В результате ВТОрого чтения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (465) » В результате ВТОрого чтения

В результате ВТОрого чтения

16 ноября с.г. Верховным Советом Украины был принят Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О внешнеэкономической деятельнос­ти», субъектом законодательной инициативы которого выступил Президент Украины. По сути, данные изменения направлены на гармонизацию отечественного законодательства с нормами, действующими в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), и, по задумке разработчиков, должны приблизить Украину ко вступлению в эту организацию. Предлагаем читателю ознакомиться с правилами, по которым будет осуществляться внешнеэкономическая деятельность после вступления в силу данного Закона.

Основы основ

Для начала стоит указать, что изменены только отдельные статьи. В частнос­ти, статью 7 Закона Украины «О внешнеэкономической ­деятельности» (Закон), которой определяются основы осуществления государством регулирования внешнеэкономической деятельности, дополнено положениями, применяемыми к регулированию импорта из стран, являющихся членами ВТО. К таким операциям может применяться национальный режим (когда импортированным товарам из стран ВТО предоставляется режим не менее благоприятный, нежели для аналогичных товаров отечественного происхождения) или режим наибольшего благоприятствования (то есть устанавливаемый режим товара для любой страны-импортера должен быть немедленно применен к аналогичным товарам, импортируемым из стран ВТО). При этом национальный режим применяется относительно установленных налогов и сборов, а также установленных нормативными актами правил и требований внутренней продажи, предложения продажи, купли, транспортировки, распределения, а также правил количественного регулирования, которым устанавливаются требования относительно смешивания, переработки и использования товаров в определенных количествах или пропорциях. А вот режим наибольшего благоприятствования, со вступлением в силу изменений, будет применим к пошлинам, таможенным сборам, методам их взыскания, а также правилам и формальностям в связи с импортом.

В последней части измененной редакции указанной статьи 7 Закона устанавливается, что режим наибольшего благоприятствования в форме преференций может применяться не только к импорту товаров из стран — членов ВТО. Он может распространяться и на товары происхождением из стран, с которыми Украина заключила соглашения о свободной торговле или таможенном союзе, либо промежуточные соглашения, которые в будущем приведут к созданию зон свободной торговли и таможенных союзов.

Лицензирование в ВЭД

Помимо упомянутой выше статьи 7 Закона, изменения коснулись еще трех статей, изложенных в новой редакции. В частности, это статья 16 Закона о лицензировании внешнеэкономических операций. Как и прежде, на Украине будет существовать две формы лицензирования — автоматическое и неавтоматическое. Среди изменений, содержащихся в новой редакции, прежде всего отметим установление возможности и, главное, оснований для отмены автоматического лицензирования. Последнее может применяться в случае прекращения обстоятельств, ставших основанием для его введения, а также если существуют другие процедуры, с помощью которых можно решить задачи, для решения которых устанавливается автоматическое лицензирование.

Что касается количественных ограничений, применяемых в регулировании ВЭД, то, как указано в новой редакции рассматриваемой статьи, они могут применяться исключительно на недискриминационной основе. А это означает, что никакие запреты и ограничения в отношении товара, импортируемого на таможенную территорию Украины или экспортируемого с Украины, не могут применяться нашим государством иначе, нежели в случае, если подобные ограничения импорта с Украины или экспорта на Украину аналогичных товаров применяются третьими странами. При этом указанная норма применима ко всем подобным случаям, если международным соглашением Украины не предусмотрено иное.

Помимо этого, законом, вносящим изменения, уточнены некоторые случаи лицензирования экспорта, существовавшие и до принятия данного закона. Например, лицензирование, применяемое в случае существенного нарушения равновесия относительно определенных товаров на внутреннем рынке, имеющих большое значение для жизнедеятель­ности страны, предусматривается вводить только временно, до момента восстановления равновесия. А лицензирование в случае необходимости применения мер защиты национального производителя — применимо в случае ограничения экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения необходимым количеством таких материалов отечественной перерабатывающей промышленности, если внутренняя цена на такие материалы сохраняется на уровне ниже общемировых цен вследствие стабилизационной политики правительства.

