Деньги любят счет, особенно валютный, и без государственного контроля в данной сфере не обойтись. Впрочем, держать руку на пульсе валютной системы лучше в мягкой перчатке, а не в ежовой рукавице, решил регулятор: вскоре на Украине должен состояться переход на новую, более либеральную модель валютного регулирования. Национальный банк Украины (НБУ) уже разработал необходимые изменения — проект Закона «О валюте» (законопроект), который должен стать единым рамочным законодательным актом, нормирующим вопросы организации валютного регулирования и осуществления валютного надзора в нашей стране.
В НБУ считают, что введение новой модели валютного регулирования невозможно при действующей устаревшей и перегруженной нормативно-законодательной базе, куда входят правительственный Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и многочисленные нормативно-правовые акты. Цель нового Закона «О валюте» — введение свободного проведения валютных операций. Документ установит общие правовые основы в сфере проведения валютных операций и осуществления валютного регулирования и валютного надзора, а также определит права и обязанности субъектов валютных операций и ответственность за нарушения норм валютного регулирования.
В законопроекте говорится, что валютное регулирование должно основываться на принципах независимости монетарной политики государства, гибкого валютного курса, независимости НБУ в формировании и внедрении валютной политики, приоритета рыночных инструментов валютного регулирования над административными, свободы проведения валютных операций, осуществления государственной политики в области валютного регулирования и валютного надзора в целях обеспечения стабильности финансовой системы и платежного баланса Украины.
В свободном полете
Принцип свободы проведения валютных операций, задекларированный в законопроекте, означает, что любые валютные операции осуществляются без ограничений, если иное не предусмотрено валютным законодательством. Проще говоря, разрешено все, что прямо не запрещено. Кроме того, в сфере осуществления валютных операций нерезиденты получат все права, предоставленные резидентам Украины. Впрочем, в некоторых случаях НБУ сможет вводить (на срок до шести месяцев с возможностью пролонгации) определенные меры защиты, в том числе устанавливать различные режимы регулирования валютных операций для разных субъектов.
Как и раньше, национальная валюта (гривна) останется единственным законным средством платежа на территории Украины. При этом иностранную валюту можно будет использовать для операций по осуществлению иностранных инвестиций, операций банков, небанковских финансовых учреждений и национального оператора почтовой связи по предоставлению некоторых финансовых услуг и т.д.
Торговля валютными ценностями в наличной форме будет осуществляться только через уполномоченные учреждения в соответствии с валютным законодательством. Трансграничный перевод средств осуществляется в национальной и иностранной валютах без ограничений, говорится в законопроекте, но только через уполномоченные учреждения. Предложено установить, что трансграничное перемещение физическими лицами валютных ценностей в сумме, равной или превышающей эквивалент 10 000 евро, подлежит письменному декларированию. А трансграничное перемещение юридическими лицами валютных ценностей, согласно проекту, осуществляется через уполномоченного представителя без ограничения суммы, но также на условиях письменного декларирования. Переслать валютные ценности почтой можно будет только как почтовые отправления с объявленной стоимостью.
Согласно законопроекту, останутся только два типа лицензий: банковская (содержит в себе и валютную) и валютная для небанковских учреждений. Уведомительный характер некоторых процедур — еще одна новация законопроекта. Например, если сейчас необходимо обращаться в НБУ за разрешением для валютных операций, то по новым правилам нужно будет лишь сообщить регулятору, что операция состоялась.
Надзорные ситуации
Законопроектом предполагается, что валютный надзор на Украине будет осуществляться органами валютного надзора и агентами валютного надзора. Органы валютного надзора — НБУ, государственный орган, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику (Государственная фискальная служба), и центральный орган исполнительной власти в области связи («Укрпочта»). Данные органы вправе проводить проверки по вопросам соблюдения требований валютного законодательства, при этом могут требовать предоставления доступа к системам автоматизации валютных операций, подтверждающим документам и другой информации о валютных операциях, а также объяснений по соответствующим валютным операциям.
