11 апреля 2007 года Верховным Советом Украины в первом чтении принят законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле на Украине» № 3043 от 21 марта 2007 года (проект). По своей сути законопроект является основным актом валютного законодательства, регулирующим базовые вопросы обращения национальной и иностранной валюты на Украине. В случае принятия проект заменит действующий декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 1993 года (декрет) и Закон Украины «О порядке расчетов в иностранной валюте» (Закон).
Основные нововведения представлены ниже.
Законопроектом (статья 10) предусмотрено, что в случае ухудшения состояния платежного баланса Украины Национальный банк вправе временно (до 6 месяцев) вводить обязательную продажу 50 % от общей суммы поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов.
В случае покупки резидентом иностранной валюты за украинскую валюту на валютном рынке Украины с целью использования этой валюты при исполнении обязательств неиспользованная валюта подлежит обязательной продаже в течение пяти банковских дней. В случае возврата нерезидентом иностранной валюты в пользу резидента в результате неисполнения обязательств по контракту неиспользованная валюта подлежит продаже в течение пяти банковских дней. При этом позитивная курсовая разница ежеквартально направляется резидентом в Государственный бюджет Украины, а негативная относится к результатам хозяйственной деятельности резидента.
Следует отметить, что Главное научно-экспертное управление Верховного Совета возражает против этого положения. Поэтому существует вероятность, что в процессе рассмотрения законопроекта в парламенте данная статья будет изменена или отменена.
Проектом, как и действующим декретом, предусмотрено право Национального банка Украины (НБУ) выдавать генеральные и индивидуальные лицензии на осуществление валютных операций, которые подпадают под режим лицензирования.
Однако, в отличие от декрета, проект предполагает выдачу индивидуальной лицензии не для осуществления конкретной разовой операции, а для осуществления валютных операций на определенный срок на условиях и в порядке, предусмотренных в такой лицензии.
Проектом значительно изменен перечень валютных операций, подлежащих лицензированию. Разница между действующим перечнем лицензируемых операций и перечнем, предусмотренным проектом, представлена в таблице.
Согласно законопроекту, физические лица — резиденты Украины могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках за пределами Украины, расположенных в странах, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, в настоящий момент в нее входят: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США) или Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием «грязных» денег.
Согласно пункту 4 статьи 21 законопроекта, физическим лицам-резидентам разрешается осуществлять переводы денежных средств со счетов в украинских банках на счета в иностранных банках в пределах 100 000 евро в год. Перечисление сумм, превышающих 100 000 евро в год, возможно при условии использования специального счета. Специальным счетом для этих целей является счет, открытый в украинском банке или филиале иностранного банка для осуществления валютных операций.
По общему правилу (статья 24 законопроекта), резиденты и нерезиденты получают право ввоза на Украину иностранной валюты, валюты Украины, ценных бумаг, дорожных чеков без ограничений при условии соблюдения таможенного законодательства. Как резиденты, так и нерезиденты получают право на одноразовый ввоз на Украину валютных ценностей, в том числе наличных денег, дорожных чеков, ценных бумаг на сумму до 10 000 евро без декларирования в таможенном органе.
Согласно законопроекту, нерезиденты имеют право без ограничений открывать счета в украинских банках как в гривнах, так и в иностранной валюте. Порядок открытия и использования нерезидентами счетов в украинских банках должен утвердить НБУ.
Согласно законопроекту, на резидентов и нерезидентов возлагается обязанность выполнить требование НБУ о резервировании денежных средств. Порядок резервирования устанавливает НБУ. Срок резервирования не может превышать полгода. Возврат зарезервированной суммы осуществляется в день окончания срока резервирования. Зарезервированные суммы не включаются в состав ликвидационной массы в случае банкротства банка.
Если внешнеэкономический контракт предусматривает отсрочку платежа за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) более чем на один год, НБУ вправе требовать резервирования денежных средств в размере 10 % от суммы валютной операции за каждый последующий год отсрочки.
Резиденты обязаны обеспечить поступление на свои счета от нерезидентов национальной или иностранной валюты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Резиденты обязаны обеспечить возврат на Украину денежных средств, уплаченных нерезидентам, за непоставленные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию или права интеллектуальной собственности).
Проектом указываются случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои счета в банках национальную или иностранную валюту.
В связи с изменениями в порядке валютного регулирования введены новые виды санкций за нарушения в данной области. Так, за осуществление операций с валютными ценностями без соответствующей специальной лицензии предусматривается штраф в сумме, эквивалентной 25 % стоимости этих валютных ценностей в пересчете на валюту Украины по курсу НБУ на день осуществления таких операций.
За нарушение нерезидентами и резидентами порядка проведения валютных операций также устанавливается штраф в размере, эквивалентном 25 % суммы данных операций. При этом к валютным операциям относятся операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также с использованием валютных ценностей в качестве средства платежа, ввоз на Украину и вывоз с Украины валютных ценностей, перевод и пересылка валютных ценностей на Украину без использования счета; перевод и пересылка валютных ценностей со счета в иностранном банке на счет в украинском банке, и наоборот.
За несвоевременную подачу, сокрытие или недостоверность отчетности о валютной операции сумма штрафа устанавливается НБУ, однако не может превышать 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть 340 гривен). За нарушение сроков проведения валютных операций и последующего резервирования взимается пеня в размере 0,3 % от суммы недополученной выручки в пересчете на украинскую валюту по курсу НБУ за каждый день просрочки, в то же время общая сумма начисленной пени не должна превышать суммы задолженности.
Как видим, законопроектом предусмотрено немало нововведений, однако вероятность того, что он будет принят в таком виде, полагаю, невысока. Остается следить за повесткой дня парламентских заседаний и комментариями специалистов.
ВОЛКОВ Артем — юрист юридической фирмы «АНК», г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…