Также новой редакцией уточнено, что драгоценными металлами (кроме банковских), экспорт и импорт которых лицензируется, являются только золото и серебро.

Отметим, что, как следует из принятого закона, Украина полностью отказывается от применения в сфере лицензирования антидемпинговых мер, что не означает отказа от права принятия других мер относительно защиты отечественного товаропроизводителя.

Отметим также, что новой редакцией статьи 16 установлена ответственность за осуществление внешнеэкономических операций без соответствующих лицензий. Так, органы государственной налоговой службы на основании соответствующих решений центрального органа исполнительной власти могут налагать на нарушителей штраф в размере 10 % от суммы осуществленной операции.

Полное табу

Новую редакцию претерпела и статья 17 Закона. Так, расширяется перечень запрещаемых видов экспорта и импорта. При сохранении существующих запретов запрещается экспорт исчерпывающихся природных ресурсов, если при этом ограничения применяются и относительно внутреннего потребления и производства. После вступления в силу данных изменений также будет запрещен экспорт с территории Украины товаров в пределах исполнения решений Совета безопасности ООН о применении ограничений или эмбарго на поставки товара в соответствующую страну. Наряду с существующими запретами импорта и транзита товаров, которые могут нанести вред здоровью или создать угрозу жизни населения либо негативно сказаться на окружающей среде, недопустимым также станет импорт и транзит каких-либо товаров, о которых заранее известно, что они могут причинить вред общественной морали, составляют угрозу жизни животного мира и растениям. Отметим, что запрет транзита таких товаров будет применяться только в случае, если в отношении таких товаров не будут предприняты соответствующие меры по предотвращению нанесения такого вреда.

Как аукнется…

Изменения предполагают также новую редакцию статьи 29 Закона, определяющей те меры, которые Украина имеет право применять в ответ на дискриминационные или недружественные действия других стран, таможенных союзов или экономических формирований. В новой редакции, в отличие от ныне действующего закона, не перечисляются конкретные меры, применяемые тем или иным компетентным государственным органом в случае, если есть сведения о том, что другие субъекты международных торговых отношений ограничивают осуществление законных прав и интересов субъектов ВЭД Украины. Вместо этого устанавливаются принципы и способы введения таких мер.

Отныне на законодательном уровне уточнено, что такие меры применяются исключительно на основании законов Украины, международных договоров Украины, а также согласно общепринятым нормам, стандартам и правилам международного права. В случае если страна, применившая дискриминационные меры или предпринявшая недружественные действия в отношении Украины, и Украина являются членами одной правительственной международной организации, при введении ответных мер защиты должны обязательно применяться также правила и процедуры, применяемые для урегулирования подобных вопросов, принятых такой организацией.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Гласность в судах и техника не дружат… пока

Как реформировать СБУ?

Деловая практика

Торг здесь неуместен?

Законодательная практика

В результате ВТОрого чтения

Зарубежная практика

Французский конкурент

Украинские юристы в Сан-Диего

Комментарии и аналитика

Наша служба и секретна, и трудна...

Тени уходящих миноритариев

Без вины виноватое?

Вопросы «образцового» возникновения

Нормативные трудности перевода

Неделя права

Топливо дешевеет, проезд тоже

Подготовка кадров МВД

Руководителям в судах быть!

Намечаются ли кадровые изменения в МВД?

ВСУ — законодательную инициативу

Депутаты — в ВККС?!

Приватизация — хозяйственникам

Реестр событий

РОВНОмерный Съезд

Подсудность привела во ВСЮ

Министерство юстиции: перезагрузка

Статус правительства где-то «в трех соснах»

Судебная практика

Спор за «воздушную» землю

Судебные решения

О некоторых вопросах практики применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, затронутых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2005 году и в I-м полугодии 2006 года

О полномочиях прокурора в процессе

Тема номера

Минимум рисков в операциях с землей

Частная практика

Три проекта одного закона

Юридический форум

Громкие дела совершаются тихо

Інші новини

PRAVO.UA