НБУ будет осуществлять надзор за уполномоченными учреждениями (банками), которые и являются агентами валютного надзора. Такие учреждения при проведении ими валютных операций осуществляют непосредственный надзор за выполнением требований валютного законодательства субъектами хозяйствования (кроме других уполномоченных учреждений) и физическими лицами, осуществляющими валютные операции через эти уполномоченные учреждения, и предоставляют информацию (отчитываются) НБУ. Агенты валютного надзора вправе требовать у субъектов валютных операций документы, связанные с осуществлением этих операций.
Взгляд в будущее
Юрий Кацер, старший советник «КПМГ-Украина», называет законопроект революционным: «Предложенные нововведения в сфере валютного регулирования и контроля определенно являются революционными для Украины. Имплементация принципа «разрешено все, что прямо не запрещено законом» будет способствовать развитию и активизации инвестиционных операций в нашей стране. Новая модель валютного регулирования направлена на установление приоритета рыночных инструментов над административными мерами регулирования валютных отношений. Режим свободного движения капитала предполагает отсутствие валютных ограничений. Соответственно, соблюдение бизнесом требований валютного законодательства Украины станет предметом валютного надзора, осуществляемого соответствующими органами и агентами, а не предметом валютного контроля административными мерами».
При этом г-н Кацер обращает внимание на то, что полностью исключить установленные сегодня НБУ ограничения не удастся в ближайшее время: «В соответствии с заключительными и переходными положениями законопроекта меры защиты, установленные нормативно-правовыми актами НБУ, принятыми с целью имплементации норм закона и вступающими в силу одновременно со вступлением в силу закона, действуют бессрочно до момента признания их НБУ утратившими силу, но в любом случае не раньше введения в действие закона о международном сотрудничестве Украины в области налогообложения, который будет определять меры по имплементации Украиной плана BEPS».
«На данный момент на Украине развитие бизнеса в частности и экономическая жизнь в целом происходят не благодаря, а вопреки действующему валютному регулированию, — отмечает Владислав Чуприна, юрист LEMAN International Law Group. — И если подобные меры были оправданы три года назад в целях стабилизации ситуации на валютном рынке, то сейчас найдется мало оправданий ограничениям, которые отталкивают зарубежных инвесторов и создают преграды для отечественных предпринимателей. И в этом контексте глотком свежего воздуха должен стать новый проект Закона «О валюте», разработанный НБУ».
Прежде всего г-н Чуприна акцентирует внимание на отмене индивидуальных лицензий на совершение инвестиций за границу: «Сложность получения таких лицензий фактически вынуждала либо существенно задерживать момент совершения финансовых операций, либо вовсе совершать их без получения необходимых разрешений, создавая таким образом для огромного числа лиц статус правонарушителей, находящихся под постоянным страхом быть наказанными за это. К примеру, согласно данным НБУ, в 2013 году было выдано 213 лицензий, в 2014-м — 176, в 2015-м — 107, а в 2016-м — 68. Согласитесь, эти цифры уж никак не отображают реальные объемы и количество проводимых валютных операций, если учесть широкий спектр действий, подразумеваемых под понятием «инвестирование за границу». В этом же контексте стоит отметить и введение возможности проведения валютных операций без ограничений, отмену большинства санкций за несоблюдение валютного законодательства, уравнивание в правах резидентов и нерезидентов, а также переход с разрешительного характера проведения валютных операций к уведомительному. Все эти меры, безусловно, позволят как повысить инвестиционную привлекательность Украины, так и дать возможность рынку свободно функционировать без необходимости тратить огромное количество времени и средств на получение необходимых разрешений и соблюдение «удушающих» требований».
Публичное обсуждение законопроекта уже подходит к концу, и предложения НБУ с учетом полученных замечаний будут представлены Национальному совету реформ. После принятия нового закона и до вступления его в силу предполагается полугодовой переходный период, необходимый для принятия и согласования подзаконных нормативно-правовых актов. Каким бы прогрессивным и полезным ни был закон, все же именно этой подзаконной нормативкой будут регулироваться конкретные правила игры.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…