Новый Таможенный кодекс Украины, вступивший в силу 1 июня с.г., в целом, намного прогрессивнее своего «предшественника», однако он тоже вызывает огромное количество вопросов.
Интересным новшеством в таможенном законодательстве Украины стало введение института уполномоченного экономического оператора как формы государственно-частного партнерства.
Следует отметить, что подобная форма концепции партнерства «таможня — бизнес» впервые была очерчена на международном уровне в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) путем установления специальных процедур для «уполномоченных лиц». На основе этих правил была разработана более подробная концепция «Уполномоченных экономических операторов», которая закрепилась в системе рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE), утвержденной 23 июня 2005 года Всемирной таможенной организацией. Это стало началом активного внедрения программы уполномоченных экономических операторов (преимущественно развитыми странами), и по состоянию на март с.г. она уже применялась в более чем 40 странах мира. С 2005 года указанная концепция была закреплена в Таможенном кодексе Европейского Союза. Целью соответствующих программ было максимальное соблюдение баланса между интересами бизнеса и таможни для содействия международной торговле, уменьшения необходимых таможенных процедур при движении товара, при условии, что лица, осуществляющие такое движение товара, соответствуют четким критериям безопасности и прозрачности ведения бизнеса.
В украинском законодательстве соответствующие положения нашли свое отражение в главе 2 Таможенного кодекса Украины. Так, уполномоченным экономическим оператором может быть предприятие, которое создано согласно законодательству Украины и соответствует условиям, установленным статьей 14 Таможенного кодекса Украины, и имеет право пользоваться специальными упрощениями в соответствии со статьей 15 настоящего Кодекса.
Вместе с тем некоторые условия, соблюдение которых дает возможность предприятию получить сертификат уполномоченного экономического оператора, создают некий дисбаланс в отношениях «государство — бизнес».
Так, согласно части 1 статьи 14 Таможенного кодекса Украины, для получения сертификата уполномоченного экономического оператора предприятие должно отвечать определенным условиям. Лицо должно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в течение не менее трех лет до дня обращения в таможню с заявлением о предоставлении статуса уполномоченного оператора экономической деятельности. Также у него должны отсутствовать на день обращения в таможню невыполненные обязательства по уплате таможенных платежей, пени и задолженности согласно налоговому законодательству. Еще одним условием для получения статуса уполномоченного оператора экономической деятельности является отсутствие в течение трех лет до дня обращения в таможню фактов привлечения должностных лиц предприятия к административной ответственности за нарушение таможенных правил по статьям 472, 482 — 485 настоящего Кодекса. Кроме того, такое лицо должно иметь систему учета товаров, которая дает возможность сравнивать документы и сведения, предоставляемые таможенным органам при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления, с документами и сведениями об осуществлении хозяйственной деятельности. И последним условием является отсутствие на день обращения к таможне суммы непогашенного денежного обязательства, определенного по результатам документальной проверки.
Если первые условия можно назвать вполне адекватными, то последнее вызывает некоторое непонимание. Указанное условие сводится к наличию самого факта определения денежного обязательства по результатам документальной проверки. Выделение в отдельные пункты получения сертификата отсутствия на день обращения в таможню невыполненного обязательства по уплате таможенных платежей и пени, а также отсутствия на день обращения в таможню задолженности согласно налоговому законодательству, наличия начисленного, но не согласованного в установленном законом порядке денежного обязательства (например, налогового уведомления-решения, обжалуемого в административном или судебном порядке, срок уплаты по которому не наступил), лишают предприятие возможности получить сертификат уполномоченного экономического оператора.
Мало того, наличие непогашенного денежного обязательства, определенного по результатам документальной проверки, также является основанием для приостановления действия сертификата уполномоченного экономического оператора до момента погашения такого обязательства. Такая норма делает предприятие заложником статуса уполномоченного экономического оператора. Она лишает его возможности доказывать неправомерность начисления и заставляет либо «подчиниться силе» и безропотно заплатить начисленное, пусть даже неправомерно, денежное обязательство, либо фактически на время обжалования лишиться этого статуса.
Согласно Таможенному кодексу Украины, документальные плановые выездные проверки на предприятии, имеющем статус уполномоченного экономического оператора, должны проводиться не чаще одного раза в 30 месяцев, вместо одного раза в 12 месяцев для предприятий, не имеющих такого статуса. Но, с учетом возможности проведения внеплановых проверок и отношения государственных органов к бизнесу на Украине, это преимущество нивелируется.
Положения пункта 22 статьи 58 Таможенного кодекса Украины гарантируют уполномоченным экономическим операторам автоматическое применение метода определения таможенной стоимости по цене договора (контракта) по импортируемым товарам (стоимость операции). Однако следует не забывать о возможности осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости после завершения таможенного контроля.
Конечно, статус уполномоченного экономического оператора способствует улучшению ведения бизнеса, так как дает возможность пользоваться специальными упрощениями.
Однако механизм применения таможенных процедур для реализации специальных упрощений, прописанный в Порядке применения специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, утвержденном постановлением Кабинета Министра Украины № 447 от 21 мая с.г., весьма поверхностный. Очевидно, что специальные упрощения и механизмы их применения на практике еще долго будут совершенствоваться.
Возможно, наступит то время, когда институт уполномоченных экономических операторов действительно превратится во взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса. Но на данный момент получение специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов может обойтись очень дорого.
ЛИСОВЕЦ Татьяна — старший партнер АК «Соколовский и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…