная статистика гласит, что за 6 месяцев 2010 года ввели в эксплуатацию 3,2 млн кв. м общей площади жилья, из них почти половина (49,6 % общего объема) — в соответствии с Временным порядком. Страницы газет и Интернета пестрят статьями о том, что узаконить самовольное строительство стало проще. Так ли это на самом деле?
На мой взгляд, противоречивость и недоработка отдельных положений указанного нормативно-правового акта негативно повлияла на хорошую задумку этого проекта. Первое, о чем необходимо сказать, — это о самом названии постановления Кабинета Министров Украины. Как следует из его формулировки, в исследуемом постановлении речь идет о принятии в эксплуатацию самовольных строений, возведенных без разрешения на выполнение строительных работ. Но понятие «самовольное строительство» намного шире, оно включает в себя: 1) строительство на земельном участке, который не был отведен для этой цели; 2) строительство без надлежащего разрешения; 3) строительство без утвержденного проекта (статья 376 Гражданского кодекса Украины).
Содержание Временного порядка позволяет прийти к выводу о том, что оно охватывает не только строительство, осуществленное без разрешения на выполнение строительных работ, но и строительство на неотведенном земельном участке или на земельном участке с другим целевым назначением (согласно Временному порядку, для жилых домов до 200 кв. м не требуется документ, удостоверяющий право на землю), а также строительство без утвержденного проекта. Таким образом, требует уточнения само название постановления Кабинета Министров Украины.
Достаточно противоречивыми являются также сроки строительства, определенные во Временном порядке. Пункт 1 постановления указывает, что оно распространяется только на самовольные строения, возведенные в период с 5 августа 1992 года по 1 января 2008 года.
Во-первых, Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного регулирования в сфере строительства жилья» от 29 июня 2010 года были внесены изменения в статью 301 Закона Украины «О планировании и застройке территории», которой установлено, что «упрощенный» порядок принятия в эксплуатацию распространяется на частные дома, сооруженные не до 1 января 2008 года (как было определено Временным порядком), а до 31 декабря 2008 года. В связи с этим Государственной архитектурно-строительной инспекцией дано разъяснение № 26-17-4596 от 3 августа 2010 года о том, что Временный порядок применяется в части, не противоречащей Закону Украины «О планировании и застройке территории».
Во-вторых, непонятно, каким образом заявитель должен подтвердить, что объект был построен в период с 5 августа 1992 года по 1 января 2008 года. Учитывая, что БТИ вносит в техпаспорт данные о времени постройки объекта со слов домовладельца, но не ранее даты предыдущей инвентаризации, было бы целесообразно определить только крайний срок постройки объекта — до 31 декабря 2008 года.
Граждане и юристы-практики столкнулись также с необходимостью предоставления разного пакета документов для «узаконивания» самовольного строительства. Так, пункт 3 Временного порядка предусматривает, что для принятия в эксплуатацию частных жилых домов площадью до 200 кв. м включительно, количество надземных этажей которых не превышает двух, застройщику необходимо предоставить технический паспорт БТИ и справку о согласовании принятия строения в эксплуатацию, выданную на основании решения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, а для домов площадью более 200 кв. м, — кроме указанных выше, также документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, и отчет о проведении технического осмотра на соответствие здания стандартам, строительным нормам и правилам, нормативным актам по пожарной безопасности, санитарному законодательству, составленный организацией, имеющей соответствующую лицензию, и согласованный с органом государственного пожарного надзора и государственной санитарно-эпидемиологической службой.
Казалось бы, все просто, ведь для оформления самовольно возведенных объектов необходим минимум документов. Но проблема в том, что на местах устанавливают разные требования для получения справки органов местного самоуправления о согласовании принятия строения в эксплуатацию. Поэтому перечень документов, который фактически должен предоставить заявитель, кажется весьма значительным.
Например, согласно решению исполнительного комитета Мариупольского городского совета Донецкой области № 422 от 17 ноября 2009 года, застройщик независимо от площади самовольно построенного здания обязан предоставить техпаспорт БТИ, справку БТИ о наличии самовольно возведенных объектов, документ на землю, правоустанавливающий документ на основной объект, отчет о проведении технического осмотра, согласованный с органами пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической службой, квитанцию об оплате паевого взноса на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города.
При получении справки-согласования в исполкоме Ленинского районного совета г. Донецка от автора этой статьи, кроме вышеперечисленных документов, потребовали копии договора на вывоз твердых бытовых отходов, согласие соседей, удостоверенное председателем квартального комитета. Встречаются случаи, когда в исполнительный комитет необходимо предоставлять документы, подтверждающие сроки окончания строительства (данные похозяйственной книги, материалы технической инвентаризации БТИ, учетные данные правления садовых обществ), выкопировку из генплана относительно земельного участка, на котором расположено строение, с нанесенными красными линиями и проектными линиями охранных зон.
Но проблема состоит не только в объеме документов, необходимых для оформления самовольного строительства, но и в значительных финансовых затратах, которые должен понести заявитель при получении справок органов пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической службы, оплате паевого взноса на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города, хотя они и не предусмотрены Временным порядком.
Неурегулированным во Временном порядке остался вопрос принятия в эксплуатацию самовольно возведенных хозяйственных построек (пристроек, гаражей, сараев, кухонь и т.д.) отдельно от жилых домов. А ведь именно эти объекты в большинстве случаев строятся самовольно. Ввиду их незначительной площади застройщики не уделяют должного внимания документам при их создании.
Согласно письму Государственной архитектурно-строительной инспекции № 22-19/1-2033 от 13 апреля 2010 года, Временный порядок не распространяется на хозяйственные постройки, их необходимо вводить в эксплуатацию в соответствии со статьей 30 Закона Украины «О местном самоуправлении» в общем или в судебном порядке. Из этого следует, что для получения сертификата соответствия для самовольно построенного гаража необходимо собрать такой же пакет документов, который предусмотрен во Временном порядке для жилых домов площадью более 350 кв. м, а также оплатить паевой взнос на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры (как это определено большинством внутренних документов органов местного самоуправления).
Подводя итог вышесказанному, следует отметить следующее. В настоящий момент большинство объектов, самовольно построенных гражданами, узакониваются в судебном порядке, что часто быстрее и дешевле, однако тоже не лишено своих сложностей. Остается надеяться на то, что правительство, проанализировав правоприменительную практику, устранит существенные недостатки, что позволит Временному порядку быть более эффективным.
ТРОФУНЕНКО Наталья — адвокат, старший преподаватель кафедры хозяйственного права Донецкого национального университета, г. Донецк
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…